Кострома. Церковь Воскресения Христова на Дебре.

Безусловной жемчужиной Костромы по праву считается церковь Воскресения на Дебре. На этом месте стояла деревянная церковь, якобы возведенная еще Василием Квашней, который «охотился в этих лесах». Почему якобы? Здесь – явный отголосок легенды об обретении иконы Федоровской Богоматери. Но то «событие» случилось как раз на противоположной, западной стороне от города, наш же храм находится с востока. Однако, церковь на самом деле была – ее видит опись 1628 года. Вероятно, она появилась в 16-м столетии, а к более позднему времени обросла легендой.
Нынешняя церковь возведена в 1630-1645 годах (чаще встречается другая цифра – «не позже 1652 года», иногда говорят, что построена она была точно в 1652 году).Это была первая каменная постройка, которую смог себе позволить средний класс посада: она возводилась на средства купца Исакова и посадских людей. Есть интересная легенда, будто Исаков заказал в Англии 10 бочек краски, но по ошибке получил 10 бочек, набитых золотом. Богобоязненный купец решил, что дармовое – от дьявола, и истратил все деньги на создание этого храма, дабы не навлечь на себя беду. Даже если это и не так, то все-таки в психологическом плане безукоризненно верно. От влияния народного вкуса она — нарядная, не монашеская и не слишком отрешенная от мира; в таком вкусе строили заказчики из числа городских обывателей.
В 1650-1652 годах храм расписали, и эта роспись сама по себе является предметом серьезного научного интереса, хотя и сохранилась в исконном виде фрагментарно. Так, в сценах Апокалипсиса исследователи видят скрытое указание на потрясения Смуты, и на террор, который развязало правительство против старообрядцев. В фигурах людей, поклоняющихся ложному агнцу – намек на тех, кто пошел за лже-патриархом Никоном. Перестройка 1746 года несколько исказила облик сооружения.
Крайне интересен декор храма: и поливные изразцы, но особенно вытесанные на белом камне фигуры птиц и зверей. Фигуры аутентичны, и в российском зодчестве этого времени найдется не так много столь архаичных по виду памятников пластики этого времени. Все тут символично. Так, пеликан, которого звали «птица-неясыть», якобы раздирал свою грудь, чтобы накормить птенцов. Конечно, сие – аллюзия на христианское самопожертвование, несколько исступленное, что было характерно для старообрядцев. Раскраска храма относится к реставрации 19-го столетия, и уже тогда породила дискуссии среди археологов. Одни считали, что храм волне мог быть раскрашен «в шашку», указывая на сооружения Троице-Сергиевой лавры. Другие полагали, что так раскрашивали только гражданские здания, а не храмы. В конце концов сошлись на том, что храм мог быть разрисован снаружи именно таким образом, и что моду эту занесли в Россию итальянцы еще в 15-м столетии, когда возводили Грановитую палату в Московском кремле.
Пережитками деревянного зодчества в этом памятнике считаются шатровые покрытия крылец, и сами эти крыльца. Искони храм снабжен был колокольней. Однако, она была разрушена в 1802 году при построении рядом теплого храма аналогичного посвящения и тоже с колокольней. Это сооружение еще в 19-м столетии было объявлено «безобразным», однако сегодня, будучи в плачевном состоянии, выглядит даже как-то романтично, и не портит своим соседством всемирно известный храм. Ограда вокруг церквей сооружена в 1878 году, правда, с западной и северной стороны еще есть следы более старого варианта, времени создания которого мы не знаем.

Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем «мизинным» (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви — «на Дебре» – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес.
Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков — «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков»,- с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело.
Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий.
Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.
В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, артелью костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими мастерами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела). Очевидно, в конце 17 века фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создавало впечатление объемности.
Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадывается под подновлениями 1870 г. Уцелели росписи паперти и небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика, а также отчасти стенная живопись Трехсвятительского придела, принадлежащая кисти Гурия Никитина.
Резной иконостас из Трехсвятительского придела — выдающееся произведение резного искусства. Он покрыт тончайшим растительным орнаментом, выполненным в невысоком рельефе.
Церковь Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы — чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре.
Одновременно с храмом были сооружены Святые ворота. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота решены как арка и украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями зверей и птиц: льва (олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни), единорога (символизирует чистоту и девственность), алконоста (птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников), пеликана и орлов. Пеликан, «неясыть пустынная» — символ бессмертия.
Литература: Пастухова З.И. Пономарева Е.Н. Древнерусские города. – Смоленск «Русич», 2004.

Церковь Воскресения Христова на Дебре каменная, летняя, построена по образцу древних церквей с крытыми с трех сторон галереями и тремя входами в 1652 г. иждивением московского купца Кирилла Григорьева Исакова, о пяти главах, с каменною оградою.
В трехчастном алтаре престолы: во имя Воскресения Иисуса Христа из мертвых и в честь св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и св. великомуч. Екатерины.
Каменная, зимняя, с каменною колокольнею построена в 1802 г., престолы — в честь Божией Матери, празднования явления ее иконы Знамения, св. Космы и Дамиана бессребреников, Прокопия, Устюжского чудотворца.
Причта состоит в наличности: священник, диакон, дьячок и пономарь. Земли при церкви десятина 848 кв. сажень, план и межевая книга на землю хранятся при церкви. Прихожан муж. пола 198, жен. пола 235, дворов 49. В пользу церковного причта получаются проценты с капитала 1300 руб.
И. Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», Санкт-Петербург, типография Почтового Департамента, 1863 г.

