Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена.
Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского).
Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания.
Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются.
Источник: prvskovrov.narod.ru
Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров.
Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.
Но ковровский благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский не одобрил проекта строительства нового храма. Его не устраивало выбранное место (к северу от главного ковровского собора) и по его разумению церковь следовало возводить южнее, учитывая тенденции расширения города (следует заметить, что С. Архангельский оказался весьма прозорлив и к настоящему времени Ковров сильно разросся к югу, по отношению к границам города 1870-х гг.). Кроме того, батюшке просто не хотелось служить в двух храмах сразу, считая это слишком обременительным, так как изначально задумывалось, что новая церковь будет приписана к Христорождественскому собору.
Но доводы уважаемого протоиерея показались недостаточно убедительными и в августе того же 1874 года владимирский губернатор утвердил и проект храма, и место его постройки именно к северу, на территории городского сада. Владимирский архиепископ также поддержал решение Думы г. Коврова, о чём 20 сентября вышел Указ Владимирской духовной консистории № 6458.
Автору статьи неоднократно (!) приходилось слышать и другую историю возникновения храма, которая очень сильно напоминает легенду о селе Любец (см.). Якобы Екатерина II, проплывая по Клязьме мимо, восхитившись красотой местности, указала: «Здесь должен стоять храм Божий». Остаётся только развести руками…
Автором проекта нового храма стал архитектор Владимирской казённой палаты и Владимиро-Суздальской епархии Николай Андреевич Артлебен, получивший образование в Московском дворцовом архитектурном училище. Учёный и публицист, исследователь древнерусской архитектуры, он со знанием дела спроектировал один из красивейших соборов во Владимирской губернии.
В начале июля 1876 года между г. Ковровом в лице городского головы Я.А. Мытарёва, протоиерея С.А. Архангельского, нескольких купцов и почётных граждан – с одной стороны и крестьянином деревни Даниловки Судогодского уезда Василием Михайловичем Бадьевым с другой, был заключён контракт о строительстве собора. Дворянство, купечество, духовенство и простые жители города собрали 10 тысяч рублей серебром – именно таковой оказалась стоимость подряда. Тогда же началось строительство.
Хочется обратить внимание на то, что строителем крупнейшего храма в городе был крестьянин. Обыкновенный деревенский житель, который хотел и умел работать и которого позже новая власть лентяев и завистников объявила «кулаком» – кровопийцей и мироедом. А ведь таких трудяг были далеко не единицы.
Следует отметить ещё одного человека, принимавшего активное участие в строительстве собора и руководившего его возведением. Это церковный староста соседнего Христорождественского храма купец 2 гильдии Михаил Дмитриевич Сомов. В 1879 году, когда новый собор был построен и начались внутренние отделочные работы, он пожертвовал 1500 рублей на устройство храмовых и местных икон. В том же году за свою благотворительную деятельность и усердие М.Д. Сомов получил благословение Святейшего Синода и специальную грамоту. А один из четырёх сыновей Михаила Дмитриевича – Иван – тоже был церковным старостой, но уже как раз Спасо-Преображенского собора. В 1905 году за многие пожертвования на украшение церкви он был награждён золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Пять лет велись отделочные работы в храме. В 1884 году новый собор был освящён в присутствии духовенства и высоких чинов из губернского центра и при большом стечении ковровчан и жителей близлежащих селений. До этого праздничного дня не дожил архитектор Н.А. Артлебен. 25 марта 1882 года (по новому стилю) ему исполнилось 55 лет, а на следующий день он скончался…
Главный престол освятили в честь Преображения Господня, придельный южный – во имя святителя и чудотворца Николая, северный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дворяне Ковровского уезда Култашевы в освящённый собор приложили крест с частицами мощей великомучеников, который был утверждён в икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Собор, как и предполагалось, был приписан к Христорождественскому храму. Христорождественский причт осуществлял служение в Спасо-Преображенском соборе и первым священником «по совместительству» стал Алексей Григорьевич Радугин, который являлся таковым до своей кончины в 1905 году.
Ковровчане очень полюбили новую церковь. В народе прозвали собор (и называют так до сих пор) «новым собором» и «красной церковью» (храм, построенный в русском романтическом стиле, возведён из красного кирпича). Она, говоря современным языком, пользовалась популярностью. И шли люди в Спасо-Преображенский собор на богомолье, и жертвовали на его процветание и украшение.
