«Красавицы не умирают»: Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова

«Всегда и везде первым женским достоинством была скромность», — пишет Карамзин. «Лучшая судьба жен­щины — тихо работать для тех, кто ведет», — утверждает Солженицын. Возможно, все это и правда, но, похоже, как раз те из женщин, о которых есть что написать, менее всего следовали чужим советам». — Людмила Третьякова, «Красавицы не умирают».

Парижский музей Орсе. Немецкий художник Франсуа Ксавье Винтерхальтер, писавший портреты парижской знати. Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879), тетя русского композитора. Вычурная золотая рама, темный фон. Волосы распущены, плечи оголены, глаза отведены в сторону. 1864 год. Здесь Варваре — тридцать лет…

Первая красавица обеих российских столиц, прототип «невозможно обнаженной» Лидии на свадьбе Левина в романе «Анна Каренина» Толстого. Эпатажная, смелая, готовая прийти на бал в просвечивающемся платье, вызывая тем самым негодование и восхищение.

Замуж уроженка дворянского рода Варя Мергасова вышла рано — в 16 лет. Её мужем стал выпускник Московского университета, остроумный гусар Николай Римский-Корсаков, который чуть ли не сразу после учебы был избран предводителем вяземского дворянства. Вскоре после свадьбы у них родился первенец. За ним — еще двое мальчишек. Получается, что на холсте Винтерхальтера Варвара Дмитриевна — мать троих детей!

Через какое-то время брак был расторгнут по инициативе супруга (из-за нее он якобы был втянут в дуэль). Варвара поселилась в Ницце, французский двор называл ее «татарской Венерой»… Говорят, саму императрицу Евгению l’emigre russe вводила в беспокойство.

Варвара Дмитриевна написала книгу, которую мне, к сожалению, не удалось найти. Но по эпиграфу «Лишения и печали мне указали Бога, а счастье заставило познать Его» понятна тематика. Предполагаю, что за достаточно разгульной молодостью, наполненной балами и развлечениями, следовала одинокая зрелость, скорее всего проведенная в поисках смысла жизни и Бога. Обычная, собственно, история. Ранняя смерть — в 45 — из-за сердечной болезни… И вечная память — благодаря выдающемуся портрету — за умопомрачительную красоту и индивидуальность. Винтерхальтер, кстати, писал ее дважды. Второй портрет, более ранний — в комментариях.

«Я свободна и независима. Мои ошибки — собственные ошибки. Мой успех — собственный успех. Я верю в себя, я все делаю сама — и не делаю из этого трагедии».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?