Ковров. Собор Рождества Христова.

В городе Коврове на улице Володарского расположился великолепный собор Рождества Христова. Это памятник культуры, без которого невозможно представить себе историю города Коврова. С собором связаны легенды и предания.
Согласно одному из них, первая церковь на этом месте появилась еще в XII веке по указанию князя Андрея Боголюбского. Однажды во время охоты он заблудился в лесу и вышел к избе охотника Елифана. В честь его спасения и была построена церковь. А так как случилось это под Рождество, то церковь назвали Христорождественской. В конце XVII века вместо деревянного был возведен каменный храм. В 1870 году его расширили, и он получил статус собора.
Сегодня собор Рождества Христова является не только самой старой постройкой в Коврове, но и его историческим символом. Первым из известных историкам пастырей храма был Федор Лазарев. Одной из самых знаменитых икон является икона Пресвятой Богородицы Смоленской. Её привезли из храма Георгия Победоносца в селе Нестерово. Она чудом уцелела при страшном пожаре. С тех пор икону считают чудодейственной и почитают как приносящую исцеление. Собор Рождества Христова, помимо своей бесспорной исторической ценности, является еще и прекрасным архитектурным памятником.,
http://www.kovrov-33.ru/about/special/sobor-rozhdestva-hristova.html

Когда и кем Христорождественский собор сооружен — неизвестно; зданием каменный, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в соборе три: главный — в честь Рождества Христова, придельные — в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный) и во имя преп. Макария, игумена Калязинского (северный). Из св. икон, находящихся в соборе, особенным почитанием граждан пользуется местная икона Смоленской Божией Матери; эта икона украшена сребропозлащенной ризой, жемчужным убрусом и драгоценными камнями.
Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных невходных часовен и одна входная, деревянная. Копии метрических книг и исповедных росписей имеются и хранятся в ризнице; опись церковного имущества составлена в 1896 г. Причт при соборе: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание свое члены причта ежегодного дохода получает до 5200 руб. Домов церковно-общественных для членов причта не имеется. В приходе Христорождественского собора числится 497 дворов, душ муж. пола 1662 и жен. пола 1706 душ, сверх того, временно проживающих в городе муж. пола 216 душ и 412 душ жен. пола. К Христорождественскому собору приписан теплый каменный Спасо-Преображенский собор.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Кирпичный храм в духе традиционного зодчества, построенный в 1778 г. Бесстолпный двусветный четверик, завершённый поясом кокошников под карнизом и пятиглавием, с трапезной с северным приделом, колокольня в стиле классицизма. В трапезной приделы Смоленский Богоматери и Макария Калязинского (северный). В 1937 г. закрыт, венчания сломаны. В 1946 г. открыт, венчания восстановлены в упрощённых формах, отреставрирован в конце 1980-х гг. В соборе хранился чтимый Смоленский образ Божией Матери.
http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/21/sobor-rozhdestva-hristova-v-kovrove-proekt-vozvrashhenie/
По легенде, первая деревянная церковь на этом месте построена в в 1160-х г.г. по воле князя Андрея Боголюбского сыном зверолова Василием Елифановым. Из актов о Коврове сохранилась следующая выпись из Суздальских писцовых книг Михаила Трусова и Федора Витовтова 1360-х, 1370-х и 1380-х г.г. уже о селе Коврове, вотчине Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: «Вотчина Спаса-Евфимиева монастыря село Коврово Рождественное тож, на реке на Клязьме, а в нем церковь Рождество Христово древяна вверх, да другая церковь Покров Пресвятыя Богородицы (Доныне в Рождественской церкви есть древний дубовый аналой; на нем вырезаны слова: «К образу Покрова Пресвятой Богородицы»), да придел Иван Рыльский Чудотворец древян клецки а в церквах образы и свечи, книги и ризы и колокола и сосуды церковные и всякое церковное строение монастырское и мирское, а у церквей поп Федор Лазарев, дьячек Матюшко Афанасьев пономарь Гришка Селиванов, проскурница Оленица Иванова дочь да церковный бобыль Сенька Денисов; в сележ двор монастырской (Двор монастырской находился, как видно, тут, где ныне выезд из города по Муромскому тракту и существует колодезь, под названием «монастырской») детеныш Сенька Фролов дворник монастырской Петрушка Алексеев прозвище Дружинка, да крестьян Антипко Фролов, Спиридонка Терентьев, Павлин Павлов и еще 28 дворов. Пустошь Васьки Елифанова пашни паханые середние земли 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена по реке по Клязьме в Луке солоной да в Медведковой Луке, да в Рождественной Луке 150 копен, да в Оресцовой Луке половина острова Лукина лесу непашеннова в длину на полверсты, к селу ж Коврову припущено в пашню пустошь Ивонина, пашни перелогом, и лесом поросло 6 четвертей; к селу ж Коврову деревень: деревня Щекина, Салтаново с пустошами и разными землями. Да к селу ж Коврову монастырской рыбной ловли в реке Клязьме стрежень и заводи от реки от Нерехты да от кривой ветлы вниз по Гремячий враг, да по кривой дуб; озер: Букарево, озерко Мольцово, заводь в Клязьме реки Слюда, д в Медведковой луке озерко, а у него по обеим концам по озеринке заводь в Медведковой луке, заводь в Солоной луке, заводь Кукинская, озерко Рождественное».
