Архитектурных памятников в Крапивне немного. Самым крупным и значительным является Соборный Никольский храм, который расположен в центре села, на торговой площади. Выстроенная на средства тульского купца Г.С. Сушкина в 1759-1764 гг. церковь необыкновенно хороша. В 1821-1823 гг. были устроены к ней еще 2 теплых придела и построена большая трапезная.
Здание храма построено в 1759-1764 годах по проекту архитектора Ухтомского на средства Тульского купца Герасима Сушкина и крапивенских купцов Юдиных. В 1821-1823 гг. была пристроена колокольня высотой более 50 метров. Храм построен на месте разобранного деревянного храма. В 1777 г. пос. Крапивна получил статус уездного города, где находилось пять храмов. Никольский храм именовался Никольской соборной церковью. Штат состоял из протоиерея-настоятеля, священника, диакона и псаломщика, остальные храмы были одноштатными.
Храм уникален тем, что служба в нем совершалась практически постоянно: и в годы революции, и коллективизации, и во время Великой Отечественной войны. В храме сохранилось много икон конца 18 и начала 19 века, церковной утвари, имеются богослужебные книги времен царствования Петра I, Екатерины I и более позднего периода. В настоящее время храм остается одним из пяти ранее действовавших храмов. Престол в честь свт. Николая чудотворца. Приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Свт. Алексия, митрополита Московского и всея России, Чудотворца.
http://tula.eparhia.ru/blagochiniya/blag-schekino/schekino-krapivna/
Расположена в центре главной площади. По архитектуре представляет несомненный интерес. Пристройки и переделки позднейшего времени ухудшили общую композицию церковного комплекса. Церковь была построена в 1759-1764 годах, и явилась одним из последних в России зданий, возведенных еще в духе архитектуры середины XVIII столетия. В 1762 году на престол взошла Екатерина II и на смену стилю барокоо пришла классическая архитектура. В 1781 и 1802 годах церковь подверглась «обновлениям внутри» и «некоторым правкам». В 1821-1823 годах сооружена пятиярусная колокольня, устроены два теплых придела, и вероятно, построена (или расширена) большая трапезная.
Архитектура церкви – это квинтэссенция, сущность, хрестоматийный пример стиля барокко. Прихотливость, насыщенность декоративными формами, изощренная живописность, броскость и пышность сказываются буквально во всем, начиная от общего объемного решения и кончая мелкими деталями. К нижней части высокого центрального объема церкви примыкают с трех сторон вдвое более низкие полуцилиндры, придающие плану своеобразный трехлепестковый рисунок. В восточном полукружии размещен алтарь, а два боковых – служат увеличению внутреннего пространства храма. Форма плана настолько необычна для церквей середины XVIII века, что невольно возникает сомнение в построении двух боковых полукружий одновременно с основной частью храма. В украшении фасадов применен чуть ли не весь арсенал барочных декоративных форм: углы основного высокого объема криволинейно скошены и украшены парными колоннами и пилястрами. Фронтоны затейливо изогнуты. Антаблемент многократно заломлен. Декоративное оформление изобилует кривыми линиями. Во всем чувствуется несоответствие форм логичному конструктивному решению. Не менее нарядна и верхняя часть храма, хотя в завершении центрального светового барабана проступают следы каких-то более поздних переделок.
В.Н. Уклеин. От Тульских засек до Красивой Мечи.
Старинный город Крапивна назначен был уездным городом Тульской губернии в 1777 г. На XIX век приходится расцвет города в экономическом, социальном и культурном отношении, что естественно отразилось и на развитии православной церкви. Именно в конце XVIII – начале XIX века в Крапивне начинается строительство каменных церквей. В 1-ой половине XIX в. открывается церковноприходская школа, богадельня. Крапивна XIX века город, в первую очередь, купеческий. Многие купцы охотно занимались благотворительностью, жертвовали на церковь, участвовали в строительстве храмов. Поэтому при рассмотрении истории православной церкви в Крапивне небезосновательно сделать основной акцент именно на XIX столетие.
