Кострома. Собор Богоявления Господня в Кремле (старый).

С 1776 г. по проекту и под руководством С. Воротилова начинается сооружение соборного комплекса в Костромском кремле. Учитывая важность и ответственность работ, до середины 80-х годов С. Воротилов работает только здесь. Собор и пышная четырехъярусная колокольня стали доминирующими постройками Костромы и приводили в восторг современников. Вот что писал в 1913 г. о колокольне Г. Лукомский: «…колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым… представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она еще более потрясает своею грандиозностью и вместе с тем грациозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой, занесенные наполовину снегом, марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега». Сохранился проект собора и колокольни в копии 1809 г. В световой ротонде собора помещалась епархиальная библиотека, вход в которую осуществлялся через колокольню и далее — по переходу на кровле трапезной. В середине XIX в. собор был расширен путем пристройки с севера и юга приделов, что значительно исказило первоначальный облик памятника. Помимо культовых сооружений, в комплекс при соборе входили два дома соборного причта и ограда с барочными воротами, украшенными белокаменной скульптурой. Интересно отметить, что вся постройка собора и колокольни обошлась в 12 тыс. руб., а С. Воротилову в награду за добросовестное исполнение работ приказано было выдать 15 руб.
С.В. Демидов (Москва). По материалам сайта «Костромка — история и культура Костромского края» http://kostromka.ru/kostroma/land/03/demidov/4.php

Богоявленский собор Костромского Кремля, построенный Степаном Андреевичем Воротиловым – талантливым костромским зодчим в 1776-1791 годах, являлся крупнейшим культовым зданием губернского города. По совершенству художественного замысла, соединившем в себе грандиозность и изящество, он не имел себе равных по всей Волге и давно стал архитектурной эмблемой Костромы, её славой и гордостью. Видимая издалека 64-метровая Соборная колокольня служила своеобразным ориентиром для проплывающих судов. В ясную погоду с вершины её был виден Ярославль, удалённый отсюда на многие десятки вёрст. Вместе со стоящим подле древним Успенским собором (ХVI-ХVII вв.), являвшимся Кафедральным собором г. Костромы, и домами Соборного причта (сохранились доныне), также построенные братом и сыном Степана Андреевича П.А. и Е.С. Воротиловыми, Богоявленский собор составлял ту архитектурную группу, которую называли Костромским Кремлём. Ансамбль дополняла каменная с коваными решётками ограда с несколькими воротами, из них выделялись главные, так называемые Триумфальные, или Святые, с северной стороны, обращённые к Торговым рядам, и Царская беседка. Четырехъярусная колокольня с курантами, воздвигнутая в 1775-1778 гг., долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году).

Богоявленский (тёплый) собор был заложен в 1776 г. Строил храм выдающийся зодчий Костромского края С.А. Воротилов. Богоявленский собор — одноглавый, одноапсидный, четырехстолпный, с примыкающей к нему с запада величественной четырехъярусной колокольней — был освящен в декабре 1790 г. В 1866-1868 г.г. к собору пристроили два придела: правый — в честь Феодоровской иконы Божией Матери, св. блгв. князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, левый — в честь Боголюбской иконы Божией Матери и св. мученика Платона.
В 1876 г. в соборе погребен один из его священников — П.Ф. Островский, выдающийся историк-краевед, дядя драматурга А.Н. Островского. В конце 70-х г.г. XIX в. в подклете собора устроили архиерейскую усыпальницу, в которой погребены: епископ Платон (Фивейский; + 1877 г.), епископ Игнатий (Рождественский; + 1883 г.), епископ Виссарион (Нечаев; + 1905 г.) Богоявленский собор закрыт в ноябре 1929г. Взорван летом 1934 г.