В 1778 г. вместо деревянного возвели каменный храм. Престолов в нем было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа, придельный во имя преподобного Макария Клязинского Чудотворца. В кон. XVIII в. устроен новый придел в честь иконы Смоленской Божией Матери.
«Прошение епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору (Онисимову) настоятеля ковровской Христорождественской церкви о. Василия Андреева о замене иконостаса. Великому Господину Преосвященному Виктору епископу Суздальскому и Владимирскому. Епархии Вашего Преосвященства Города Коврова церкви Рождества Христова протопопа Василия Андреева с прихожанами Всепокорнейшее прошение: В означенной Рождественской церкви имеющийся иконостас пришел в ветхость, почему мы и желаем вместо оного зделать новой. На что и денги в наличии имеются, точию без дозволения Вашего Преосвященства того учинить не смеем. Того ради, Вашего Высокопреосвященства милостивого Архипастыря всепокорнейше просим вместо ветхого иконостаса новой зделать нам дозволить и о том учинить милостивую резолюцию. Марта … дня 1790-го года».
К сему прошению города Коврова Рожественский протопоп Василий Андреев (Протопоп Василий Андреев (1747 — после 1798) был настоятелем ковровской Христорождественской церкви в 1789-1798 г.г. и в 1798 г. поступил в братство Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря) руку приложил. К сему прошению города Коврова староста церковной купец Андрей Семионов (Старостой ковровской Христорождественской церкви в 1790 г. был ковровский купец 3-й гильдии Андрей Семенович Напалков (1734/35 — 4.11.1804). Церковным старостой Христорождественской церкви в селе Коврово был (упоминается в этом качестве в 1747 г.) и его отец Семен Иванович Напалков (1704/1705 — после 1782). Род Напалковых известен в Коврове с середины ХVI столетия) руку приложил». (Резолюция епископа Виктора): Делать благословляется. Марта 13 дня 1790. В консисторию здано того ж числа, предложить к докладу. В журнале 15 марта.
Разноцветными изразцами украшен Христорождественский собор. Изразцы вставлены в гнезда, расположенные по углам в вертикальном направлении. Всего на соборе насчитывается 120 изразцов, но рисунки на них представляют собственно пять узоров. Сюжеты следующие:
1) всадник на коне с знаменем в руке и с короной на голове; на всаднике короткая куртка; позади всадника в правом верхнем углу крепостные ворота с башней; лошадь под всадником не имеет ни седла, ни уздечки; весь рисунок исполнен крайне схематично и грубо: на некоторых изразцах тот же всадник изображен не в короне, а в простой шляпе;2) стоящие на задних лапах один против другого лев и единорог, а вверху над ними двуглавый орел без короны; изображение напоминает старинные гербы;3) растительно-геометрический орнамент в виде вазы, расписанной прямыми и ломанными линиями и точками; над вазой поперек протянута цепь, а над ней висящие крючки, похожие на современные оконные закладки; по бокам полукруги с листьями;4) цветочный и геометрический орнамент, представляющий незамыкаемые вверху и внизу медальоны с цветочками внутри и по углам;5) цветочный орнамент с крючковидными завитками на концах. Фон всех ковровских изразцов — зеленый, самые рисунки даны синей, желтой, коричневой и белой поливами.
В 1870 г. церковь была расширена и получила статус собора.
Кирпичный храм в духе традиционного зодчества. Бесстолпный двусветный четверик, завершенный поясом кокошников под карнизом и пятиглавием, с трапезной с северным приделом, колокольня в стиле классицизма. В трапезной приделы — Смоленский Богоматери и Макария Калязинского (северный). В соборе хранился чтимый Смоленский образ Божией Матери.
«Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных не входных часовен и одна входная — деревянная» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903).