Одно из первых документальных упоминаний о церквях Крапивны датируется 1616 г. Это следующий экстракт из писцовых книг: «В прошлом во 124 (1616) году означенной церкви Божией Архистратига Михаила с приделом великомученика Георгия, да оного же града церкви Николая Чудотворца с приделом мучеников Фрола и Лавра, церкви безсребренников Козьмы и Дамиана с приделом мученика Никиты, церкви мученицы Параскевии, нарицаемой Пятницы, без придела пожалована на новой Крапивне пашенная четвертная земля…». Таким образом, в XVII в. в Крапивне было четыре приходские церкви. Помимо этого, существовал уже в это время Крапивенский Троицкий общежительный монастырь, упоминаемый в 1662 г.
До XVIII в. в истории Крапивны не встречается свидетельств об отношении города к какой-либо епархии. С XVIII в. становится известна иерархическая зависимость Крапивны от Коломенской епархии. Сохранившиеся в консисторском архиве дела, касающиеся управления градскими церквами, датируются 1743 г., но в них есть указания на обстоятельства 1723 г. В разных делах по Крапивне упоминаются все епископы Коломенские, начиная с Варлаама III, бывшего епископом Коломенским и Каширским в 1723 г. и до Афанасия III, первого епископа Коломенского и Тульского. Уездный город Крапивна относился к Тульской епархии со времени ее создания.
До 2-ой половины XVIII в. все церкви Крапивны были деревянными. В это время начинается строительство каменных церквей на месте деревянных. Постройка каменных церквей происходила, в основном, на средства прихожан. Основными жертвователями, храмостроителями часто выступали крапивенские и тульские купцы. Таковы крапивенские купцы М.Л. и А.И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г.М. Барков, М.И. Малютин, Т. Залесков, тульские купцы Г.С. Сушкин, И.С. Белобородов и многие другие. Строительство протекало не всегда скоро и исправно, так как его успех и быстрота зависели от вкладов, поступавших довольно неравномерно. Так или иначе, но в конце концов «усердие крапивенских прихожан к церкви Божией выразилось в построении храмов…».
В XIX в. в Крапивне насчитывается четыре приходские церкви: Никольская, Михаилоархангельская, Космодамианская и Троицкая, которая до 1764 г. была монастырской. Упоминаемая ранее Пятницкая церковь была упразднена в 1790 г. Помимо приходских церквей существовала также кладбищенская Всесвятская церковь.
Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Фрола и Лавра известна уже в 1616 г. Церковь была деревянной до 1759 г. Каменная церковь построена в 1759-1764 г. г. усердием тульского купца Герасима Стефановича Сушкина, «сподобившегося, — как он писал в прошении, — послужити на гроб родителя своего, строителем», по грамоте, данной преосв. Порфирием Коломенским в 1759 г. на имя Сушкина и прихожан Николаевской церкви. В мае 1764 г., по благословению преосв. Феодосия, архимандритом Тульского Предтечего монастыря Илларионом было совершено освящение новопостроенной церкви. Проект храма был сделан архитектором Иваном Бартом в 1740-х гг.
Из сочинения Филиппа Генриха Дилтея которого явствует, что в 1767 г. в Крапивне была соборная церковь. Соборной именовалась церковь Никольская. В 1764 г., после освящения построенной каменной Никольской церкви, строителем ее Г.С. Сушкиным выражено желание назначить ее Соборною, по недостатку Собора в городе. Желание это было отклонено или оставлено без внимания, вероятно потому, что собрание священноцерковнослужителей на Царские дни было тогда в Троицком монастыре. Однако стоит заметить, что в одном из документов, датированных 1783 г., священник Николаевской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви священником». Факт, возможно указывающий, что именно в этой церкви собирались священники для молебного пения после уничтожения Троицкого монастыря в 1765 г. Это вполне совпадает также с указанием Дилтея на то, что в 1767 г. (после упразднения Троицкого монастыря) в Крапивне существовала соборная церковь. В 1781 г. оказалось нужным устроить в Никольской церкви вновь иконостас. В 1802 г. преосв. Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно возобновить Св. иконы и пришедшее в ветхость постенное писание.
В 1821 г. прихожане просили у преосв. Авраама благословения пристроить к церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского, а также колокольню. В числе прихожан, подписавших прошение, был городской голова купец Алексей Иванович Юдин. Прошение было принято, и в том же году начато строительство. Придел во имя Покрова был окончен и освящен в 1822 г., а во имя Алексия Митрополита Московского в 1823 г. Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от преосв. Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 г. была построена каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой – 107 пудов).
