Кострома. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле.

Главный соборный храм в честь Успения Божией Матери с приделом св. вмч. Федора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярослав. Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского собора стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год княжения Василия).
В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем изнутри и извне, настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в., но не есть вид первоначального его состояния.
В конце XVIII столетия, после пожара 18 мая 1773 г., Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из Государственной коллегии экономии 12000 руб. Это последняя капитальная перестройка храма.
Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Федора Стратилата устроен в XVII в. по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 г., а ранее, по предположению, престол во имя Федора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 г. Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

Древнее предание относит время построения каменного Успенского собора к XIII веку, когда удельный костромской князь Василий Ярославович (младший брат святого равноапостольного князя Александра Невского) стал великим князем владимирским. Как писал в начале XX века историк П.С.Троицкий, «к устроению нового каменного дорогого храма (каменные храмы были тогда очень редки) условия благоприятствовали князю как нельзя лучше. С 1272 года он сделался Великим князем Владимирским, но продолжал жить в Костроме. Великокняжеское положение в деле постройки храма могло принести князю незаменимые услуги. Действительно, великий князь Василий Ярославович ещё до своей смерти успел закончить постройку Успенского храма, как гласит древнее повествование о явлении Феодоровской иконы Божией Матери, и лично перенёс в новопостроенный собор чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери». Правильность этой датировки подтверждает уникальная особенность собора – алтарь его ориентирован не на восток, а на север – в сторону реки Запрудни, где явилась первому и единственному костромскому князю Василию Ярославовичу чудотворная икона Фёдоровской Божией Матери. И если сведения о постройке каменного храма в XIII век верны, то это позволяет поставить средневековую Кострому в один ряд с древними русскими городами Киевом, Владимиром и Новгородом!
Правда, среди краеведов по вопросу датировки постройки Успенского собора существуют разногласия. Кроме вышеуказанной версии, существуют ещё, как минимум две. По одной из них Успенский храм был деревянным и только в XV веке, после опустошившего Кострому пожара 1413 года, построен в камне. По другой, высказанной Е.В.Кудряшовым в книге «Художественная культура Костромского края XVI-XIX веков», собор был построен в начале XVI века, одновременно с Троицким собором, также находившемся в костромском Кремле, и разобранном после пожара 1773 года. «В XVI и начале XVII вв. костромской Успенский собор представлял собой двухстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм с позакомарным покрытием и высоким сводчатым подклетом». Изучение истории Успенского собора в XVI — XVII веках затрудняется тем, что необходимые для этого документы погибли в пожарах 1654, 1679 и 1773 годов. Известно, что кроме Троицкого рядом с Успенским собором в Кремле находились деревянные храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, шатровая колокольня и Крестовоздвиженский монастырь.«Пожар, случившийся 18 мая 1773 года, нанёс огромный ущерб Костромскому Кремлю. Успенский собор выгорел изнутри, разрушились Троицкий собор, каменный храм Крестовоздвиженского монастыря и колокольня (сами колокола, из которых наибольший весил тысячу пудов, расплавились); огонь уничтожил все деревянные кремлёвские здания. В связи с этим в семидесятых годах XVIII века началась полная перестройка кремля: Успенский собор был возобновлён с устроением четырёхскатной кровли четверика и пяти грушевидных маковок глав (нетрадиционных для русских храмов), а на месте прежней Крестовоздвиженской обители решено было создать новый собор в честь Богоявления».
В начале XIX в. земляные валы с севеpной стоpоны были сpыты, с южной — понижены, а pвы засыпаны. Часть кpемлевской земли отошла под бульвары, а остальную пеpедали Успенскому собоpу, котоpый в 1776—1791 годах был pасшиpен и пеpестpоен по пpоекту все того же С.А.Воpотилова. С 1835 года по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, и здесь стали служить костромские архиереи. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых. Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853годов.
