Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего (сер. VI в.) одноименного собора, разрушенного ураганным вихрем в 1649 году. В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году. В 1652 году начались работы по созданию иконостаса Троицкого собора, а через два года, в 1654 интерьеры собора начали украшать фресками. Для их исполнения была приглашена артель изографов во главе с царским иконописцем костромичом Василием Ильиным Запокровским. Но им не суждено было полностью выполнить столь почетный и ответственный заказ.
В 1656 году в Костроме началась эпидемия чумы, унесшая жизни большей части костромичей, в том числе и В.И. Запокровского. Тем не менее, за два года мастера создали иконы для пятиярусного иконостаса собора и частично расписали западную галерею храма. Лишь через 30 лет работа по росписи собора была продолжена. Артель знаменитого царского изографа Гурия Никитина (Кинешемцева), чье имя среди мастеров царской иконописной мастерской стояло наравне с Симоном Ушаковым, за три летних месяца расписала собор величайшими по своей художественной ценности фресками. Несомненно, Троицкий собор представляет собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. Третий этап в создании (завершении) убранства собора — 1911-1913 гг. Завершение росписи галерей храма артелью палехских изографов во главе Н. Софоновым.
Первый каменный собор во имя Живоначальной Троицы построен на месте прежнего деревянного около 1560 года попечением Дмитрия Ивановича Годунова. Согласно Писцовой книге 1628 года, известно, что «мерою та церковь была невелика, внутри в ширину только пять сажень, а в длину четыре сажени» (то есть 10 на 8,5 метров), с приделом во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Собор был двухстолпным и предназначался для торжественных богослужений. Д. И. Годунов пожертвовал в храм до 90 икон, из которых 45 имели золотые оклады, остальные — серебряные. Престол в храме был также серебряный, чеканный; пожертвован Д. И. Годуновым в 1595 году вместе с бархатной, вышитой жемчугом индитией. В это же время собор был расписан. В храм вели трое металлических двустворчатых дверей, украшающих вход в собор с западной, северной и южной сторон — выполненных в технике золоченой огненной наводки. 29 января 1649 года Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма; заново собор отстраивался с 1650 по 1652 годы. В новом храме были устроены приделы — один во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, епископа Гангрского, другой — во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Северная сторона храма являлась как бы парадной; поэтому ее украсили фресковым изображением Господа, восседающего на троне, с общей надписью по поясу храма: «Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся». Вход в храм был устроен с запада через обширную паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крыльцо.
Притвор расписывался в разное время. В западной части притвора сохранились фресковые изображения Страшного суда и Лествицы преподобного Иоанна начала XVII века — работы костромского иконописца Василия Ильина-Запокровского. Своды притвора расписала артель палехских иконописцев к 1913 году — специально к приезду в Кострому семьи Романовых, в честь 300-летия Царского Дома. В северной части притвора у входа в собор имеется надпись древнеславянской вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 году был вынут из стены экономских келий и вставлен в стену собора: «Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою боярина Димитрия Ивановича Годунова, да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в род и по душех своих и по своих родителех в вечный поминок».
Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого собора и замечательны по своей древности, иконографическому содержанию и технике исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В описи 1609 года содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 годах.
Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас — с резными тяблами, липовый — выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне — Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас — с резными тяблами, липовый — выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне — Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами.
Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 года. В алтаре храма — изображение Пресвятой Богородицы по песнословию «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». На стенах храма фресками изображены события Священной истории — вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого собора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой — воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 годах в царствование Алексея Михайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 года царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Российского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными украшениями, высокое — наподобие остроконечной короны древних царей — с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.
На стенах Троицкого собора имеются две записи о времени исполнения настенной живописи в храме и авторах ее. Первая запись крупной древнеславянской вязью сделана в виде широкой ленты по трем сторонам храма и содержит в себе сведения о том, что церковь «изографством подписана» в 1685 году, «при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России самодержец, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею». Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма и содержит в себе имена 18 костромских иконописцев, принимавших участие в росписи храма: «О Бозе трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Липин, Федор Логинов».
В подвальном помещении Троицкого собора находится храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Главный вход в Лазаревскую церковь сделан со стороны монастырского кладбища. Внутри храм — небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он был устроен в 1768 году епископом Дамаскиным и имел назначение служить усыпальницей для костромских архипастырей. Небольшой иконостас Лазаревской церкви — первоначально деревянный — позднее заменили на каменный; при этом иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В 1888 году вместо каменного в храме установили металлический чугунный иконостас. В Лазаревской церкви находились гробницы Костромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; +16 июля 1769), епископа Виталия (Щепотова; +29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; +16 декабря 1888). Вскоре после революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был закрыт. В тридцатых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок «Текстильщица». Лишь на рубеже пятидесятых- шестидесятых годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором разместился историко-художественный музей-заповедник.
В январе 1991 года впервые за многие десятилетия епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. 18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии. В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.
Святыни монастыря: чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери; частица Ризы Господней; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
По информации с сайтов: www.kostroma-eparhia.ru и kostroma-eparhiy.narod.ru
При Троицком соборном храме до последнего времени были два боковых придела: один в северной галерее собора, в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, а другой — в южной, во имя преподобного Михаила Малеина. Прежде в предолтарии Троицкого собора был ещё придел во имя священномученика Ипатия, который упразднен 22 ноября 1862 г., с устройством в архиерейском доме малой крестовой церкви во имя этого святого. Из вышеназванных первых двух приделов придел в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, помещавшийся с 1879 года в северной галерее собора, в 1912 г. перенесен в так называемую «зеленую» башню, а северная галерея собора таким образом получила свое первоначальное назначение.
Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью. Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с «великим благолепием».
