Церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района построена в 1712 году на месте обветшавшей шатровой церкви.
Новый храм был посвящен Всемилостивому Спасу, но народное предание сохранило за ним древнее название — Дмитриевский. После того, как в 1847 году в селе Фоминском возвели каменную церковь, деревянный храм был упразднен. Однако местные жители относились к нему бережно и благоговейно, как к святыне и памяти о старине. В 1968-1970 годах церковь Спаса была перевезена на территорию музея и отреставрирована.
Спасская церковь — храм клетского типа, широко распространенного в Костромском крае в XVI-XIX веках. Кровля церкви имеет древнюю конструкцию. Она двускатная, «клинчатая», с разным углом наклона скатов кровли храма, трапезной и алтаря. Храм перекрыт в два слоя «со скалой»: между верхним и нижним настилами теса были положены крупные полосы бересты (35-60 см шириной и до 1 м длиной), сшитые лыком в три слоя и образовывавшие большие куски — «простыни». Над кровлей сеней церкви возвышается восьмигранная колокольня, на которую из сеней ведет лестница. Открытый ярус звона, огражденный резными столбиками, «красный тес» шатровой кровли и полиц (карнизов) колокольни, украшенные резьбой причелины и «полотенца» придают всей постройке гармоничность и легкость.
www.kmtn.ru
Хороший образец храма клетского типа, характерного для Костромского края. Церковь построена в 1712 г. на месте деревянной шатровой церкви, разобранной по ветхости. В 1847 г. рядом с ней была выстроена одноименная каменная церковь (сохранилась), после чего деревянная церковь, вероятно, была упразднена. Перевезена в 1968 г. из с. Фоминского Костромского района, реставрационные работы проведены по проекту арх. И.Ш. Шевелева (при консультации арх. А.В. Ополовникова) в 1968-1970 гг. Продольно-осевая композиция церкви складывается из одноглавого четверика храма, пятигранной апсиды, трапезной, паперти с возвышающейся над ней колокольней и крыльца. Храм, трапезная и паперть рублены в чашу из бревен, апсида и колокольня — «в лапу» из брусьев. Разновысотные объемы создают выразительный силуэт церкви. Трапезная и паперть объединены общей двускатной самцовой кровлей. Такая же кровля, но большей высоты, завершает четверик. Она увенчана квадратным брусяным постаментом, служащим основанием для цилиндрического барабана и луковичной главки, покрытых лемехом. Глухой восьмерик колокольни несет открытый ярус звона с резными столбиками, завершенный шатром с главкой. Западное крыльцо с рундуком и двумя боковыми лестничными всходами покрыто крутой двускатной кровлей, которую поддерживают резные столбики.
Живописный характер композиции церкви усиливают охлупни, положенные по конькам тесовых кровель, а декоративность силуэта повышают пики у полиц колокольни и у кровли над постаментом храма. Окна в церкви — двух типов: косящатые (в храме, трапезной и апсиде) и волоковые (в трапезной и паперти). С рундука крыльца на паперть ведет щитовая дверь с секирным кованым замком. К немногочисленным декоративным элементам церкви относятся двухслойные двойные доски-причелины и полотенца, закрывающие их стыки. Под церковью устроен подклет, куда ведет вход, расположенный на северном фасаде трапезной. Помещения основного этажа — паперть, трапезная и храм — соединяются находящимися на одной оси проемами. Алтарь раскрыт в храм на всю ширину. В северо-западном углу паперти устроена лестница на колокольню. Помещения перекрыты тесом по балкам. Стены отесаны, углы обработаны «в лас», полы — дощатые. Вдоль стен расположены встроенные лавки с фигурными ножками. Сохранился тябловый иконостас конца ХVIII в. с резными царскими вратами. Перед иконостасом устроены клиросы с откидными скамьями, покрытыми резным орнаментом геометрического рисунка. По информации с сайта Энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»/ www.enckostr.ru