Богоявленский собор – трехэтажное сооружение, увенчивающееся куполом, помещенным на невысоком барабане, прорезанным восемью окнами, разграфленными на мелкие квадратики. Пропорция этажей, членение глади стены наличниками окон, связанными (по высоте) между собой одной архитектурной композицией, прелестные детали угасающего уже «барокко» и переходные к классицизму (фриз, разбитый на триглифы) – делают архитектуру собора очень приятной. Красивые окрыленные головы амуров украшают собой фронтоны окон всех пяти апсид, своими полукруглыми изгибами разной величины представляющими очень красивый вид. Купол украшен восемью лукарнами и имеет благодаря им вид короны. Венчающая купол главка менее удачна. Хороша решетка, окружающая барабан в его основании. Внутренняя архитектура собора не интересна совсем. Но гораздо красивее колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым вместо прежней, разрушившейся в 1773 году, и представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она еще более потрясает своей грандиозностью и вместе с тем грациозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой занесенные наполовину снегом марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега. Украшенная по углам колоннами, колокольня не перегружена ими, так как пространство тела стены до арки достаточно для того, чтобы дать возможность колонне выделиться на гладкой поверхности стены. Карниз первого яруса украшен богатыми позолоченными завитками рококо, далее в разорванные фронтоны третьего яруса вставлен Глаз Божий с золотыми лучами. По углам каждого яруса – прелестные вазы, тоже позолоченные и с синими полосками. Вазы эти придают очень много фантастики всему облику колокольни, не раз дававшему повод к сличению ее с «индийской» (!) пагодой. Переход к куполу заполнен часовым циферблатом, выкрашенным в оливковый тон с черной серединой и помещенным на ярко-голубом фоне вогнутой поверхности купола. Далее идет уширение его, снова перехват и, наконец, прелестное завершение высоким шпилем. Красочное сочетание (золота с голубым и белым) очень приятно и наводит на мысль: не была ли бы колокольня еще красивее при двухтонной окраске ее в белый и голубой колера? Несомненно, что белые колонны и украшения выделились бы еще определеннее на цветном фоне.
Колокольня и собор окружены оградой, одновременно с ними построенной. Столбы ее очень хорошей композиции и украшены вазами, схожими с теми, которые украшают колокольню; железные решетки между столбами просты, но милы. В ограде трое ворот и одна калиточка с восточной стороны. Лучшие ворота – «Триумфальные», построенные ко времени приезда императрицы Екатерины II; они чрезвычайно фантастической архитектуры). Хотя эти «Триумфальные ворота» построены были и по случаю посещения Костромы Екатериной Великой в 1767 году – но, по-видимому, они были воздвигнуты на 2-3 года позже. Ко времени же пребывания императрицы были сделаны только (такие же) деревянные, а модель нынешних показана государыне генерал-адьютантом Бибиковым. Ворота эти – блестящий пример фантастической архитектуры, пресыщенного «барокко», попавшего на провинциальную почву. Все архитектурные формы этого стиля получили здесь самое курьезное развитие. Провинциализм этого барокко выражается и в приподнятой середине ворот с волютами, и в боках, украшенных двумя пирамидами, покоящимися на шарах, окрашенных в ярко-синий цвет и усыпанных крупными золотыми звездами. Все свободное пространство внутри ворот заполнено орнаментальной лепкой. Особенно любопытны два грифона посередине, по бокам арки; капители очень удлинены и украшены листьями каких-то небывалых растений. Изображения святых и ангелов, вставленные в ажур решеток, несколько портят общий вид ворот. Но вечером, выделяясь темным силуэтом на прозрачном фоне железной решетки, они увеличивают фантастический элемент того ensemble’я, который получается при рассмотрении архитектурной группы, состоящей из двух соборов, колокольни, ограды и ворот. Калиточка, ведущая на небольшую террасу – довольно большая, она простой, но чрезвычайно милой архитектуры; украшена двумя каменными вазами и подобием короны посередине. Очень жалко, что ограда приходит в ветхое состояние: «Триумфальные ворота» уже подперты бревенчатым лесом). Кроме этих сооружений, ограда охватывает еще с южной стороны два жилых флигеля, служивших когда-то для пребывания здесь епископа, для нужд семинарии и духовного училища, а ныне являющихся помещениями для соборного причта. Построены они были, вероятно, позже собора (в последних годах XVIII столетия). Стиль их архитектуры еще строже. Вся отделка стен исчерпывается рустовкой пилястр, «лопатками» и квадратами, разграфляющими стены; но, несмотря на эту простоту отделки, обе постройки – приятной архитектуры стиля Людовика XVI. Все пропорции их очень правильны, рустовка элегантна, и здания несомненно содействуют красоте получающегося с Волги общего вида на соборные постройки. Ограда построена в 1799 г., то есть, вероятно, еще позже зданий Богоявленского собора. Упомянутая выше (при описании Успенского собора) ротонда на углу собора построена в эти же годы. Ее стиль соответствует вполне стилю ограды и калитки, а ротонда, со стройными пилястрами ее столбов и элегантными арками, прекрасно сочетается с общим видом «барочных» сооружений.
Г. Лукомский, В. Лукомский «История Костромы. Описание памятников художественной старины»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?