Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в конце 18 в. в России. Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 г. обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.
Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 г. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7 недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале 15 в. Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 г. из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 г., на востоке — Владимирская. Известно, что в 1625 г. ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии,управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 г. местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. Указом 1727 г. ей была возвращена мельница. В 1773 г. в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 г., когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил строителем иеромонаха Иосифа, через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ».
Историю Оптиной Пустыни после обновления можно разделить на пять периодов: с 1796 по 1829, с 1830 по 1861, с 1862 по 1891, с 1892 по 1923 гг.
1796-1829 гг. «В 1796 г. преосвященный митрополит Московский Платон, посещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительства весьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провести предположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношского настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного человека, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т.д.» (Из Истории Российской Иерархии). Иеромонах о. Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличившихся от того средств, занялся и материальным устройством обители при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий. В 1801 г. «за отличные услуги обители к общей пользе» Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря с управлением и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но в игуменском сане. 1797 г. памятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря Оптина Пустынь в числе прочих получила по 300 рублей в год «на вечные времена». Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 г. в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека.
Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, специально для него была построена особая келья. Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Именно он основал в 1821 г. при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников из Рославльских лесов — Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 г. старчество было введено в Оптиной при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество.
В 1821 г. в монастыре за монастырской рощей был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822 г.), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; ум. 1860), схиархимандрит Моисей (ум. 1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; ум. 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; ум. 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; ум. 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928). В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер 19 апреля 1966 г.).
1830-1861 гг. Период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. К 1862 г. Оптинское братство простиралось уже до 150 человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея.Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, ум. 1841). С 1839 г. Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, стараясь искупить свой грех, за десять лет (1839-1849) написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических «мудрствований». Другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, пустынножителя Василиска и других; помимо письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий. Активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 г., под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, ум. 1860). За этим богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель митрополит Филарет Московский.
Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения. С разрешения митрополита Филарета братия Оптиной Пустыни также переводила сама и издавала знаменитые творения «великих врачевателей душ человеческих»: преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.
1862-1891 гг. Управление игумена Исаакия и, в Скиту, — старчество иеросхимонаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 г. приехал Ф.М. Достоевский после тяжелой драмы — смерти сына. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н. Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Трижды был там и Толстой. В значительной степени на материале Оптиной написан «Отец Сергий» Л.Н. Толстого. Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него. Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; священнику Павлу Флоренскому (ум. 1943) — великому православному философу и богослову. Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни. 10 ноября 1891 г. старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто «батюшка Абросим», умер.
1892-1923 гг. Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень. В 1923 г. храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, в скиту — дом отдыха.
В 1987 г. Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 г. сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Веденском соборе обители. 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев. В 2000 г. они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитании.
В статье использован материал сайта optina.org.ru — Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни)
Козельская Оптина Введенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Козельска, на реке Жиздре, в огромном многовековом сосновом лесу. По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, а потом смиренный отшельник; но вернее название «Оптина», т.е. общая, произошло от того, что в пустыни до 1504 года совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к началу XV века. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 году возобновлена; в 1724 году упразднена; в 1727 году снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями. Середину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста. На западной стороне возвышается четырехъярусная колокольня готической архитектуры, высотою около 30 сажень.
В пустыни находится особо чтимые иконы: Казанская Божией Матери, преподобного Пафнутия Боровского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. При настоятеле Моисее (16 июня 1868 года), понесшем великие труды для упрочнения материального благосостояния обители и для утверждения среди братии истинного монашеского духа, в пустыни получило начало старчество и прием мирян для духовного наставления. Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 году бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской епархии) старцу Леониду, ученику схимонаха Федора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской епархии) обителях и который был непосредственным ученником знаменитого старца Паисия Величковского (а в последствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 году в Свирской обители Олонецкой епархии). После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 октября 1841 года, руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета.) Благодаря Старчеству пустынь во 2-й половине XIX века сделалась центром, куда притекали для удовлетворения своих высших потребностей даже Высочайшие Особы, Архипастыри, люди выдающихся талантов (Великий Князь Константин Константинович, Московский митрополит Иоанникий, И.В. и П.В. Киреевские, профессора С.П. Шевырев и М.П. Погодин, А.Н. Муравьев, К.Д. Кавелин, Н.В. Гоголь, Т.И. Филипьев, К.Н. Леонтьев, гр. А.К. Толстой и др.).
Особенно же в указанный период времени пустынь приняла широкое участие в просветительном влиянии на простой народ, который тысячами ежегодно приходил к старцам за удовлетворением своих нравственных нужд, и весьма многие, согретые словами правды и любви, уходили из обители с облегченным сердцем, умиротворенные душою и с зачатками лучшей жизни. Пользовавшийся в свое время вполне широкою известностью знаменитые старцы пустыни заслуживают вечной памяти у потомства, как сеятели семян Христова учения, Христовой любви среди простого народа, которые примером своей строгой жизни оказывали громадное влияние на народную массу. Благодаря тем же старцам, пустынь служила образцом для других обителей, лучшей школой иноческой жизни и выпустила из своих стен и из-под своего влияния немало деятелей на пользу иночества и всей русской Церкви (каковы, например: Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, Антоний, духовник Киево-Печерской лавры, Леонид (Кавелин), наместник Троице-Сергиевой лавры и др. Еще в 1847 году пустынью было начато издание переводов святоотеческих и аскетических творений, жизнеописаний подвижников и других назидательных книг, драгоценных и для иноков, и для мирян. Эта церковно-литературная деятельность, благодаря трудолюбию и духовному образованию оптинских иноков, получившая широкое развитие, не прекращается и поныне. Свидетельством этого служат имеющиеся в пустыни богатая библиотека, книжный склад и лавка. Во исполнение циркулярного указа Священного Синода от 12 июля 1910 года, старшей братией пустыни был составлен список необходимых для монастырских библиотек книг, который, по рассмотрению, исправлении и дополнении его, согласно поручению Священного Синода, Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским, в окончательном своем виде ныне разослан во все обители России, причем настоятелям монастырей вменено в непременную обязанность незамедлительно проверить монастырские библиотеки и пополнить их поименованными в списках изданиями. При пустыни также имеется больница для братии и для мирян, странноприимный дом, пасека, свечной и черепичный заводы.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»