Крапивна. Церковь Космы и Дамиана.

По писцовым книгам Космодамианская церковь с приделом мученика Никиты числится уже в 1616 г., по церковной же описи 1772 г. она значится деревянною и построенною в 1712 г. Вероятно, быстро приходившая в ветхость деревянная церковь в этом году возобновлялась. В 1788 г. прихожане просили у преосв. Феофилакта дозволения вместо опять же пришедшей в ветхость деревянной церкви выстроить каменную в то же наименование. В связи со смертью преосв. Феофилакта дозволение было дано в том же году епископом Рязанским Симоном, исправлявшим тогда должность Коломенского епископа. Подтверждено это дозволение в 1789 г. Афанасием Коломенским.
Строительство церкви продолжалось до 1802 г. Несмотря на это, в 1790 г. к вновь сооружаемой церкви была приписана «со всею церковною утварью, приходом и церковною землею» Пятницкая церковь, упраздненная в этом году «за ветхостью и по малоприходству». В 1793 г. Пятницкие прихожане испросили дозволения преосв. Афанасия на постройку при Космодамианской церкви теплого придела во имя Св. Великомученицы Параскевы, в память бывшей Пятницкой церкви. Придел был окончен и освящен в 1794 г. Вероятно, еще несколько лет в уже достроенной церкви продолжались некоторые работы, так как только в 1802 г. прихожанин и храмостроитель купец Григорий Иванович Платонов сообщил преосв. Мефодию, что «по силе данной 1788 года ноября 9 дня храмозданной грамоты, церковь во имя Св. мучеников Косьмы и Дамиана устроена каменным зданием и снабжена утварью» (13) и просил освятить ее. С благословения преосвященного церковь была освящена 13 февраля 1802 г. тульским соборным священником Уаром Ненарокомовым.
В 1829 г., по прошению священника Павла Колтунова и старосты Бориса Баркова, теплый придел Великомученицы Параскевы было позволено расширить из-за его тесноты. Употреблена на это была кошельковая сумма. В этом же году новоустроенный придел был освящен с благословения преосв. Дамаскина местным благочинным. Колокольня, разобранная «по причине оказавшейся в ней ветхости», была еще в 1829 г. не достроена из-за недостатка церковной суммы. Закончена она в 1837 г. На ней было 5 колоколов общим весом 118 пудов. Интерес представляет 3-й колокол весом 4 п. 24 ф. со следующей надписью: «151 (1643) г. поставился колокол на Крапивне в церкви Успению Пресвятой Богородицы. Пушкарь Крапивенский Яков Астафьев сын Ерославец, а тот колокол от той церкви ни продать ни заложить».
Из утвари Космодамианской церкви в середине XIX в. не отмечалось ничего особо ценного. Беспробного серебра на всей утвари и иконах было 22 ф. 27 зол. Самое древнее Евангелие с серебряным окладом было московского издания 1748 г. По плану и межевой книге принадлежащей священноцерковнослужителям пашенной и сенокосной земли числится 30 десятин, получаемый с нее доход – до 160 р. сер. Земля Пятницкой церкви приписана к Троицкой. Помимо этого на 1860 г. числится пять билетов, по которым причт пользуется процентами с 603 р., а церковь с 310 р. сер. Источники же 1867 г. сообщают, что «к доходным статьям причта относится три билета – непрерывно доходные: 1) в 999 р., 2) в 300 р. и 3) в 150 р. С каждого из них причт получает проценты большею частью пополам с церковью».
Большая часть прихожан состояла из разночинцев, считавшихся в 1800 г. поселянами, а позднее пахотными солдатами. Помимо городских, это были жители Казачьей слободы, деревень Московские выселки и Крутой. Ярмарки при Космодамианской церкви бывали 1 июля и 1 ноября.

Кроме городской части, в состав прихода этой церкви входит часть Казачьей слободы, все население прихода состоит из 701 души муж. пола и 725 жен. пола. О первоначальном образовании прихода ничего не известно. В первый раз указание на него встречается в 1616 г. В 1790 г. приход этот был увеличен: к нему приписан был приход упраздненной Пятницкой церкви, отчего Космо-Дамианский приход стал называться еще и Пятницким.
Первоначально Космодамианская церковь была деревянная, с приделом во имя св. мученика Никиты. В 1788 г. храм этот пришел в ветхость, и прихожане приступили к постройке каменного храма, каковая и была закончена в 1802 г. Между тем, прихожане упраздненной Пятницкой церкви вошли с ходатайством о дозволении построить при Космодамианской церкви теплый придел во имя св. вмц. Параскевы, что и было им разрешено. В 1794 г. придел был построен, но придел этот оказался слишком тесен и был распространен в 1829 г., а в 1854 г. и весь иконостас настоящей церкви сделан заново, возобновленный алтарь освящен в 1862 г.
Из предметов церковной утвари заслуживает внимания колокол по следующей на нем надписи: «лета 1643 г. поставлен колокол на Крапивне к церкви Успению Пресвятой Богородицы Пушкарь крапивенский Яков Астафьев, сын Ярославцев, а тот колокол от тоя церкви ни продать ни заложить». Эта интересная надпись составляет археологическую загадку и может давать место разным догадкам: или в 1643 г. вместо Космодамианской церкви существовала тут Успенская церковь или этот колокол, вопреки воле жертвователя, перешел из одной церкви к другой. Но для первого предположения нет ни малейшего основания; правдоподобнее другая догадка, но и тут встречается серьезное затруднение: нет ни одного указания, чтобы до 60-х годов настоящего столетия в г. Крапивне был не только храм, но даже придел во имя Успения Божией Матери. Но в виду необычайно ясного указания приведенной надписи, необходимо допустить, что в XVII столетии был храм в Крапивне во имя Успения Божией Матери, но о нем не сохранилось никаких сведений.
На содержание Космодамианской церкви получают проценты с 1646 руб. Причт состоит из священника и псаломщика, в пользу причта идут: арендная плата за церковную землю в количестве 35 десятин и проценты с 1803 руб. В приходе имеется с 1887 г. церковно-приходская школа.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». — Тула, 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 478.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?