В последующие времена придел во имя преп. Михаила Малеина не подвергался каким либо существенно важным переменам, за исключением разве настила чугунного пола в 1811 г. и устройства в части занимаемой им галереи ризничной палаты. В 1912 г., во время капитального ремонта Троицкого соборного храма, иконостас в этом приделе тщательно исправлен, позолота очищена, стены вновь покрашены и настлан новый плиточный пол в стиле прежних времен.
В приделе во имя преп. Михаила Малеина обращают на себя внимание посетителя: а) копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, с резной кипарисной панагией, цатой и оглавием, сплошь унизанным крупным жемчугом. Этою иконою, по преданию, инокиня Марфа Ивановна благословила своего сына Михаила Феодоровича на царство; б) образ Успения Божией Матери с серебряным басемным окладом, дар Ив. М. Годунова 1567 года; в) образ Живоначальной Троицы, принесенный в дар Ипатьевскому монастырю боярином Дмитрием И. Годуновым в 1586 г. и хранящийся в ризничной палате. Образ этот имеет оклад серебряный, басемной работы, а венцы и цаты чеканной работы, украшенные жемчугом. В запрестольном иконостасе и на стенах в алтаре придела имеется много и других старинных небольших икон.
В подвальном помещении Троицкого соборного храма, под южной галереей его или точнее — под приделом препод. Михаила Малеина и ризницей находится храм во имя праведного Лазаря.
http://kostromka.ru/ipatievsky/42.php
Роспись собора началась сразу после постройки — с окружающих его папертей. В работе принимали участие талантливые костромские живописцы: Василий Ильин-Запокровский, которому принадлежат большие композиции: «Страшный Суд» и «Видение Иоанна Лествичника» на восточной стене западной галереи и Гурий Никитин, кисти которого приписывают изображения архангелов по сторонам от западного портала. Изображение «Видения…» в большей степени относится к монашествующим, их образу жизни и вытекающим из этого последствиям — души живших по законам Божиим сподобятся пройти все исушения и достичь райских обителей, в то время как не покаившихся при жизни грешников ожидает «… падение в Гиену Огненную».
На композиции «Страшный Суд», расположенной с северной стороны от западного портала, изображены все жившие на земле сословия в день их воскресения и Страшного Суда — от простого мирянина до царя и архирея. Душа каждого получает по земным «заслугам»: сотворившие злое — приговор Суда и наказание за свершёное, а сотворившие благое — воскресение к новой жизни в царствии Божием. Моровое поветрие 1654 года прервало работы по росписи Троицкого собора, которые были возобновлены лишь через тридцать лет, в 1685 году, бригадой костромских живописцев во главе с Гурием Никитиным (Кинешемцевым). Имена художников сохранились в клейме на северной стене четверика собора. Их кисти принадлежат росписи в храме Московского Кремля, Ростова Великого и Ярославля, что лишний раз свидетельствует о незаурядном таланте живописцев.
Сейчас едва верится, что столь грандиозная работа по росписи собора была исполнена всего за три летних месяца! Роспись стен четверика делится на четыре горизонтальных пояса, верхний их которых посвящён Троице Ветхозаветной. Средние два ряда иллюстрируют евангельские события, а нижний посвящён Деяниям апостолов. На столбах, несущих своды, традиционные изображения в рост отдельных святых. Особого внимания заслуживает изображение на восточной стороне юго-восточного столба царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романовых, с именами которых связано избрание на царство в Ипатьевском монастыре первого и постройка данного собора — при втором.
Стоящий ныне в соборе резной пятиярусный иконостас создан в 1756-1758 годах бригадой костромских резчиков во главе с Петром Золотарёвым и Макаром Быковым в традициях того времени. Декоративная золочёная резьба в виде виноградной лозы, изящных акантовых листьев, кронштейны и раскреповки на карнизах придают этому монументальному памятнику декоративно-прикладного искусства лёгкость и изящество, а красный цвет рамы иконостаса — необычайную торжественность. Иконы, входящие в иконостас, созданы в разное время. Так, иконы деисусного ряда написаны Любимом Агеевым. Верхние же три ряда икон деисусного, пророческого и праотеческого чина, написаны костромскими иконописцами во главе с Василием Ильиным Запокровским; праздничный ряд и некоторые иконы местного ряда — бригадой талантливого костромского иконописца Василия Никитина Вощина. У восточной грани юго-восточного столба находилось Царское место, присланное в обитель царём Михаилом Фёдоровичем. Ныне в соборе установлена копия, а подлинник Царского места хранится в музее-заповеднике «Коломенское».
Стоит сказать, что из первого разобранного собора в существующий были перенесены древние металлические двери, являющиеся вкладом в монастырь Д. И. Годунова. Медные двери, украшенные сюжетами из церковной истории, выполнены в технике «огневого золочения». Образцом при их изготовлении послужили, вероятно, аналогичные двери из Благовещенского собора Московского Кремля. Помимо библейских и евангельских событий здесь изображены и знаменитые личности христианской истории: греческие философы Платон, Сократ, а также бог Аполлон, античный драматург Менандр и другие.
В подклети Троицкого собора находится придел во имя св. праведного Лазаря, воскрешенного Спасителем, и сохранилась одна из трёх бывших некогда в монастыре усыпальниц знатных лиц. Первые две усыпальницы до середины ХVIII века с 38 древними захоронениями располагались рядом с церковью Рождества Богородицы, стоявшей с юго-запада от Троицкого собора. Здесь были погребены сам Чет и его потомки. Храм этот, сооружённый в 1564 году, не раз перестраивался (1757, 1864 гг.) и был снесён в советское время после закрытия монастыря. В единственной сохранившейся ныне под собором так называемой Годуновской усыпальнице погребены только три представителя этого рода, остальные захоронения разных лиц.