Г.и В. Лукомские в уже упомянутой мною книге с нескрываемым восхищением описывают Успенский собор: «…Приближаясь к Костроме по Волге, ещё с палубы парохода можно любоваться Успенским Собором, стоящим на взгорье, в группе белых, златовехих зданий. Собор, расположенный своею алтарной частью на север, сразу можно выделить из всей архитектурной группы уже по одному этому признаку, а также благодаря изумительному блеску его куполов, необычного силуэта: вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлиненными, почти конусообразными, главами — покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света над всем собором».
Внешнему облику соборов соответствовало великолепие их интерьеров и внутреннего убранства. В Успенском соборе был огромный иконостас с бесценными иконами, украшенный позолоченной резьбой, чудные фрески XVIII в., церковная утварь — вклады многих благоукрасителей собора, в том числе из княжеских и царских фамилий. В нём же находилась и благоговейно почиталась главная святыня Костромского края — чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Федоровская икона — главная святыня Костромы. Она написана не позже XIII в. (и тем самым представляет и очень большую художественную ценность). Икона находилась в иконостасе Успенского собора, слева от Царских врат (как и положено иконе Богоматери). На чёрно-белых фотографиях С.М.Проскудина-Горского мы, спустя век после самого фотографа можем увидеть и Фёдоровскую икону и восхитительной красоты предметы из ризницы Успенского собора.
http://oldkostroma.ru/index/0-17

Скорее всего, первый деревянный Успенский собор в новом (втором) Костромcком Кремле, перенесенном с устья реки Сулы на холме над Волгой после того, как первый Костромской Кремль сгорел в 1416 г., был возведен уже во 2-й половине 10-х г.г. ХV в. В середине ХVI в. взамен деревянного выстроили каменный Успенский собор — одноглавый, двухстолпный, трехапсидный (причем все апсиды были ориентированы не на восток, как положено, а на север — в сторону Запрудни, где, по преданию, в XIII в. произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери). Во 2-й половине ХVII в. собор с запада был существенно расширен, став четырехстолпным, возведены 4 боковые главы. В 1666 г. к собору пристроили придельный храм св. Феодора Стратилата.
В 1773 г. Успенский собор очень сильно пострадал от пожара, его восстановление происходило в 1775-1778 г.г. Вероятно, именно тогда главы собора получили характерную для украинского барокко грушевидную форму. Главы были позолочены в 1820-1821 г.г. С 1835 г. по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, здесь стали служить костромские архиереи. С начала ХV в. и пo I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь М.Ф. Романов (1619 г.), имп. Екатерина II (1767 г.), имп. Николай I (1834 г.), имп. Александр II (1858 г.), имп. Александр III (1881 г.), имп. Николай II (1913 г.). Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 и 1853 гг. В ноябре 1929 г. собор был закрыт, в его здании устроили зернохранилище. Взорван в 1934 г. (полученный щебень пошёл на строительство льнокомбината им. И.Д. Зворыкина).

Приближаясь к Костроме по Волге, ещё с палубы парохода можно любоваться Успенским собором, стоящим на взгорье в группе белых златоверхих зданий. Собор (построенный около 1250 года на средства Костромского и Галичского князя Квашни, брата Святого Александра Невского), расположенный своею алтарною частью на север, сразу можно выделить из всей архитектурной группы уже по одному этому признаку, а также благодаря изумительному блеску его куполов необычного силуэта: вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлиненными, почти конусообразными главами – покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света над всем собором.
Характер формы этих пяти глав очень поздний. Здесь выразились черты (как это ни странно) украинского покрытия церквей («бани»), занесенного сюда с запада. Шейки всех пяти глав украшены арочками и покрыты живописью сочных желто-коричневых, вишневых и голубых тонов. Под навесом плоской крыши идет фриз из полуциркулярных дуг (закомар); завершение четырех лопаток, расчленяющих стены храма на три части и также покрытых густо живописью – далеко не совершенного мастерства, дает, однако, вместе с раскрашенными главами общее богатое пятно, приятно выделяющееся на фоне белых гладких стен. Апсиды (на северной стороне храма) украшены небогато пояском карниза и скромными наличниками окон. Но старинные железные ставни и вся сохранившаяся прелесть наивного неумелого выполнения, все эти неправильности, гибкие линии профилей и сочные впадины оконных ниш придают большую и живописную прелесть храму. Размеры его очень невелики. Своды – полуциркульные, образующие собой подобие креста и покоящиеся на четырех столбах; между последними подпружные арки, на которых стоит купольный сквозной барабан. Все столбы восьмигранные с карнизами вверху. Окна с прямыми перемычками. Над окнами карниз, а над ним полукруги закомар. Алтарь состоит из трех полукупольных абсид. Между апсидами алтаря помещены полукруглые колонки. Кровля четырехскатная. У спусков её железные подзоры. Постройки же, облепившие храм со всех сторон, сделаны очень своеобразно: Успенскому храму сравнительно с другими зданиями, подвергшимися подобной участи, посчастливилось. Пристроены были эти части не только помощью наружных стен, но и вплотную к бывшим ранее наружным.
