Письмо А.С. Пушкина графине Е.Ф. Тизенгаузен в честь бала в Аничковом дворце, от 1 января 1830 года

1 января о Циклопе.
А.С. Пушкин — Е.Ф. Тизенгаузен.
[В первой половине XIX века с Рождества открывался сезон балов и маскарадов. Моду на маскарады завела жена Николая I Александра Федоровна. Первый костюмированный бал она устроила еще будучи великой княгиней, вскоре после венчания, в 1817 году в их с Николаем Павловичем Аничковом дворце. По традиции на маскарады в “Аничковом раю”, по свидетельству А.О. Смирновой-Россет, “приглашалось сто персон”, в отличие от маскарадов 1 января в Зимнем для народа, на которых император с семьей принимал 32000 гостей или “32000 своих друзей”, как говорил Николай I.
Письмо Пушкина от 1 января 1830 года связано с очередным костюмированном балом в Аничковом дворце, который должен был состояться 4 января. Все великосветские участники маскарада должны были одеты в костюмы богов и богинь Олимпа, причем “каждый должен был выступить со стихотворным приветствием императорской чете, написанным от имени своего персонажа”. Внучка Кутузова, фрейлина императрицы графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен попросила Пушкина написать стихи для ее образа. Александр Сергеевич не мог отказать дочери своего друга графини Елизаветы Михайловны Хитрово…]

“Язык и ум теряя разом,
Гляжу на Вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на Вас глядели.

<Далее по-французски:>
Само собой разумеется, графиня, что Вы будете настоящим Циклопом. Примите этот плоский комплимент как доказательство моей полной покорности Вашим приказаниям. Будь у меня сто голов и сто сердец, они все были бы к Вашим услугам.
Примите уверение в моем совершенном уважении.” (1 января 1830 года, Петербург)

Стоит ли говорить, что Екатерина Федоровна была в костюме Циклопа.

Ее младшая сестра, графиня Дарья (Долли) Фикельмон так описала этот костюмированный бал:
“Позавчера Императрице сделали весьма милый сюрприз — устроили нечто вроде потешного маскарада. Был представлен в карикатурном виде весь Олимп. Дамы выступали в роли богов, а мужчины — богинь. Старый, исключительно уродливый и подслеповатый граф Лаваль, Анатоль Демидов и Никита Волконский изображали Граций. Станислав Потоцкий, высокий и толстый, предстал в облике Дианы. Князь Юсупов [ему в 1830 году исполнялось 80!], настоящее пугало, — в роли Венеры. Все дамы были прелестны. Катрин как Циклоп, а Аннет Толстая как Нептун — обе восхитительны. Княгиня Юсупова поистине очаровательно изображала Аврору в виде старой тетки.
Великая Княгиня [Елена Павловна] в образе Урана танцевала менуэт с Большой медведицей — Моденом [обер-церемониймейстер, заведовал Аничковым дворцом и Собств. Е.И.В. Александры Федоровны конторой]. Многие костюмы я видела до этого у Модена, у которого участники маскарада собирались на репетицию.”

Е.Ф. Тизенгаузен. Портрет работы И.Г. Григорьева. 1820.
Сестры, Долли Фикельмон и Екатерина Тизенгаузен. Портрет работы А.П. Брюллова. 1825.
#история #19век #АлександрПушкин #маскарад #ДоллиФикельмон #ЕкатеринаТизенгаузен #Петербург #АничковДворец #зима #НиколайI

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?