Кострома. Музей деревянного зодчества.

Монастырь расположен близ города Костромы, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу реки Волги. Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания. После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали.
В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Зеленые насаждения на монастырской территории появились около ста шестидесяти лет назад. Разросшиеся дубы и лиственницы обрамляют памятники древнего зодчества. В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников.
Рядом с монастырем расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом. Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни. Многообразны церкви разных типов и объемов. Часть экспозиции музея находится на территории монастыря.
При подготовке статьи использованы материалы с www.kostroma.ru 

История костромского музея деревянного зодчества начинается в 1958 году, когда в Ипатьевский монастырь, получивший статус музея, на территорию его Нового города, была перевезена первая деревянная церковь – храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628г.). Село Спас-Вежи известно не только этим храмом – оно упоминается в знаменитом стихотворении Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Очень красивый деревянный храм со стройным и изящным силуэтом, поставленный на сваи (село часто затопляли разливы), построенный по клетскому типу, покрытый двускатной кровлей и с граненым алтарным прирубом, до наших дней, к сожалению, не сохранился – он сгорел в начале 2000-х годов.
На территории монастыря расположились некоторые памятники деревянного зодчества, такие, как свайные баньки, но очень быстро им стало не хватать места, и основная территория архитектурно-этнографического музея сейчас находится за стенами Ипатьевского монастыря. Постепенно под стенами старинной обители вырос целый городок, напоминающий старинный монастырский посад. Там собраны церкви и часовни, воссоздана целая деревенская улица с избами, хозяйственными постройками и мельницами. Самый старый памятник музея – церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм, датирующаяся 1552 годом. В избах воссозданы интерьеры, показывающие все детали крестьянского быта разных уровней достатка – от богатых крестьян до бедняков, обитавших в курных избах (то есть таких, в которых у печей не было труб). В музее проводятся разнообразные праздники, посвященные народным промыслам.
Памятники музея деревянного зодчества на территории музея: • Церковь Спаса Преображения из с. Спас-Вежи (сгорела в 2002г.) • Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм. • Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец.• Церковь Спаса Всемилостивого из с. Фоминское. • Часовня из д. Большое Токарево. • Часовня из д. Притыкино. • Бани на сваях из д. Ведерки. • Изба крестьянки Чапыгиной из д. Большое Андрейково (восстановлен типичный интерьер бедной крестьянской семьи). • Черная изба 1-ой половины XIX в. крестьянина Тарасова из д. Мухино (экспонируется свадебный интерьер). • Дом крестьянки Лоховой из д. Вашкино (экспозиция посвящена традициям и обрядам в воспитании детей в крестьянских семьях). • Дом-пятистенок А.Г. Серова из д. Мытищи (интерьер горница с элементами городской культуры). • Изба-усадьба М.К. Липатова из д. Журавлево (музей русского напитка). • Дом крестьянина Ципелева из д. Аристиха (экспонируется как изба гончара). • Дом крестьянина Скобелкина из д. Стрельниково (проводятся интерактивные программы). • Амбары из д. Собакино. • Овин из д. Пустынь. По информации с сайта: kostromaru.ru

«Костромская слобода» — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник, раскинувшийся сегодня на десятках гектаров на стрелке рек Волга и Кострома, в черте города Костромы у стен древнего Ипатьевского монастыря. «Костромская слобода» – музей под открытым небом. Музей деревянного зодчества.
История костромского музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища. С конца 1940-х годов несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области, в том числе и попадавшую в зону предстоящего тогда затопления. Именно с целью спасения от затопления и были перенесены в безопасную городскую черту несколько первых памятников деревянной архитектуры.
Первым памятником, перевезенным в Кострому из затапливаемой Костромской низины, стала церковь из села Спас-Вёжи – церковь Спаса-Преображения (постройка 1713 г.). Церковь была перевезена и установлена в районе костромского Ипатьевского монастыря в 1954-57 гг. Именно этот момент и можно брать за точку начала истории костромского Музея деревянного зодчества. Но один перевезенный памятник еще не являлся настоящим музеем.
В 1958 году к обследованию уже всей Костромской области с целью изучения памятников деревянной архитектуры приступили специалисты Костромской специальной научно-производственной и реставрационной мастерской. Они обследовали северо-восточные районы области в верховьях реки Ветлуги и по ее притокам. Был собран материал, свидетельствующий, что в глубинке, в тот период, еще сохранялись интересные культовые, жилые, хозяйственные и производственные постройки. По результатам экспедиции было рекомендовано к вывозу в планирующийся музей несколько деревянных построек, среди которых – дом Ципелевой из деревни Аристиха и часовня из деревни Притыкино Шарьинского района.
Экспедиции Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (КСНРПМ) на рубеже 1950–60-х годов выявили постройки, ставшие впоследствии, экспонатами музея и вместе тем показали, что значительная часть известных в начале и середине ХХ века памятников оказалась уже утраченной. В полуразрушенном состоянии находились уникальные церкви. Все это требовало принятия срочных мер для сохранения оставшихся образцов народного зодчества.
«Восстановление памятников непосредственно на местах не представлялось целесообразным, так как там они оставались без присмотра и были недоступны для обозрения, – замечала в 1950-х годах в пояснительной записке к плановому заданию на составление проекта Костромского музея деревянного зодчества костромской архитектор-реставратор Калерия Густавовна Тороп, – Значительную трудность представляла и организация производства работ вдали от базы реставрационной мастерской. Учитывая эти обстоятельства, решение о сохранении памятников народной архитектуры в условиях музея под открытым небом являлось единственно возможным и правильным, несмотря на то, что памятники при этом теряют связь с привычным природным окружением и этнографической средой».
Древнейшим памятником деревянной архитектуры по результатам научных экспедиций была признана церковь из села Холм Галичского района. Именно перевозка этой церкви и установка её у стен Ипатьевского монастыря в Костроме и стала той точкой, с которой можно говорить о рождении в черте города Костромы настоящего Музея деревянного зодчества.
3 мая 1960 года вышло постановление Костромского Облисполкома о создании в Костроме названного музея. Отвод земельного участка под музей был оформлен решением Костромского городского Исполкома депутатов трудящихся от 16 мая 1960 года.
Церковь Спаса-Преображения из села Спас-Вёжи (1713 г.), перевезенная и установленная в 1954-1957 гг. и церковь Собора Богородицы из села Холм (1552 г.), перевезенная и установленная в 1960-1962 гг. и стали первыми звездами создающегося в Костроме ансамбля памятников деревянной архитектуры.
В 1967-1969 гг. на территорию возле Ипатьевского монастыря была перевезена церковь Спаса из села Фоминского Костромского района, памятник, датируемый 1712 годом.
По материалам сайта: «Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?