В 1922 году из Спасо-Преображенского собора вынесли почти все ценные вещи, оставив лишь самое необходимое для проведения богослужений. Один из руководителей изъятия церковных ценностей в Коврове и уезде в 1922 году доносил, что среди прочего количества серебра, изъятого из городских церквей, имеется «один бриллиант из иконы Скорбящей Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе». Варвары не останавливались ни перед чем…
В конце 1929 года храм ещё был открыт и находился в ведении религиозной общины обновленческого толка. К тому времени уже вовсю велась бумажная работа по закрытию и ликвидации собора. После череды решений уездного и губернского уровня о расторжении договора с общиной собора, о его закрытии и передаче церковного здания под «дом физкультурника», после отмены этих решений ВЦИКом, собор всётаки был закрыт по решению всё того же ВЦИКа от 20 июня 1931 года. Однако, дому физкультурника не суждено было расположиться в церковных стенах. Бывший собор побывал и тюрьмой, и рабочим общежитием, и складом.
В 1980-е гг. прошлого века было решено возвратить Церкви Спасо-Преображенский собор. На специально открытый в одном из ковровских банков счёт потекли пожертвования от организаций и частных лиц на ремонт здания церкви. Стоит только удивляться и радоваться – с каким рвением после десятилетий современного «смутного времени» люди жертвовали на благое дело восстановления храма.
В 1991 году Спасо-Преображенский собор вернули Русской Православной Церкви. Вокруг храма устроена новая ограда, разрушенная при его разорении, а прихожан как и в былые времена приветствует колокольный звон с высокой звонницы, ставшей одним из символов старого и нового Коврова.
16 мая 1931 г., заслушав «ходатайство Ивановского облисполкома о пересмотре постановления Президиума ВЦИК от 20.03.-30 г. о возвращении верующим Спасо-Преображенского собора в Коврове, постановили: дело для рассмотрения внести на Секретариат ВЦИК с вызовом представителя Ковровского райисполкома» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 9. Л. 12 (об)) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 54.
Протокол заседания малого президиума Облисполкома
Ивановской промышленной области 19-го июля 1930 года. § 64.
СЛУШАЛИ:
О ликвидации Спасо-Преображенского собора в г. Коврове.
ПОСТАНОВИЛИ:
Принимая во внимание, что
1)
в отчетную кампанию, проводимую Ковровским Горсоветом в 1930 г. подавляющее
большинство избирателей высказалось за закрытие указанного собора,
2)
в г. Коврове в связи с широко развернутым строительством ощущается чрезвычайный
жилищный кризис, вследствие чего совершенно отсутствуют помещения для
строительных рабочих,
3)
здание собора в связи с этим фактически переоборудовано под общежитие
строительных рабочих, на что затрачена сумма в размере 5 500 р.,
4)
группа верующих, пользовавшаяся собором систематически не выполняла лежащих на
ней по договору обязанностей по исправному содержанию и своевременному ремонту
этого молитвенного здания, которое вследствие этого и разрушалось и приходило в
ветхость,
5) эта группа верующих малочисленна и вполне может
удовлетворить свои религиозные потребности в двух других молитвенных зданиях
города, признать ликвидацию указанного молитвенного здания необходимой и
ходатайствовать перед Президиумом ВЦИК о пересмотре его постановления от 20/III с/г и утверждении этой ликвидации.Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании
Президиума № 42 от 29-30 июля 1930 г. § 22.
ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 30. Л. 16 об.
Спасо-Преображенский собор построен в 1884 г., при соборе — каменная колокольня. Престолов в соборе три: главный – в честь Преображения Господня, придельные: южный — во имя св. и чудотв. Николая, северный – во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребропозлащенный крест с частицами мощей св. вмц. Варвары и Анастасии-узорешительницы, муч. Наталии, вмч. Федора Тирона и Иоанна Белградского и преп. Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 г. дворянами Култашовыми.
Собору принадлежат здания: каменная ризница и таковая же сторожка. Опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в ризнице. Особого причта при Преображенском соборе не положено. Теплый каменный Спасо-Преображенский собор приписан к Христорождественскому собору.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.
Спасо-Преображенский собор возводился в 1876-1884 гг. по проекту владимирского епархиального архитектора Н. А. Артлебена. Строился на средства прихожан. Особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Огромный пятиглавый объём церкви с трёхъярусной колокольней выполнен в «национальном русском стиле». По своему размеру (54 м.) и местоположению колокольня остаётся самым высоким культовым сооружением Коврова и одной из самых высоких в Ковровском районе. Центральное крыльцо находится со стороны колокольни. С северного и южного фасадов имеются небольшие крыльца, используемые прежде лишь по большим престольным праздникам. Собор расчитан на восприятие со стороны реки, поэтому весь декоративный акцент на верхних ярусах. Первый ярус собора менее украшен декором, т. к. почти не воспринимается на расстоянии.
Из путеводителя: Зудина И. Н. «Ковров». — ООО «Гемма». Ковров, 2012