На восточной стороне собора любопытны три арки (закомары), не имеющие у пят своих продолжения в виде лопаток, а заканчивающиеся непомерно крупными дорическими (!) треугольными «каплями». Выше, у карниза собора в средней дуге, — образ Богоматери и железный старинный фонарь с неугасаемым пламенем, которое таинственно мерцает ночью у святого облика. Западная сторона собора застроена папертью, а к северо-западному углу его пристроена (в 1776 г.) многоугольная ротонда, покрытая огромным распластанным, с прерванной серединой, куполом. Древнейшая часть храма в плане чрезвычайно проста. По средине четырехугольника поставлено 4 столба, соединяющихся подпружными арками, между собою и с наружными стенами. Этими арками все пространство разделяется на девять частей, и в те части, которые обращены на север, закруглены и составляют алтарные апсиды.
Кладка состоит из кирпича, типичного для XVII века, большего, нежели современный размера и 20 фунтового веса. Несомненно, некогда храм был значительно меньшим; войдя в него молящийся мог видеть лишь два столба, а другие два скрывались за иконостасом. Так было и в XVII веке, а быть может и ранее. Самое допущение, что нынешние стены и столбы поставлены были на древних фундаментах, современных началу постройки храма, правдоподобно, так как такая форма планов для XIII в. была типичною, однако проемов или таких дверей в подвалах, которые были бы заделаны впоследствии, не оказалось при исследовании, сделанном специально ко времени IV Археологического съезда, — напротив, получены были данные, указывающие на то, что стены, окружающие указанное пространство, были некогда наружными; во всех этих стенах прекрасно сохранились в первоначальном виде окна с железными решетками. Известно только, что новая церковь Успения устроена была с двумя столбами. Отношение кладки придела Феодора Стратилата, пристроенного к Успенскому собору по велению царя Алексея Михайловича, к сожалению, не выяснено.
По Крживоблоцкому, собор в Костроме стоял всегда на южном краю города, почти против его середины. Сначала на этом (?) месте находилась деревянная соборная церковь во имя Феодора Стратилата, неизвестно кем и когда построенная. На месте два раза сгоревшего храма построен Успенский каменный собор, а вместо прежней Феодоровской церкви устроен только придел имени этого святого. По иному преданию, первоначальный придел в честь Феодора находился на месте нынешнего жертвенника. Во всяком случае, придел Феодора Стратилата (вход из собора и из галереи) устроен был в 1666 г. взамен того храма, который вторично сгорел (есть и еще одна версия – что он находился на Московской улице на месте нынешней Богоотцовской церкви). Тогда же были пристроены и все паперти собора (с трех сторон), но позднейшей из них и является эта придельная церковь во имя Феодора Стратилата, которая на основании наиболее распространенной теории — что князь, скончавшийся в Костроме в 1276 г., был и погребен в построенной им церкви, и является местом упокоения его. Во всяком случае, около 1666 года в левую, вновь пристроенную галерею перенесен был престол Феодоровского (бывшего храма) придела, а еще ранее церковь увеличена была устройством трапезы. На возобновление собора и постройку колокольни после пожара (1773 г.) по Указу Императрицы Екатерины было выдано 12 000 руб., и на эти-то деньги, говорит Крживоблоцкий, были возведены все эти сооружения. Значительным переделкам подвергся собор снова лишь в 1843 г.
