Крачковский Иосиф Евстафьевич
«Жатва при вечернем освещении», (1884)
Холст, масло 60 x 115 см
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова
Картину «Жатва при вечернем освещении» Крачковский написал в 1884 году. В ней соединились традиции русских реалистов и французских художников барбизонской школы, которые создали самостоятельную разновидность реалистического пейзажа. Характерным приемом барбизонской школы было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в мастерской.
Фигуры крестьянок на картине Крачковского органично вписаны в окружающий пейзаж. Линию горизонта формирует малиновый закат с золотистым оттенком. Он же создает перспективу, высвечивая передний план и погружая в тень остальную часть пейзажа с деревьями и небом.
Картина написана лессировкой в духе академистов первой половины XIX века. Так называется техника создания глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного тона. Умение работать с оттенками, точная передача световоздушной среды и наполненность пейзажа воздухом были характерны для пейзажей Крачковского.
Художник писал «алла прима» (от итальянского alla prima), то есть по сырому, не дожидаясь, пока высохнет уже нанесенная краска. Крачковский считал, что большое количество слоев вредит яркости красок.