Из книги-путеводителя: С. В. Демидов. «Ипатьевский монастырь». — Москва, ИП «Верхов С. И.», 2018
В ряду зданий Ипатьевского монастыря, без сомнения, первое место принадлежит Троицкому соборному храму, как по важности исторических событий, в нем совершившихся 14 марта 1613 года, так и по самой величественности этого священного здания, архитектурным его формам, изяществу и внутреннему богатству.
Троицкий храм первоначально был построен, по преданию, в 1330 годах татарским мурзою Четом и, без сомнения, был деревянный, притом малых размеров. Троицкий храм того времени построен был, как полагают, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом во имя св. ап. Филиппа и свм. Ипатия. Других каких либо сведений о древнем Троицком храме до нашего времени не сохранилось.
Более определенные сведения о Троицком соборном храме, равно и о других в обители храмах, имеются лишь от второй половины XVI столетия. Так, из записных расходных книг монастыря за 1562-1596 г.г. видно, что «при державе блаженныя памяти Государя Царя и великого князя Феодора Иоанновича всея России и при его благоверной Государыне и Царице и великой княгине Ирине, из получаемых в оных годах от Димитрия Ив. Годунова денег строена», между прочим, «и прежняя церковь соборная Троицкая и паперти достроиваны и внутри церкви стенное письмо писано в 103 и 104 годах» (1595-1596 г.). Как видно из монастырской описи 1609 года и грамоты царя Алексея Михайловича от 25 марта 1650 г. на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, Троицкий собор был построен Димитрием Ив. Годуновым в стиле московских храмов XVI века на подклетах, имел внутри в ширину 5, а в длину 4 сажени. На соборном храме было пять глав, крытых немецким железом, с позолоченными крестами на золоченых же яблоках. С трех сторон Троицкий храм окружали каменные паперти, крытые, как и самый храм, в 1595 году немецким железом. В храм вели три двери, обитые медью и золоченые, с резными вычеканенными образами и изречениями пророков; в двух из этих дверей находились вторые слюдяные. В храме до 90 икон было приложено Д.И. Годуновым, из коих 45 были в золотых окладах, а прочие — в серебряных. Престол в храме был также серебряный, чеканный, приложенный Д.И. Годуновым в 1595 году вместе с бархатною индитиею, вышитою жемчугом.
Так благоустроенный и украшенный на средства бояр Годуновых Троицкий соборный храм, в котором 14 марта 1613 года боярин Михаил Феодорович Романов изволил принять скипетр Московского царства, существовал недолго, быв значительно поврежден от взрыва пороха в подвалах храма. По словам описной книги Степана Васьяникова, «29 января 1649 года под тою (Троицкою) церковию трапезные робята заняли (зажгли) зелейную казну, и от того церковь взорвало, обои своды церковные и среднюю главу посыпало внутрь церкви, и алтари Живоначальныя Троицы и св. ап. Филиппа и свм. Ипатия и стену алтарную вырвало вон и около сторонних четырех глав, которые от передния стороны, кресты и верхи сорвало, с двух же глав, которыя над олтари, с верхов жесть оборвало, придельныя же церкви Михаила Малеина верхняго своду немного проломило, а двери церковныя совсем переломаны». В следующем 1650 году, по просьбе архимандрита монастыря Гермогена с братиею, царь Алексей Михайлович грамотою от 25 марта разрешил, по разборке полуразрушенного соборного храма, построить на его месте новый по образцу Ярославского соборного храма, но не больше его, с тем, чтобы в новом храме были устроены приделы — один во имя св. ап. Филиппа и свм. Ипатия, а другой — во имя преп. Михаила Малеина, тезоименитого царю Михаилу Феодоровичу.
При разборке Троицкого храма было разобрано и находившееся близь царских врат царское место, присланное из Москвы царем Михаилом Феодоровичем 1 июля 1613 г. в память его воцарения в этом храме. Царское место было сложено в кладовую, в которой и хранилось в продолжение 117 лет, до 1767 года, когда, по случаю посещения города Костромы и Ипатьевского монастыря Императрицей Екатериной II, оно было вновь собрано и поставлено в храме на том месте, где и ныне находится.
Царское место имеет в вышину 11 аршин. Оно сделано из липы, с разными мелкими изящными украшениями, на подобие остроконечной короны древних царей, с двуглавым орлом вверху и короной над ним. Царское место доселе имеет свой натуральный цвет и покоится на четырех резных львах, которые как бы служат для охраны входа в это священное место. В память того, что Императрица Екатерина II, при посещении святой обители 15 мая 1767 года, стояла на этом царском месте во время божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.
При вспомоществовании царя Алексея Михайловича, главным же образом на монастырские средства Троицкий соборный храм в продолжении двух с небольшим лет (1650-1652) заново воссоздан на месте прежнего храма; но по своим размерам он был гораздо больше последнего. Имея в длину с папертью 13 сажен, а в ширину 14 сажен, при высоте в 19 сажен, нынешний Троицкий храм представляет собою величественное здание византийско-русского зодчества, в типе московских храмов половины XVII века, с отличительными крытыми галлереями с северной, западной и южной сторон.
По плану своему Троицкий соборный храм имеет форму несколько удлиненного четвероугольника, с тремя алтарными апсидами и четырьмя внутри столбами (двумя по средине храма и двумя за иконостасом), соединенными вверху арками, над которыми возвышаются трибуны и куполы храма.