Успенский собор не сохранил, конечно, живописной росписи, украшавшей стены его до пожара(теперешняя живопись на стенах его относится уже к концу XVIII века, то есть ко времени перестройки собора). Историю возобновления собора можно читать на особом большом клейме на внутренней западной стене собора, с левой стороны от входа. Здесь говорится о том, что во время пожара 18 мая 1773 г. удалось спасти в числе девяти икон и Феодоровскую икону, что возобновление храма началось в 1775 г. и было закончено в 1778 г. и что иконописные изображения в нем писали 17 человек иконописцев-ярославцев. Но живопись эта, быть может и неплохая, была значительно испорчена в 1855 г. во время подновления и затем снова в 1882 г. при промывке стенописи. Нынешние фрески ясны, отчетливы, но малохудожественны. Сюжеты их, однако, представляют некоторый интерес образностью понимания разных событий и характеристикой художественных эпох. Возможно, что и прежний порядок живописи не был оставлен без внимания: многие картины, по-видимому, написаны по начертаниям, сделанным на стене резцом, что было в XVII в. обычным приемом. Теперь, однако, от этих борозд не осталось никаких следов.
Расписывался собор, очевидно, по заранее предначертанному плану. Первое место занимают картины из Ветхого (в паперти галереи) и Нового (внутри храма) Завета. Галерея расписана на средства купца Атостина. Ряд картин, изображающих историю явления и чудеса иконы Феодоровской Божией Матери и призвание на царствование Михаила Феодоровича, имеют некоторый интерес сюжета, несмотря на исправление живописи, предпринятое купцом Солодовниковым в 1887 г. Особенно подробно и наглядно изображены все отдельные моменты явления и чудес Феодоровской иконы. Эти сюжеты заполняют стены с южной стороны галереи. Последовательно здесь изображено, как Феодор Стратилат в день Успения носит икону по городу, как князь Василий в лесу увидел икону; далее изображено: перенесение ее в Кострому, пожар в храме Феодора Стратилата, где первоначально была помещена икона, выход с иконой из Костромы против нашествия татар, битва с татарами за рекой Костромой у Святого озера и разные чудеса исцеления. Особенно занятны по наивности изображения моменты поднятия иконы в воздух во время вторичного пожара в храме и чудеса исцеления. Затем представлен Василий Квашня с конной свитой и собаками); на соборном перенесении иконы в Кострому изображен роскошный город (Кострома?) с Кремлем; на заднем плане собор с золотыми главами, причем ворота в соборную ограду (1767 г.) скопированы с натуры; а в изображении одного из чудес написана грандиозная крепость, на стенах, в амбразурах пушки и воины с ружьями и пиками. Картины избрания Михаила Феодоровича на царство по трактовке сюжета скучнее; здесь видно подчинение трафарету сюжета, изображенного в издании царя Алексея Михайловича в Москве. Роспись внутри храма имеет еще меньше художественного или исторического значения. Здесь нет уже никаких следов росписи 1775 г. Вообще внутренний вид собора архитектурно значительно менее интересен, нежели наружный.
Иконостас собора пятиярусный, с витыми колоннами, богатыми карнизами и резьбой на золотом поле. Он был устроен в 1773 году после пожара и освящен епископом Павлом в 1778 г. Позолота его подновлена в 1885 г., в остальном он остается без изменений. Главная святыня собора – большая Феодоровская чудотворная икона XIII века. Она находится слева от царских врат. Малая Феодоровская икона – подарок царя Михаила Феодоровича – помещается над северным входом в алтарь. Первая длиной 1 аршин 2 с половиной вершка, шириной 12 вершков; она имеет рукоять, указывающую на то, что в Городце – первоначальном месте ее нахождения – она была запрестольной иконой. Краски иконы сильно потемнели и, видно, справлены были неоднократно. Малая икона Феодоровской Богоматери Успенского собора (6х6 верш.) с богатым нимбом, в серебряном окладе и с цатою, богато украшенной жемчугом. Внизу ее на серебряной дощечке подпись: «Сей образ Пресвятой Богородицы Феодоровской пожаловал вкладу в Костромской в Успенский собор Государь царь Михаил Феодорович, всея России». На окладе подпись сбоку: «Построен оклад сей в 1769 году». Очевидно, оклад иконы и некоторые украшения не современны самой иконе). Третья (в соборе) икона Феодоровской Богоматери – в деяниях.