«В г. Коврове с 1890 г. существует Общество хоругвеносцев, которое участвовало в крестном ходу, бывшем вокруг Троице-Сергиевской Лавры в память пятисотлетия блаженной кончины Св. Сергия, и принесло в дар его обители копию с чтимой в Коврове Шуйской иконы Божией Матери и хоругви. Владыка Митрополит Московский Леонтий достойным образом оценил усердие Общества Хоругвеносцев и дал в дар для хранения в Христорождественском Соборе г. Коврова покров с мощей св. Сергия. Эта святыня с подобающею торжественностью была помещена в этой церкви на особо уготованном месте. Ковровские хоругвеносцы, собравшись в зале местной городской думы постановили устроить в память пятисотлетия кончины св. Сергия богадельню для призрения престарелых и назвать ее «Сергиево-Елисаветинской» в память того, что в крестном ходу принимали участие Их Императорские Высочества Московский Генерал-Губернатор Великий Князь Сергей Александрович и Августейшая Его Супруга Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Для устройства богадельни была открыта подписка, которая дала благоприятные результаты: один из почетных членов Общества хоругвеносцев пожертвовал две тысячи рублей, один из ковровских купцов такую же сумму, а всех пожертвований собрано до семи тысяч рублей. Общество хоругвеносцев обратилось в Ковровскую Городскую Думу с просьбою помочь ему в этом благом деле. Гласные очень сочувственно отнеслись к этой просьбе и постановили: отвести безвозмездно для устройства богадельни четыреста квадратных саженей городской земли, половину десятины принадлежащего городу лесу и десять кубов бутового камня. Постройка богадельни началась с весны 1893 г., а 29 августа 1899 г. открыта» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И. Ф. Токмаков. 1903).
С 1920 по 1926 гг. собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа.
Ковровский протоиерей Павел Авроров являлся с 1922 г. уполномоченным от «Владимирской епархии» в Высшем Церковном Управлении (ВЦУ) — центральном органе «обновленческого» движения. Но верующий народ большей массой посещал Христорождественский собор, принадлежавший «старо-церковному» направлению. В начале 1926 г. в Коврове возникает «независимая» церковная община, в уставе которой было записано, что она создается «в противовес против крайностей Тихоновской и обновленческой церкви…». В ходе конфликтов Христорождественский собор закрепили за общиной староцерковной (2253 чел. прихожан), Спасо-Преображенский за «обновленцами» (1000 чел.), церковь Иоанна Воина (499 чел.) за «автокефалистами». В 1931 г. Спасо-Преображенский собор власти закрыли. Та же участь постигла в 1938 г. Христорождественский собор, венчания храма и колокольни разобраны. Кладбищенская церковь Иоанна Воина оставалась в пользовании «обновленческой» общины, но также недолго. В 1945 г. закрыли и ее.
В 1946 г. собор открыт, венчания восстановлены в упрощенных формах. Отреставрирован в конце 1980-х г.г. Оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г.
Владимирские губернские ведомости, 1857 (23 ноября), №47 с.251-253.; ГАВО, Ф.560, Оп. 1, Д. 856, Л. 1.; http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kovrov/i/64-1-0-3175

Среди ковровских храмов Христорождественский собор самый древний. Об основании Рождественской церкви существует предание. По легенде, в канун Рождества в этих местах заблудился князь Андрей Боголюбский. Возвращаясь из Суздаля к Стародубу, он сбился с пути и не знал, как выбраться из леса. День был вьюжный и морозный. Уже начинало темнеть, когда вдруг вдалеке он увидел слабый огонёк. Это горела лучина в избушке зверолова Елифана. Князь заночевал в избушке, а на следующий день в честь своего спасения приказал построить в этой деревне церковь. В память об этом событии поставили деревянную церковь, а так как произошло оно в канун Рождества, то храм освятили в честь Рождества Христова.
В конце ХVII в. (точное время постройки установить пока не удалось) вместо деревянного возвели каменный храм. Первоначально престолов в нём было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа и придельный во имя Макария, Калязинского Чудотворца. Позже храм обрёл ещё одну икону, которая стала главной городской святыней и пользовалась особым почитанием в соборе — икону Божией Матери «Смоленская». В честь этой иконы в ковровском храме был устроен новый придел. По преданию, икона была найдена чудом уцелевшей на пепелище сгоревшей дотла деревянной церкви села Нестерово, бывшего в 7 верстах от Коврова. Решили, что икона чудотворная и перенесли её в Христорождественский храм села Коврова.
В 1837 году в Христорождественской церкви присутствовали при совершении молебна цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II и его наставник поэт В. А. Жуковский. Это был первый и последний случай посещения высочайшей особой главного городского храма. В 1870 году церковь была расширена и получила статус собора. К тому времени появилась «сторожка» и ограда с воротами.
Из путеводителя: Зудина И. Н. «Ковров». — Ковров, ООО «Гемма», 2012

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?