Троицкий храм увенчан пятью массивными на каменных шеях главами, крытыми немецким железом, с крестами, позолоченными, на золоченых же яблоках. Снаружи при узких, но довольно высоких окнах в барабанах куполов, Троицкий соборный храм, кроме других архитектурных украшений, отличается фасадными формами в виде закругленных сверху и украшенных священными живописными изображениями фас, находящихся поверх галлерей на северной, восточной и западной стенах храма, по три фаса на каждой стене. В этих фасах с северной стороны находятся фресковые изображения: справа — Господа на троне, с предстоящими — Богаматерью, Иоанном Предтечею и друг., в средине — Явления Аврааму трех странников и с левой стороны — Похвалы Пресв. Богородицы, с общею под ними в пояс подписью: «Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся», а ниже их, в особых же клеймах, — изображения: свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, архидиакона Стефана и московских святителей — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и херувимов на обоих концах указанного ряда. На восточной наружной стене храма изображены: с правой стороны — Распятие Иисуса Христа, в средине — святая Троица, т. н. Отечество: Бог Отец, окруженный херувимами, с находящимся на лоне Его Сыном и над ним — Св. Духом, и с левой — Сошествие Св. Духа, а ниже их, тоже в трех клеймах, изображены: справа — Богоматерь, окруженная святителями, в средине — Нерукотворенный Образ Спаса нашего Иисуса Христа и слева — Господь, окруженный преподобными. На западной стороне храма находятся с начала XIX века изображения: Вознесения Иисуса Христа, Заступницы рода христианского и Преображения Господня.
Вход в Троицкий храм устроен чрез западную обширную галлерею-паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крытое крыльцо, в виде изящного портика, со сводами, поддерживаемыми четырьмя дорическими колоннами, с полукруглыми арками и подвесными по средине их гирьками, из алебастра. Своды крыльца украшены стенописью, изображающею родословное дерево Царствующего Дома Романовых. На фронтоне крыльца имеются изображения Богоматери — «Неопалимая Купина», виденной св. прор. Моисеем, и Спасителя; с восточной стороны — Божией Матери, а с западной — И. Предтечи с чашею и Агнцем в ней. Врата, ведущие в галлерею и затем — в самый храм с северной, западной и южной (из придела св. Михаила Малеина) сторон устроены во вкусе XVII века и выделяются своими откосами, с особыми отливами в карнизах и арке, тремя колоннами и двумя брусьями на каждой стороне.
В галлерее-паперти, окружающей собор с северной и западной сторон (в южной галлерее церковь во имя св. Михаила Малеина и соборная ризница), своды, внутренние стены, простенки и откосы в окнах украшены стенописью. В северной галлерее, где до 1912 года находился придел в честь Смоленской — Шуйской иконы Божией Матери (перенесен ныне в зеленую башню), своды и стены не были прежде украшены стенописью; последняя вновь исполнена при реставрации Троицкого храма в 1912 году по образцам, заимствованным по преимуществу из церкви св. прор. Илии в г. Ярославле. В западной галлерее, где на внутренней стороне и значительной части свода издавна были фресковые росписи, они при реставрации 1912 года только подновлены; наружная же стена, простенки и откосы в окнах вновь расписаны.
Своды той и другой галлереи украшены священными изображениями, сюжетом которых служат события и лица, заимствованные по преимуществу из ветхозаветной и отчасти новозаветной священной истории, а иногда и церковной. Таковы в северной галлерее: Господь Саваоф, шестидневное творение мира, грехопадение прародителей в раю, изгнание Адама и Евы из рая, жертвоприношение Каина и Авеля, построение ковчега, выход Ноя из ковчега, столпотворение вавилонское, история патриарха Иосифа, сон Иакова, Неопалимая Купина, египетская казнь жабами, еврейская пасха, исход евреев из Египта, гибель фараона и его войска в Чермном море, манна небесная, медный змий, источение воды из камня и т. д.; на внутренней же стене северной галлереи изображены — Покров Пресвятой Богородицы и «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». В западной галлерее возобновлены фресковые росписи: страшный суд, лествица св. Иоанна Лествичника; в простенках же и откосах окон вновь изображены пророки, святители и отцы-пустынники, а около входных дверей в собор — ангелы. Кроме того, в северной галлерее, по правую сторону входа в собор, у ног ангела-хранителя имеется следующая надпись древнеславянскою вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 году вынут из стены экономических келий, по приказанию еп. Павла Зернова, и вставлен в эту стену «лта зчд (1586) повелниемъ благоврного и боголюбиваго и Великаго Государя Цяря Великаго Князя едора Iвановича всея Руси Самодержца, и Его Благочестивыя и Христолюбивыя Царицы Великиа Княгини Ирины, втретие лто государства Его начаты бысть длати сiи святые врата и оградки ена около сея превеликiа Лавры святыя пребезначальныа Троица Ипацкого монастыра тщанием и врою боярина Димитрiа Iвановича Годунова да боярина конюшево Бориса едоровича Годунова на память отъ рода вродъ и по душахъ своихъ и по своихъ родителехъ ввчной поминокъ».
Двери во внутренних вратах, ведущих из галлереи в собор, как с западной, так и с северной и южной сторон взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого храма и замечательны по своей древности (XVI в.), художественности исполнения и иконографическому содержанию украшений. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по сусальному золоту разного рода изображениями и изречениями из свящ. писания и сивиллиных книг. Лицевая их сторона с этой целью разделена на несколько рамок, в которых и размещены священные и другие изображения, сделанные сусальным золотом, в подражание византийской инкрустации дверей пластинками золотыми и серебряными.
