В нижней части Козьмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор — храм-памятник царю-освободителю Александру II. Это был один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при его жизни.
4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Оно оказалось неудачным. И в память чудесного спасения жизни царя — освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861 году, козьмодемьянцы закладывают этот собор. Он был построен в 1872 году на средства прихожан М.И. Дьяконова, В.И. Замятина, Я.А. Морозова. Собор былл трехпрестольным: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными “приземистыми” куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве: те же килевидные завершения стен с медальонами в каждом нефе, те же граненые колонны на фасаде и граненые купола. Очевидно воздействие архитектуры московского храма было столь сильным, что зодчие старались придать своим провинциальным творениям черты столичного сооружения.
До революции в храме действовала центральная церковно-приходская школа. Церковным старостой был почетный гражданин города Павел Федорович Бычков. Колокола располагались на колокольне, которая не сохранилась. Семь колоколов благовестили на всю округу. Самый большой колокол весом свыше 139 пудов был отлит в начале XIX века в Чебоксарах. Второй или “подбольшой” колокол был изготовлен в 1882 году мастером Константином Бакулевым и весил более 50 пудов. Третий и четвертый колокола были отлиты в городе Слободском Вятской губернии и весили соответственно 31 и 15 пудов.
Храм был закрыт в 1929 году. Здание собора лишилось пятиглавия и было передано под краеведческий и художественный музей. И только в конце 90-х годов XX века Смоленский собор вновь обрел свое истинное предназначение. В короткие сроки было реставрировано пятиглавие, началось воссоздание внутреннего убранства. 1 августа 1998 года в храме начались богослужения, а 11 сентября состоялось освящение собора Преосвященнейшим Иоанном, епископом Йошкар-Олинским и Марийским.
Официальный сайт Йошкар-Олинской епархии РПЦ, http://mari.eparhia.ru
Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери в городе Козьмодемьянске был построен в 1772 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова. Главный престол освятили во имя Смоленской иконы Божией Матери, правый придел – в честь Архистратига Божия Михаила, левый – во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1910 году к храму были приписаны две часовни, одну из которых построили в 1883 году в память 300-летия Козьмодемьянска и в честь коронации императора Александра III. До революции при церкви действовала церковно-приходская школа.
В советское время духовенство и верующие Смоленского собора не уклонялись в обновленчество, находились под омофором Патриарха Тихона, а в последующие годы – митрополита Сергия (Страгородского). Смоленский собор был закрыт 21 апреля 1932 года постановлением Мароблисполкома, здание передали под краеведческий и художественный музей.
В 1990 году, в связи с возрождением религиозной жизни в стране, в Козьмодемьянске была зарегистрирована церковная община, до 1998 года богослужения совершались в бревенчатом доме, освященном архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном 6 августа 1996 года как Вознесенский храм. Здание Смоленского собора возвратили церкви в 1998 году, 7 августа того же года в нем начались богослужения. 24 сентября 1999 года храм был освящен архиерейским чином. К церкви приписаны упомянутый выше Вознесенский храм, часовня в честь святителя Николая Чудотворца, расположенная на соборной территории, и молельная комната в здании центральной районной больницы.
Сайт «Вятка – православное прошлое» http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_g.kozmodemjanska/view/id/1168879
Собор в честь иконы «Божией Матери Смоленской» — один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору Александру II, поставленных ещё при жизни. Поводом для возведения столь грандиозного сооружения в небольшом уездном городе Козьмодемьянске стало чудесное спасение драгоценной жизни императора при покушении на него 4 апреля 1866 года. Спустя некоторое время строителями храма-памятника выступили отставной губернский секретарь М. И. Дьяконов, купцы II гильдии Яков Морозов и Василий Замятин, а также неравнодушные к произошедшему горожане. Был заказан проект собора у одного из архитекторов школы популярного на то время Константина Тона, работавшего в русско-византийском стиле.
Выстроенный и освящённый к 1872 году Козьмодемьянский собор имеет внешнюю схожесть с московским храмом Христа Спасителя: килевидное завершение стен с медальонами в нефе, фасадные гранённые колонны и купола. Килевидная форма закомар, завершающих куб собора, повторяются в оформлении оконных проёмов, белая окраска которых великолепно смотрится на красно-коричневом фоне стен собора. Всё это придаёт фасаду монументальный, стройный и праздничный вид. Ленты поребрика визуально отделяют верхние части здания от основных. Широкие и приземистые луковыцы ребристых куполов с крестами, напоминают одновременно царский головной убор — шапку Мономаха — и ратные шлемы русичей.
Творение провинциальных зодчих с широко расставленным пятиглавием позже дополнилось семи колоколами. Самый большой колокол весил 139 пудов 10 фунтов (2 т 228 кг), звук которого слышен был за многие километры от города. В соборе три алтаря: главный — во имя Смоленской иконы Божией Матери, правый — во имя Архистратига Михаила, левый — во имя великого князя Александра Невского. Внутри храма четыре мощных колонны поддерживают свод. На северной стороне расположены хоры. Стены и верхние своды были расписаны масляной живописью. Главными святынями храма были древние иконы больших размеров — Вознесения Господня, св. Архистратига Михаила и Смоленской Божией Матери. К храму были приписаны 2 часовни: одна в честь 300-летнего юбилея Козьмодемьянска, другая — в честь восшествия на престол Государя Императора Александра III. При Смоленском соборе была открыта церковно-приходская школа.
В отличие от других храмов Козьмодемьянска, подвергшихся разорению и практически полному разрушению в период религиозных гонений, Смоленский собор пострадал в меньшей степени. Несмотря на то, что церковные службы были прекращены в конце 1920-х годов, размещение в нём краеведческого и художественного музеев спасло здание от сноса. В 1929 году здание лишилось пятиглавия, была разобрана колокольня. Помещения бывшего храма в срочном порядке подготавливались для размещения экспозиций этих музеев. В процессе ремонта и демонтажа иконостаса и других предметов культа были «замаскированы» великолепные росписи — их покрыли известковой побелкой. Стоит отметить, что по просьбе музейщиков в 1975 году был произведён косметический ремонт внутреннего музейного помещения, в результате которого росписи частично отмыли. В это время здесь работал художник-реставратор Ефимов Измаил Варсонофьевич. Небольшой фрагмент отмытых фресок — это ангелы и ученики Иисуса Христа.
И только в конце 1990-х гг. Смоленский собор вновь обрёл своё истинное предназначение — быть духовным оплотом города Козьмодемьянска. В короткие сроки было реставрировано пятиглавие, началось воссоздание внутреннего убранства. Первые богослужения начались в 1998 году, ещё до завершения реставрационных работ. Интерьер собора украсил золочёный резной иконостас из 4-х рядов святых образов, арочные своды и колонны-опоры покрылись искусной росписью, в потолочной части был закреплён тяжёлый позолоченный канделябр, служащий не только частью системы иллюминации, но и великолепным декоративным элементом. В 2008 — 2012-х гг. реставрацией масляной живописи ХIХ в. занимались петербургские художники-реставраторы Юрий Александрович Гошпаренко и Антон Иванович Клюшанов. В 2004 году было закончено строительство новой колокольни, для которой были отлиты новые колокола на средства благотворителей. Смоленский собор сегодня — главная архитектурная достопримечательность всего Марийского края, центр и символ духовного обновления Козьмодемьянска.
С сайта: www.kmkmuzey.ru/Смоленский собор