Краишево. Краишевский Тихвинский монастырь.

Кроме всем известных и активно восстанавливаемых Каменно-Бродского, Усть-Медведицкого и Гусёвского монастырей, на территории нашей епархии до революционной трагедии ХХ века существовал ещё один женский монастырь — Краишевский Тихвинский женский мо­настырь. Село Краишево находится в Еланском районе на берегу реки Терсы. В XIX – начале ХХ века эти земли входили в Аткарский уезд Саратовской губернии. После отмены крепостного права в Саратовской губернии стали образовываться женские монашеские общины. Предлагаем внимаю читателей выдержки из книги еланского краеведа В.М.Дядиченко «Страницы истории Еланского края» (Изд-во «Лань», СПб., М., Краснодар, 2010).
С 1865 года официально начала свою жизнь христиан­ская православная Краишевская женская община… Первой начальницей общины была избрана матушка Гликерия Загуменникова. Община в самом начале своего существования преследовалась местными жителями из-затого, что была принята теми за секту хлыстов. Сельское на­чальство прогоняло сестер от родника, жители жгли сено и угоняли скот общины. Устав от притеснений, матушка Гликерия поехала к са­ратовскому епископу Иоанникию с жалобой и просьбой благословить основание общины. Владыка, прибывший сюда тайно, лично осмотрел общину и был поражен её тя­желым материальным положением. Он издал указ об ока­зании всяческой помощи бедным новопоселенцам и благо­словил строить церковь на самой вершине горы, откуда виднелись 9 сел с 11 храмами. Пока не было своего храма, сестры пели на правом клиросе Троицкой церкви в Краишевке. Волостной голова И. В. Зимацкий выхлопотал у мира разрешение общинницам жить на горе. В 1857 году Краишевское сельское общество пожертвовало им 17 деся­тин земли под усадьбу.
В1865 году власти утвердили женскую общину, а в 1899 го­ду возвели ее в ранг общежительного монастыря. В 1866 году начальницей общины назначили Гликерию Загуменникову. Община считалась самой бедной в Саратовской епархии. Ее капитал составлял: на 1885 год — 100 рублей; на 1910 год — 6075 рублей; на 1912 год — 9999 рублей. Однако местные благодетели помогали ее становлению: так, например, в 1873 году татский мещанин Я. Н. Холтурин пожертвовал общине напрестольный серебряно-золотой крест весом 95 зо­лотников, Святое Евангелие и 28 рублей на покупку потира и дискоса (всего на сумму в 200 рублей). За счет вкладов и приобретений монастырь расширил свои земельные угодья и финансовые возможности. Так, в 1877 году он купил у крестьянина Бердникова плодовый сад, а в 1880-м землю на Черной реке (Область Войска Дон­ского) в количестве 228 десятин 430 сажен за 7 000 рублей. В 1889 году в общине жили, кроме начальницы, одна мона­хиня и 201 послушница.
При новой начальнице Маргарите (из послушниц Саратовского монастыря, «послана волею владыки») община вмещает «в себя всех живущих свыше 150», приобретает за 7 тысяч рублей участок земли, строит за 5 тысяч рублей вет­ряную мельницу и новый корпус за 4 тысячи рублей. В школе при общине учатся двадцать девочек с 9 до 14-летнего возраста из разных мест». «В минувшую русско-славянско-турецкую войну начальница общины, мать Маргарита, при всей недостаточности общины в материальных средствах, нашла возможным сформировать от общины отряд сестер милосердия из восьми сестер и по окончании войны как сама, так и восемь сестер получили по знаку Красного Креста».
В 1878 году в обители открыли школу, где в 1884 году обучались 24 девочки, а в 1885/86 учебном году — 31. Пре­подавала в ней насельница Мария Васильевна, закон­чившая Камышинское городское училище. Насельницы и девочки, кроме обычных предметов, обучались в училище вышивке, шитью и сапожному ремеслу. Имелась в общине и школа живописи, и ковровая мастерская.
С укреплением общины встал вопрос о ее преобразова­нии в монастырь. На основании высочайшего повеления от 9 мая 1881 года Синод определил обратить общину в обще­жительный монастырь с таким количеством сестер, которое он сможет содержать на свои средства.8 сентября 1894 года в монастыре была устроена и освя­щена домовая Тихвинская церковь. 10 июня 1901 года освятили придел во имя святителя Николая Чудотворца во вновь построенном Успенском храме.
В 1901 году крестьянин И. В. Зимасков пожертвовал обители 50 десятин земли в 15 верстах от нее. Принадлежал монастырю и кирпичный завод, к которому в конце XIX века провели железнодорожную узкоколейку. Народ во множе­стве подтягивался к монастырю летом на Троицкую ярмар­ку, длившуюся целую неделю.
После гибели монахини Маргариты в 1907 году от рук разбойников обителью правила бывшая казначея монасты­ря монахиня Ангелина. В 1908 году к Скорбящему храму монастыря были пристроены два придела: правый — в честь архистратига Михаила и левый — во имя преподобного Се­рафима Саровского и великомученика Пантелеймона.
С началом Первой мировой войны мобилизации подверглось и духовенство монастыря. Краишевский священник Николай Аркадакский по резолюции владыки от 19 августа 1916 года был назначен на должность полкового священника в 150-й запасной пехотный полк в г. Вольске. Николай Селезнев, священник того же мона­стыря, резолюцией от 8 апреля 1917 года был направлен в 3-й запасной пулеметный полк в Саратове.
Из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год: «С. Краишевка. Краишевский Тихвинский женский мо­настырь. Храмов в монастыре четыре: главный — во имя Успения Божией Матери, каменный, холодный, трехпрестольный; храм, построенный в 1866 году и перестроенный в 1906 году на средства обители, деревянный, обложенный кирпичом, теплый, стоит в связи с жилым корпусом, Главный престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости»; храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, дереянный, обложенный кирпичом, теплый, находится под жилым мо­настырским корпусом. Освящен в 1894 году; храм на источнике, каменный, холодный, однопрестольный, во имя святой мученицы Параскевы. Исполняет должность настоятельницы — мона­хиня Ангелина (66 лет, в должности с 1907 года), казначея — мона­хиня Илария. Манатейных монахинь в монастыре 8, послушниц 293». Из другого раздела «Справочной книги Саратовской Епар­хии» за тот же 1912 год узнаем, что манатейных монахинь в мона­стыре 46, послушниц 255. Обитель была разрушена в 1920-е годы. От монастыря остался только родник «Краишевский», объявленный государственным водным памятником. В фондах областного краеведческого музея сохранились несколько фотографий и рисунков монастыря, переданных семьёй Коноваловых. С 1907 по 1917 гг. велась фотолетопись Краишевского Тихвинского женского монастыря благодаря трудам монахини-фотографа Ларисы Коноваловой. Глядя на ее работы, мы понимаем, какой была обитель в последние годы своего существования. Фотодокументы исчезнувшего монастыря раскрывают нам картины его жизни начала 20-го века: панорама монастыря, иконостас Тихвинской церкви, часовня у Святого источника, водокачка обители, корпуса монастыря, монастырский лазарет, учебный класс монастырской школы, ученицы монастырской школы, монахини, послушницы, солдаты.
http://урюпинская-епархия.рф/istoriya-kraishevskogo-monastirya/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?