На западных дверях, в двух верхних рамах изображено Благовещение: в одной раме — архангел Гавриил, а в другой — Богоматерь; ниже — с одной стороны — пророк Исаия, возвестивший о рождении Спасителя от Девы, а с другой — пророк Иезекииль, изрекший пророчество о затворенных вратах; в следующей раме, с одной стороны, лествица Иакова и Богоматерь, а с другой — купина Моисея. При каждом из этих изображений имеются соответствующие надписи, заимствованные из Библии. Еще ниже изображены философы — Фродитиан и Ермий; в последних двух нижних рамах — Омирос и Менандр. Все эти изображения, как видно из пояснительных к ним надписей, выражают одну общую мысль о явлении на землю Бога во плоти. На северных дверях, в таких же рамах, находятся изображения — вверху св. Троицы и пророка Аввакума с его пророчеством, рядом изображены Рождество Пресв. Богородицы и Гедеон, ниже — пророки Илия и Елисей; еще ниже — Еврипид и Сивилла. На южных дверях, вверху, в двух рамах, изображено дважды Благовещение в различных переводах, с надписями; ниже — прозябший жезл Ааронов, на котором изображено Знамение Богоматери, Аарон и Даниил с их пророчествами; еще ниже — Платон и Аполлон пред костяком, лежащим во гробе, рядом — Валаам с пророчеством о звезде от Иакова; в нижнем ряду, в трех рамах, изображены Сивиллы. Такого рода изображения на дверях Троицкого храма являются редкостными, хотя не составляют исключительной принадлежности его; они встречаются в некоторых древних храмах, особенно московских.
По входе в Троицкий храм, внимание посетителя привлекают настенные фресковые росписи, которыми храм как бы сплошным ковром украшен спустя 34 года после воссоздания его, именно в 1685 году, при архимандрите Ипатьевского монастыря Пафнутии. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу лучших произведений московской стенописи XVII века, отражая на себе наиболее типичные черты последней, как в отношении иконографического содержания, так и стиля, приемов выполнения, а также — распределения их в храме, не без отступлений, однакоже, в частностях. Влияние Москвы или, точнее, Московской иконописной школы в данном случае сказалось особенно сильно главным образом потому, что исполнителями фресковых стенописей были Костромские изографы, во главе с Гурием Никитиным, первостатейным жалованным царским иконописцем, работавшим по преимуществу в Москве и принадлежавшим по характеру своих работ к царской школе Симона Ушакова.
По частям храма фресковые живописи распределяются в общих чертах таким образом. В куполе средней большой главы изображены: Господь Саваоф, в юго-восточной главе — Иисус Христос благословляющий, в юго-западной — Господь — Благое Молчание, в северо-западной главе — св. И. Предтеча и в северо-восточной — Знамение Божией Матери. Далее, на плафонах барабанов стенок до парусов в средней, большой главе, находятся изображения архангелов, ниже — патриархов с херувимами между ними, а в малых главах — изображения патриархов и пророков. В парусах, по обыкновению, изображены евангелисты, над арками — явление Аврааму трех странников, Недреманное Око и Благое Молчание; на сводах — двунадесятые праздники. На стенах храма фресками изображены священно-исторические события — вверху ветхого, а внизу — нового заветов; на северной стене храма находятся аллегорические изображения из книги «Песнь песней», числом 5. В алтаре храма, в глубине сводов — средней апсиды — изображение Богоматери по песнословию «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»…, а под ним восемь изображений святых — Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и др.; в своде северо-восточной апсиды — деисис с младенцем Иисусом Христом в чаше, в своде юго-восточной апсиды — деисис с апостолами кругом, внизу преп. Авраамий и семь святителей, а на противоположной стене апсиды — чудеса свм. Ипатия.
Внутренние столбы Троицкого храма также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся, между прочим, художественные портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, во весь рост, в царских одеждах и со скипетрами в руках и притом в нимбах. Появление этих изображений в Троицком храме объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм, как место избрания Михаила Феодоровича на царство, а с другой, — из вспоминания о воссоздании этого храма царем Алексеем Михайловичем в 1650-1652 годах.
На стенах Троицкого соборного храма, внизу стенописей, имеются две записи о времени исполнения настенной живописи в храме и об исполнителях ее. Первая запись крупною древнеславянскою вязью сделана в виде широкой ленты поверх панели по трем сторонам храма — южной, западной и северной и содержит в себе сведения о том, что церковь сия «изографствомъ подписана» в 1685 году, при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею. Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма, вблизи двери, и содержит в себе перечисление имен 18 мастеров, исполнявших стенописи в сем храме.
Кроме указанных выше предметов старинного зодчества и фресковых стенописей, в Троицком соборном храме сохранилось много и других драгоценных памятников древности, особенно в виде св. икон, заслуживающих особенного внимания не только со стороны их происхождения, но и со стороны художественности их исполнения, не говоря о материальной их ценности. Предварительно же указания таких икон, обратим внимание на самый иконостас. Существующий иконостас устроен взамен прежнего в 1756 году, при епископе Костромском Геннадии Андреевском, в стиле XVII века, по образцу иконостаса, бывшего до пожара в 1773 г. в Костромском городском Успенском соборе. Иконостас величественный — о пяти ярусах, со столбами, капителями и подзорами, с резными тяблами — виноградными ветвями и кистями, а вокруг столбов храма находятся такие же киоты с тумбами. В 1758 году, при преосвященном Дамаскине Аскаронском, новый иконостас был вызолочен на полименте. В главном иконостасе собора находится до 90 икон, всех же икон в Троицком соборном храме до 270, со включением остальных, помещенных в киотах вокруг четырех внутренних столбов храма и в приделах его. Все эти иконы — старинного письма XVI-XVII веков. По ярусам иконостаса иконы распределены таким образом: в нижнем ярусе — св. иконы, так называемые, местные, богато украшенные ризами и венцами из золота, серебра и драгоценных каменьев; во втором ярусе — праздничные иконы, в третьем — апостольские, в четвертом — пророческие и в пятом ярусе — праотеческие иконы, а наверху иконостаса возвышается св. крест.
В ряду иконных сокровищ обители, без сомнения, первое место занимают святые иконы письма XVI и XVII в.в., которых Ипатьевский монастырь сохранил, по мнению компетентных знатоков старины, больше, чем даже Московский Успенский собор.