К середине XIX в. на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 ф. серебра 84 пробы и более 14 ф. низшего достоинства. Некоторые иконы и предметы утвари были замечательны по своей ценности. Таков древний резной образ Николая Чудотворца (датировка неизвестна). В 1812 г. здесь находилась еще одна икона Николая Чудотворца, бывшая предметом спора между прихожанами и Крапивенским ополчением. Спор этот закончился не в пользу прихожан. По приговору 1-го Комитета военного ополчения и по резолюции преосв. Амвросия им было объявлено, что «в награду защитникам отечества со стороны прихожан будет богоугодным делом не отбирать у них благословенного образа». Интересна также икона 1,25 арш. длины и 1 арш. ширины) Казанской Божьей Матери с серебряным вызолоченным венцом и таким же окладом по полям, в фольговой ризе, шитой жемчугом. По преданию, купец Алексей Юдин получил эту икону от какого-то калужского купца за долг (2300 р. сер.) и пожертвовал в церковь. Из церковных книг наиболее старинным числилось Евангелие, печатанное в Москве в 1679 г.
Доходные статьи по церкви составляли 60 десятин пашенной и сенокосной земли, принадлежащей священноцерковнослужителям и отдаваемой ими внаймы. Помимо этого они пользовались процентами с двух билетов в 164 р. сер.
Большая часть прихожан церкви состояла из подгородних поселян. В XVIII в. они обыкновенно писались в церковных книгах разночинцами, а в XIX в. пахотными солдатами. Помимо горожан, прихожанами Никольской церкви являлись жители Пушкарской и Жилой слобод, деревней Каменки и Крутой. Около Николаевской церкви проходили две ярмарки: в день Покрова Божией Матери и в день Святителя Николая Чудотворца.
В сложные советские годы храм никогда не закрывался. Постановлением Совмина РСФСР 1969 г. Никольскому храму села Крапивна присвоен статус памятника архитектуры федерального значения, подтвержденный в 1995 г. указом президента РФ.
Зав. Крапивенским отделом музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» О.С. Венёвцева
http://schekinohram.ru/index.php/2010-05-06-09-41-02/2010-05-06-09-49-42
Соборная Николаевская церковь. Приход этой церкви по храму и его значению в городе называется и Никольским, и Соборным. В состав прихода входит, кроме городской части, так называемой жило1 слободы, слободы верхне-Пушкарская и нижне-Пушкарская и дер. Орлова. Население прихода состоит из 1183 человек м. п. и 1129 ж. п. Когда возник приход, сведений не сохранилось; несомненно, он уже существовал в 1616 г., как свидетельствует о том извлечение из писцовых книг этого года (см. арх. консист. 1763 № 64). Но первоначально объем его был иной: деревни Орлова прежде составляла особый приход и только, по упразднении её обветшавшей церкви, в 1818 г. была приписана к соборному приходу.
Первоначальный храм соборного прихода в 1616 г., до которого простираются наши сведения, был деревянный, во имя Святителя Николая, с приделом по имя свв. мучеников Флора и Лавра. В 1759-1764 гг. усердием тульского купца Герасима Стефановича Сушкина, вместо деревянной, построена каменная церковь во имя того же Святителя. В 1821-23 гг. стараниями городского головы, Крапивинского купца Алексея Ивановича Юдина и ц. старосты Григория Ивановича Сушкина при церкви устроены были два теплых придела, на правой стороне во имя Покрова Божией Матери, на левой во имя Св. Алексия. митрополита Московского. В то же время построена каменная пятиярусная колокольня. Храм подвергался обновлениям внутри в 1781 и 1802 гг.
Близ храма находится каменная часовня, выстроенная в память события 1-го апреля 1866 г. Другая часовня, деревянная, находится в д. Орловой на месте бывшей там до 1848 г. деревянной церкви во имя Св. Николая. В пользу храма получаются проценты с капитала 1350 руб. Причт его состоит из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Полевой земли при церкви 72 д., в пользу причта получаются также % с капитала 1964 руб. В приходе имеются две земских школы: в Пушкарской слободе и в д. Орловой и школа грамоты в д. священника с 1894 г.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. г. Крапивна, стр. 477.