В ризнице (истребленной пожаром в 1773 г.) хранится евангелие (в большой Александрийский лист) печати 1698 года, с замечательными по отделке изображениями Евангелистов. Две привески к чудотворной иконе унизаны по золотой фольге крупным жемчугом с золотыми кольцами и колодками; на них надпись: «Сии рясны – подарок царя Михаила Феодоровича, в пятое лето государства своего». Есть здесь еще другая прелестная жемчужная риза Феодоровской (XIII в.) иконы, украшенная драгоценными камнями (золотая риза на этой иконе сделана в 1805 г.); хороши еще иконы Толгской Божией Матери, Тихвинской Божией Матери и другие менее интересные, но относящиеся несомненно к XVII в. Икона Иоанна Богослова написана «при державе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца в лето от Рождества Христова 1559». «Подпись эта, – говорит профессор Покровский, – быть может исправлена, а быть может и сделана вновь в XIX в., но икона сохранила на себе следы древности, если не XVI, то XVII века». К концу XVIII в. отнести можно икону Николая Чудотворца. Любопытен храм, который держит в руке Святой, и написан в стиле Московской архитектуры XVII в.; здесь же изображена часть Кремлевской стены с башнями. Интересны большая икона с 171 изображением явлений Богоматери; подпись: «Писал сей образ иконописец Дмитрий Васильев Серебряков в 1794 году»; Деисис XVII века и прекрасной работы икона Казанской Божией Матери, по Н.В. Покровскому, написанная в манере царских иконописцев конца XVII в. и также считающаяся даром царя Михаила Феодоровича.
Над южными алтарными вратами находится икона Владимирской Божией Матери с цатой и в венце, с окладом 1698 года. В соборной ризнице интересны и иные рясны и цаты, но особенно хороша вышеупомянутая вторая риза чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. В приделе Феодора Стратилата интересны две иконы: одна, писанная в 1552 году при Иоанне Грозном, и другая икона Николая Чудотворца XVI века. В новом Богоявленском соборе прекрасен лишь осеняльный крест XVIII в.
Имена строителей XVII и даже XVIII века, воздвигавших здания в провинции, вообще трудно определимы. Напротив, имена живописцев, закрепленные на клеймах, ставившихся при окончании работ по росписи храмов, дошли до нас, и мы знаем десятки имен лучших мастеров-изографов и их помощников, и даже купцов, жертвовавших на построение церквей; мы знаем даже имена священнослужителей, при которых совершено было освящение храмов, но имен зодчих – казалось, никому никогда не нужных – мы не знаем совсем. Долгое время поэтому и в Костроме некоторые постройки конца XVIII в., не законченные еще до учреждения губернских присутственных мест, когда зарегистрированы были уже по крайней мере имена служивших зодчих – приписывали (например, сооружение Богоявленского собора) Растрелли. Однако данные выяснили, что строителем Богоявленской колокольни и собора был простой мещанин посада Большие Соли Степан Воротилов, которому в награду за добросовестное исполнение работ и построение собора приказано было дать 15 рублей. Быть может, не Воротилову принадлежит выработка проекта собора и колокольни. Скорее его провинциальному вкусу свойственны были бы такие курьезы, как «Триумфальные ворота» (если и они построены им), – но все же знание и талант осуществителя постройки настолько велики, что могут дать право причислить и его к таким же самородкам-зодчим, как и некий Гезель Иоанн Жуков, который, по исследованию профессора Голубцова, построил колокольню Троице-Сергиевской лавры еще в середине XVIII столетия ). Самое здание собора построено вместе с колокольней всего за 12 000 рублей (!) на месте древнего сгоревшего Крестовоздвиженского монастыря в 1776-1791 г.г., является зимним при Успенском соборе.
Г. Лукомский, В. Лукомский «История Костромы. Описание памятников художественной старины»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?