К числу наиболее замечательных из этих икон в нижнем ярусе принадлежат следующие. На втором месте по правую сторону царских врат местная храмовая икона Живоначальной Троицы, на липовой доске, богато украшенная золотом, серебром и драгоценными камнями. Из надписи, вычеканенной на золотом окладе иконы, видно, что этот образ „поставленъ бысть въ пременитую Лавру святые и Живоначальные Троицы и святаго апостола Филиппа выпатской монастырь благоволенiемъ Государя царя (Феодора Иоанновича) и тщанием конюшаго и боярина Димитрия Ивановича Годунова”, в 1593 году, а при державе царя Бориса Феодоровича Годунова (1600), «обложенъ золотомъ чоканнымъ и жемчугомъ украшенъ» и по местам — драгоценными камнями. К этому образу царем Михаилом Феодоровичем 14 февраля 1616 года приложены три большие золотые медали, по одной медали под каждым ликом Пресвятой Троицы, с изображением на них шведского короля Карла IX, с тремя при них четвероугольными золотыми дщицами и вычеканенною на них надписью о времени пожертвования медалей. Первоначально этот образ Живоначальной Троицы был написан на кипарисной доске, но по ветхости ее и красок переписан при епископе Дамаскине (1758-1769 г.) на липовую доску и сохранил лишь металлические и другие украшения и между ними — указанные медали Карла IX.
По левую сторону царских врат второе место занимает образ Тихвинской Божией Матери, написанный, по преданию, св. Петром, митрополитом Московским, и особенно чтимый местно, как чудотворный. Он мерой в 5 четвертей, в окладе серебряном, чеканном, золоченом, украшен жемчугом и драгоценными камнями. Для равномерности с прочими местными иконами, вокруг этого образа в 1736 году помещено 15 других небольшого размера икон древнего письма. Икона Тихвинской Божией Матери на осень и зиму переносится в теплый храм Рождества Пресв. Богородицы для поклонения верующих и бывает носима по г. Костроме в так называемых генеральных крестных ходах.
Посреди Троицкого храма, на западной стороне правого столба, находится икона Пресв. Троицы, большого размера, писанная на кипарисной доске. На иконе венцы, поля и свет серебряные, позолоченные, по местам украшены жемчугом и камнями. Из вычеканенной на окладе надписи видно, что этот образ написан и обложен серебром, золотом и драгоценными камнями, и пелена при нем шита золотом и сажена жемчугом при державе Царя Государя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, в 8 год его правления, повелением боярина Димитрея Ивановича Годунова в 1593 году.
На левом столбе, с южной стороны, имеется в красивой киоте и богатом украшении образ св. Димитрия Солунского, на кедровой доске, в житии. Из чеканной на серебре надписи видно, что этот образ с чудотворного его образа, принесенного из г. Солуня и находящегося теперь в Московском Успенском соборе, обложен серебром и золотом и украшен камнями и жемчугом при державе Царя Феодора Ивановича, во второе лето его государства, а приложен в Ипатьевский монастырь повелением боярина Димитрия И. Годунова в 1586 году.
На том же столбе, с западной стороны, находится самая древняя икона, называемая «Воплощение», на которой изображено бывшее мурзе Чету небесное явление в лице Божией Матери с предвечным Младенцем и с предстоящими в молении св. ап. Филиппом и св. Ипатием, деяния которого изображены в 14-ти клеймах. Икона эта была поновлена в 1605 году архимандритом Иаковом и в 1813 году — Костромским купцом Д. Солодовниковым.
Образ св. Иоанна Предтечи, пожертвованный Д.И. Годуновым. На этой иконе св. Иоанн Предтеча представлен с крыльями, с чашей в руках, в которой изображен Агнец Божий, а у Предтечи в левой руке — свиток со словами: «Аз видех и свидетельствовах: се Агнец Божий вземляй грех всего мира; покайтеся, приближи бо ся царствие небесное!». Над главою И. Предтечи изображен Иисус Христос, а на полях иконы, в двенадцати клеймах, события жизни св. И. Предтечи.
Вблизи южных алтарных дверей, позади правого клироса, имеется драгоценный (12 тыс. руб.), превосходной работы русского художника Сиверса, мозаический образ святителя Николая Чудотворца. Этот образ является выражением патриотических чувств Черниговского дворянства, которое через особую депутацию, по случаю исполнившегося 25-летия благополучного царствования Императора Николая I, принесло его 28 июля 1856 года в дар Ипатьевскому монастырю, из коего вышел на царство родоначальник Дома Романовых. Таким образом икона эта заслуживает внимания если не по древности, то по патриотическому чувству, которым было вызвано ее пожертвование монастырю, по художественности ее исполнения и материальной ценности.
Также обращает на себя внимание образ св. Иоанна Богослова древний, с серебряным венцом и басменным окладом, равно и другие малого формата иконы, прекрасной греческой иконописи, относящиеся по своему происхождению к XVI и XVII в.в. и находящиеся в самом соборе или его приделах и ризнице.
Среди многих святынь Троицкого соборного храма, без сомнения, первое место занимает небольшая часть ризы Господней, присланная в Ипатьевский монастырь в 1626 г. патриархом Филаретом, отцом царя Михаила Феодоровича. Эта святыня вместе с частями ризы и пояса Богоматери, креста и гроба Господня и частицами мощей св. угодников Божиих (14) хранится в особом ковчеге, вделанном в медную круглую доску, с сияниями медными же отзолоченными. На доске оклад серебряный, чеканный, золоченый, за стеклом во всю доску. По надписи на окладе, ковчег устроен тщанием и радением архимандрита Тихона с братиею в 14 день сент. 1718 года.
