Стоящая со стороны юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованная ограда с фигурными столбами, сооружённая в 1878 году. Точная дата постройки самой Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве «зимнего» храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и предметов декоративно-прикладного искусства в интерьере «летнего» храма. К Знаменской церкви с запада примыкает многоярусная колокольня, полностью уничтоженная в годы богоборчества, и воссоздана в конце 1990-х годов по проекту архитектора-реставратора Л.С. Васильева.
Изначально Знаменский храм именовался Георгиевской церковью, которая имела два придела: в честь святых Космы и Дамиана — в трапезной и праведного Прокопия Устюжского — под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика — торговлей по Северному речному пути, в том числе и с Великим Устюгом, где и подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 год Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего была заново освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». Приделы при этом были объединены и разместились в сооружённом вновь восьмерике храма, попасть в который можно было через колокольню и далее по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела и устройства столь необычного прохода к нему послужил, видидимо, Богоявленский собор (не сохранился) в Костромском кремле.
Из книги-буклета «Храм Воскресения Христова на Дебре». — ИП Верхов.С.И., 2013, с.16-18.
Костромская церковь в честь иконы Божией Матери Знамение в архивных документах впервые упоминается в 1628 году. Первоначально на Дебре храм возвели деревянным, и посвятили святому Георгию Победоносцу. Сама история возникновения его тоже чудесна. В древности здесь рос глухой, дремучий лес (дебри). Еще в далеком XIII веке это были охотничьи угодья костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского. Среди лесных угодий благочестивый костромской князь построил два небольших деревянных храма — летний Воскресенский и зимний Георгиевский. А в XVII веке были построены в каменном виде на пожертвование богатого костромского купца Кирилла Исакова. По преданию, деньги на строительство храмов купец получил чудесным образом. Ведя обширную торговлю с Англией, он закупил там партию бочек с краской, и в одной из пришедших бочек вместо краски было обнаружено золото! Верующий и благочестивый купец правильно понял это чудо и пожертвовал обретенное сокровище на богоугодное дело. Строили храмы мастера из Ярославля и Великого Устюга, а расписывали знаменитые костромские иконописцы Гурий Никитин и Василий Ильин. В последующие два столетия храмы несколько видоизменялись, но все перестройки не уменьшали красоты первоначального облика.
Георгиевская церковь находилась к югу от Воскресенской и составляла с ней единое архитектурное целое. С западной стороны к храму примыкала трапезная, а к трапезной — колокольня. Построенная также в XVII веке, она первоначально была шатровой. К концу XVIII века Георгиевская церковь и колокольня пришли в ветхость и снова были перестроены. Храм в новом виде получил наименование Знаменского. В храме имелся придел в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а к трапезной храма была пристроена новая высокая пятиярусная колокольня в стиле барокко, окрашенная в бирюзовый цвет и имевшая в высоту 43 метра. Автором проекта Знаменской церкви с колокольней стал выдающийся архитектор Степан Андреевич Воротилов.
Знаменский храм с его колокольней — монументальные сооружения, обладая особой стройностью и грацией, почти на полтора века определили архитектурный облик Костромы, став ее неотъемлемой частою и особым украшением. Красотой Знаменского храма и колокольни восхищались многие современники.
В 1913 году, когда Кострома стала центром общероссийских торжеств в честь празднования 300-летнего юбилея царствующего дома Романовых, Знаменскую церковь посетил Государь Император Николай II с Семьей. Царь и Царица с наследником и дочерьми поднимались на колокольню храма и оттуда любовались великолепным открывающимся видом на Волгу и окрестности Костромы.
В 1920-х годах Знаменский храм был закрыт. Наступившее революционное лихолетье, когда коммунистами-богоборцами уничтожалось все лучшее и святое, созданное русским народом за многие века, положило конец существованию этого замечательного памятника отечественной архитектуры. В 1937 году, в разгар безбожных гонений, колокольня его была разрушена, сам же храм, потеряв свои купола и верхний этаж, был обращен в зернохранилище. Впоследствии в церкви устроили кочегарку. Более чем на 60 лет Кострома потеряла одно из своих главных украшений. Нельзя было без боли в сердце смотреть на снесенные купола, полуразрушенную и покрытую плесенью кирпичную кладку стен… Многие иконы Знаменской церкви до сих пор хранятся в храме Воскресения на Дебре.
Теплый храм Знамения (Георгия) сохранился в сильно искаженном виде. От его первоначальной архитектуры, характерной для костромской школы конца 17 в., остался лишь основной объем — двусветный, сильно вытянутый по оси север-юг четверик и близкая в плане к квадрату трапезная. Уцелели и отдельные фрагменты прежнего убранства четверика: широкие лопатки на углах и венчающий карниз с пояском каплеобразных нишек и лентой поребрика, типичных для местного зодчества.
Более простая по формам трапезная имеет лишь лопатки между окон на боковых стенах. К эпохе позднего классицизма относится пониженная полукруглая апсида с круглыми нишками над окнами и лентой ширинок под карнизом. Основное помещение храма перекрыто лотковым сводом, трапезная — коробовым с распалубками над окнами, также как и апсида с конхой. По письменным источникам кон. 18 в. в храме существовали северный придел и два столба, подтверждением чего может служить сохранившаяся на южном фасаде между двух окон верхняя половина лопатки. Иначе говоря, здание принадлежало к наиболее распространенному в костромской архитектуре 2-й пол. 17 в. типу двустолпных храмов. Внутреннее убранство (иконостас, настенная роспись 1891 г.) утрачено.
http://svodokn.ru/object/108340774?open=true