Крамской Иван Николаевич «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника», 1866-1869

Крамской Иван Николаевич
«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника», 1866-1869
Холст, масло. 64 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Софья Николаевна Крамская (1840–1919), урожденная Прохорова, жена И.Н. Крамского, была его верной подругой и опорой на протяжении всей творческой жизни. Они познакомились в юности, когда Софье Ивановне исполнилось 19 лет, а Ивану Николаевичу 22 года. Обстоятельства женитьбы Крамского, далеко неординарные для своего времени, были «похожи на роман» по его собственным словам. В 1859 году Крамской встретил у своего приятеля-художника Иванова Софью Николаевну Прохорову, которая жила в его доме невенчанной женой. Ее положение было двусмысленным. Вскоре Иванов уехал, оставив Софью Николаевну. По понятиям того времени ее репутация была загублена. Крамской был тайно влюблен в С.И. Прохорову, «мучился и страдал», как он пишет в письме к старшему другу, земляку из Острогоржска, фотографу М.Б. Тулинову в 1862 году, но «развязки… не ускорил, да… и не думал о развязке». В 1863 году Крамской женится и рождается его первенец – сын Николай. Позже художник скажет о жене, что в юности «угадал человека верно».

Портрет, который сама модель называла «В саду», был написан в период проживания членов Санкт-Петербургской артели художников, старостой которой был избран Крамской, в доме Стенбока на углу Вознесенского проспекта и Мариинской площади (1866–1869). В 1863 году четырнадцать молодых живописцев организовали первое в России независимое от опеки Академии художеств профессиональное объединение. По типу Артель художников представляла собой коммуну, напоминавшую отчасти коммуну из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Художники жили вместе с семьями в просторной квартире, вели общее хозяйство, имели общую кассу. Артель выполняла заказы на церковные образа и портреты. Устраивались рисовальные вечера, шумные и веселые артельные четверги стали одним из центров притяжения художественной жизни тогдашнего Петербурга.

Софья Николаевна изображена Крамским в светлом платье, погруженной в чтение на скамейке в тенистом старом парке. Клетчатый «шотландский» плед, укрывающий героиню от сквозняков, очевидно, неслучайная деталь в предметном окружении модели. Этот портрет, а также ряд других работ художника 1860-х годов свидетельствуют о том, что сентиментально-романтическая линия английского портрета была близка Крамскому в “артельный” период. В годы «великих реформ» 1860-х годов английская школа живописи XVIII – первой трети XIX столетия привлекала концепцией свободного, естественного человека, органичного чувства собственного достоинства, воплощенной в портретном жанре. В 1863 году журнал “Русский вестник” поместил в двух номерах большую статью Д.В. Григоровича об английском искусстве. Особое внимание Григорович уделил “Портрету Нелли О`Брайн” Рейнольдса (1760–1762, коллекция Уоллас), описание которого перекликается с портретом Крамского «За чтением»: «Это одна из тех впечатлительных, страстно-метательных девушек, с воображением, разгоряченным чтением поэтов и романов, тех девушек, которым минутами тесно бывает в домашней прозаической среде; она убежала в парк, отыскала самое затаенное глухое место в зелени, уселась на скамью и вся отдалась своим мечтам… выражение, поза, расположение, неожиданный эффект полусвета… – все придает картине характер поэтического создания. Письмо необыкновенно просто, без всяких фокусов…».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?