Далее, замечательны два большие сударя в золоченых рамах, за стеклами, на которых по красной камке вышиты золотом, серебром и разными шелками Живоначальная Троица и Отечество в силах; приложены в 1622 и 1626 годах женою Ивана Ивановича Годунова Ириною Никитичною.
У правого клироса Троицкого собора находится хоругвь, на которой по червчатой камке вышиты золотом и серебром, с одной стороны, образ Живоначальной Троицы, а с другой, — свв. Алексия Божия человека, Алексия митрополита и Феодора Стратилата с словами: вклад Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя России Самодержца. Другая такая же хоругвь находится у противоположной колонны, с изображениями свв. Дмитрия Солунского, муч. Ипатия и ап. Филиппа.
В Троицком соборе также заслуживает внимания паникадило литое, пожертвованное, как видно из надписи на нем, в 1659 году И.И. Щетневым. Устроенный и украшенный таким образом фресками и иконами, Троицкий соборный храм, однакоже, по разным обстоятельствам не избег впоследствии некоторых, хотя и незначительных, изменений в том или другом отношении.
Так, в 1708 году, во время сильного весеннего разлива рек Костромы и Волги, вода проникла в подвалы собора, вследствие чего, от неравномерной осадки главных стен собора и галлерей его, в стенах последнего образовались многие и значительные трещины. По донесению же архимандрита Гавриила Бужинского Св. Синоду от 22 апр. 1721 года, «соборная церковь от воды разселася на двое», и все каменное здание подалось в Кострому реку. Эти повреждения в стенах впоследствии не раз были заделываемы, но они вскоре вновь выступали до последней заделки в 1912 г.
В 1803 году, при преосвященном Евгении, на Троицком соборном храме вместо существовавших прежде громадных глав устроены из белого железа главы меньших размеров. В 1811 году в соборе устроен чугунный пол; по разборке же его в 1911-1912 г.г., оказался под слоем песка другой древнейший пол, сделанный из больших терракотовых квадратных плит по 11 вершков в длину и ширину и 11/2 в. в толщину, уложенных в виде шахмат.
В 1835 году, 16 мая, во время бывшей в г. Костроме сильной грозы, Ипатьевский монастырь, как расположенный на открытом месте, потерпел многие и большие повреждения. Так, на Троицком соборном храме сильным ураганом были сорваны большая и северо-восточная главы и через архиерейский корпус переброшены одна в реку Кострому, а другая — в монастырский сад. Остальные главы, хотя устояли, но все-таки были сдвинуты с своих мест, а у юго-восточной главы была разрушена даже часть каменной кладки, и массою кирпича пробита железная крыша на храме.
Но вскоре, в силу Высочайшего повеления, при материальном вспомоществовании от казны, последовало полное обновление монастыря, при чем в 1840 году были устроены на Троицком соборе пять глав, больших, сравнительно с прежними, размеров, а в 1842 году, кроме того, — одна глава над храмом во имя преп. Михаила Малеина и над храмом во имя прав. Лазаря, по железным стропилам из английской жести; яблоки и кресты на всех главах были вызолочены чрез огонь червонным золотом. Тогда же возобновлена наружная живопись на храме.
Последний капитальный ремонт Троицкого соборного храма произведен в 1911-1912 годах по случаю трехсотлетнего юбилея избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. На отпущенные с этою целию из Государственного Казначейства 97536 руб. 42 коп. тщательно исправлен фундамент собора с облицовкою его вновь белым камнем, заделаны трещины в стенах и сводах собора, главы на соборе вновь вызолочены червонным золотом, устроен новый плиточный пол, исправлена стенопись на наружных стенах храма с окраскою последних, а также реставрированы иконы и фресковая живопись на внутренних стенах и паперти собора и пр.
Иван Васильевич Баженов, церковный историк, http://kostromka.ru
Придел во имя Преподобного Михаила Малеина
При Троицком соборном храме до последнего времени были два боковых придела: один в северной галлерее собора, в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, а другой — в южной, во имя преподобного Михаила Малеина. Прежде в предолтарии Троицкого собора был еще придел во имя священномученика Ипатия, который упразднен 22 ноября 1862 года, с устройством в архиерейском доме малой крестовой церкви во имя этого святого. Из вышеназванных первых двух приделов придел в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, помещавшийся с 1879 года в северной галлерее собора, в 1912 году перенесен в так называемую «Зеленую» башню, а северная галлерея собора таким образом получила свое первоначальное назначение.
Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галлереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью.
Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с «великим благолепием».
В последующие времена придел во имя преп. Михаила Малеина не подвергался каким либо существенно важным переменам, за исключением разве настила чугунного пола в 1811 году и устройства в части занимаемой им галлереи ризничной палаты. В 1912 году, во время капитального ремонта Троицкого соборного храма, иконостас в этом приделе тщательно исправлен, позолота очищена, стены вновь покрашены и настлан новый плиточный пол в стиле прежних времен.
В приделе во имя преп. Михаила Малеина обращают на себя внимание посетителя: а) копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, с резной кипарисной панагией, цатой и оглавием, сплошь унизанным крупным жемчугом. Этою иконою, по преданию, инокиня Марфа Ивановна благословила своего сына Михаила Феодоровича на царство; б) образ Успения Божией Матери с серебряным басемным окладом, дар Ив.М. Годунова 1567 года; в) образ Живоначальной Троицы, принесенный в дар Ипатьевскому монастырю боярином Дмитрием И. Годуновым в 1586 г. и хранящийся в ризничной палате. Образ этот имеет оклад серебряный, басемной работы, а венцы и цаты чеканной работы, украшенные жемчугом. В запрестольном иконостасе и на стенах в алтаре придела имеется много и других старинных небольших икон.
Церковь во имя праведного Лазаря
В подвальном помещении Троицкого соборного храма, под южной галлереей его или точнее — под приделом препод. Михаила Малеина и ризницей находится храм во имя праведного Лазаря. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Главный вход в этот храм устроен со стороны монастырского кладбища; но можно в него пройти и чрез сохранившуюся доселе под западной галлереей собора усыпальницу Годуновых.
Храм во имя праведного Лазаря весьма небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он устроен в 1768 году епископом Дамаскином и имел назначение служить усыпальницею для Костромских архипастырей. Небольшой иконостас Лазаревской церкви первоначально был деревянный; иконы также были написаны на дереве; деревянный был и пол. Вследствие старости как иконостас, так и пол в храме очень скоро попортились, и богослужение в нем сделалось невозможным. С 1800 года храм этот оставался без священнослужения; оно возобновилось по освящении храма 19 октября 1822 года. К этому времени деревянный иконостас в нем был заменен каменным, а пол выстлан кирпичом и отчасти белым камнем, при чем иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви, с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, окаймленные алебастровыми наличниками.
В 1888 году устроен в этом храме взамен каменного металлический чугунный иконостас.
В храме во имя прав. Лазаря находятся гробницы Костромских архипастырей: еп. Дамаскина, основателя храма, скончался 16 июня 1769 года; еп. Виталия, скончался 29 января 1846 г. и еп. Александра, скончался 16 декабря 1888 года.
Усыпальницы бояр Годуновых
Потомки основателя обители, князя Четы, в св. крещении Захарии, видные вельможи XIV-XVI веков, с фамилиями Сабуровых, Пешковых, Шеиных, Вельяминовых, особенно же бояре Годуновы, подобно своему родоначальнику, в большинстве были люди весьма набожные и не только старались выразить свою любовь к основанной им св. обители, делая в нее нередко весьма ценные вклады и всячески содействуя ее благоустройству и обогащению, а некоторые даже доживали в этой обители последние дни своей жизни, принявши на себя обеты иночества. Многие из бояр Годуновых не желали и по смерти расстаться с родною обителию, почему делали завещания о своем погребении в ней. Плодом такого стремления их явились довольно обширные каменные усыпальницы, долгое время существовавшие под Троицким и Богородицким храмами и отчасти сохранившиеся до наших дней.
В древние времена существовали три Годуновских усыпальницы, из коих две (одна при 22 могилах, а другая при 16) находились подле алтаря Богородицкой церкви, с восточной и южной сторон ее, а одна усыпальница (при 14-ти могилах) была под папертью Троицкого собора.
В большей усыпальнице, с южной стороны Богородицкой церкви, погребены основатель Ипатьевской обители Захария, его сын и ближайшие его потомки, между которыми отец и мать Бориса Фед. Годунова. Отсюда же начало устроения усыпальниц нужно отнести к первым временам существования монастыря, а именно — к концу первой или началу второй половины XIV столетия. Устроенные при соборных храмах, усыпальницы в течение нескольких столетий оставались неприкосновенными, но доныне сохранилась лишь одна из них, которая находится под папертью Троицкого собора. Что касается остальных двух усыпальниц, что были при Богородицкой церкви, то в виду перестройки последней, они, как препятствовавшие расширению храма, по распоряжению преосвященного Геннадия Андреевского (1753-1757), упразднены, при чем могилы были перекопаны и обращены под основание храма, а кости из могил были переложены в одну общую могилу под Троицким собором.
Таким образом из трех усыпальниц сохранилась только одна меньшая, в которой почили вельможи из позднейшего рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых. От тех же двух усыпальниц остались лишь две каменных колоды, из коих, судя по их размерам, одна служила гробом для большого покойника, а другая — для младенца. Колоды эти, неизвестно из каких годуновских могил, извлечены при производстве земляных работ во время последней перестройки Богородицкой церкви в 1864 году — они находятся в усыпальнице, под папертью Троицкого собора.
Судя по сохранившейся усыпальнице Годуновых, по усыпальницам под Костромским Богоявленским монастырским храмом и другим подобным памятникам, также по старинным описаниям Ипатьевского монастыря, можно составить довольно определенное представление о такого рода сооружениях. Это не были обыкновенные склепы для покойников, а скорее подвальные храмы, со многими св. иконами, имели продолговатую форму, невысокие своды и узкие окна с железными в последних решетками. Так, уцелевшая под папертью Троицкого собора усыпальница Годуновых имеет в ширину 2,19 саж., в длину 9,10 саж. и в вышину 1,34 сажени.
Могилы в усыпальнице расположены в ряд, с небольшими промежутками между ними. Каждая могила была прикрыта каменною плитою, положенною на кирпичном основании, с вырезанным или высеченным на ней крестом и небольшой эпитафией или только краткими сведениями о почившем. На сохранившихся доселе годуновских могилах в третьей усыпальнице на надгробных плитах имеются такого рода надписи (в новом правописании): а) «Лета 1561 месяца ноября в 1 день на память св. чудотворец и безсребренник Косьмы и Дамиана преставися раб Божий Василий Осипович Годунов»; б) «Лета 1622 февраля в 10 день на память св. мученика Харлампия преставися раб Божий (околь)ничей Ники(та) Годунов (во ино)цех Нифонт»; в) «Лета 1575 марта в 8 день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов»; г) «В сем гробе положен схимонах Иосиф, преставися лета 1607 октября 2 дня».
Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых.
В сохранившейся годуновской усыпальнице пред поставленными у восточной стены резным распятием Иисуса Христа и старыми иконами еженедельно, по пятницам, после Божественной литургии, совершается панихида с возглашением имен почивших благотворителей Ипатьевского монастыря.
Иван Васильевич Баженов, церковный историк, http://kostromka.ru