Костромской князь Василий Ярославич (родной брат Александра Невского) страстно увлекался охотой и чаще всего ходил на зверя в густых лесах, росших там, где ныне стоит церковь Воскресения Христова на Дебре, — кстати, сам топоним «Дебря» и напоминает нам о том, что здесь некогда шумела непроходимая чаща. В конце концов, дабы не устраивать всякий раз торжественные походы со сворами собак, он переселил сюда псарей, одновременно построив для них деревянную Воскресенскую церковь. Скорее всего, впоследствии она не однажды приходила в ветхость, и её заново отстраивали. Разумеется, в дереве — до ХVIII столетия Кострома вообще оставалась городом по преимуществу деревянным, оттого и страдала часто от страшных пожаров. Постепенно посад, распространявшийся от Костромского кремля, добрался до Дебри — известно, что в начале ХVII века в этих местах жили кожевенники. По-прежнему стоял тут и православный храм. «Костромские переписные книги за 1628-1630 гг.» донесли до нас следующие сведения: «На Нижней Дебре… церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей…»
Даты строительства каменной Воскресенской церкви на Дебре в разных источниках разнятся. Обычно пишут — «до 1652 года». За нижнюю границу временного интервала, когда мог возводиться храм Воскресения Христова, берётся 1630 год (из «Переписных книг»). Верхняя граница тоже берётся из дореволюционной описи церкви, в которой упоминается серебряный крест с надписью: «Лета 7153 (1645)… положен сей крест по рабе Божие Кирилле в дом боголепнаго Воскресения Христова». Таким образом, получается, что Воскресенская церковь на Дебре строилась между 1630 и 1645 годами. Названный в этой посвятительной надписи Кирилл Григорьевич Исаков сыграл ключевую роль в истории строительства храма. Он происходил из известного московского купеческого рода Морозовых; в документах 1627 года значится как член Гостиной сотни — привилегированного купеческого сословия; в 1632 году перебрался в Кострому, где завёл крупную торговлю кожами. Популярная легенда рассказывает, что однажды Исаков заказал в Англии несколько бочек краски, а получив их, был несказанно удивлён тем, что одна из этих бочек оказалась доверху наполнена золотом. Благочестивый купец решил не искушать судьбу и назначил золото на богоугодной дело — строительство каменного храма. До окончания работ Исаков не дожил — его похоронили в подклете новой церкви, ещё не освящённой. Посвящение храма осталось прежним (как и у его деревянных предшественников); кроме того, было устроено два придела: с севера — во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в диаконнике (южной части алтаря) — во имя великомученицы Екатерины. Посвящения приделов, очевидно, совершались во исполнение воли заказчика: отца Кирилла Исакова звали Григорием, а мать — Екатериной.
Новый храм был освящён в 1650-1652 годах, причём сначала — только Трёхсвятительский придел. На алтарной стороне его иконостаса сохранилась надпись: «Лета 7158 (1650) июня в 12 день освящена бысть сия церковь Трёх святителей… по душе Кирилла Исакова в вечную память». Спустя два года освятили и всю церковь, о чём извещает надпись в клейме на восточной стороне юго-западного столпа: «Создана бысть сия церковь во имя трехдневнаго Воскресения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в лето 7160 (1652)… радением всего чина веродержителей, Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских прихожан христолюбивых людей, а освящена бысть церковь сия 7160 года октября 12 дня».
Вскоре после освящения церкви Воскресения Христова, состоявшегося в 1652 году, её паперти были расписаны артелью под руководством замечательного мастера, «кормового иконописца большей статьи» Василия Ильина Запокровского, до того работавшего в Успенском соборе Московского Кремля, Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря и других знаменитых храмах. Кроме того, фресками покрыли своды и барабаны глав четверика. Остальные площади остались нерасписанными; опись 1779 года указывает, что «четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто». Продолжению работ помешала эпидемия чумы 1654-1655 годов — возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда от морового поветрия, согласно подсчётам исследователей, погибло около половины всего населения страны. Не пережил мор и Василий Запокровский. Лишь в 1670 году в Воскресенский храм вновь пришли художники — тогда артель знаменитого мастера Гурия Никитина расписала Трёхсвятительский придел.
В конце ХVII столетия фасады церкви украсили «травами» и так называемым «бриллиантовым рустом». У последнего термина есть два значения. Во-первых, так называется специальная огранка лицевой стороны фасадных камней в форме четырёхгранных пирамид; во вторых — имитация подобной «огранки»: при этом стена расписывается прямоугольными шашками, которые делятся диагоналями начетыре треугольника, раскрашенных в разные цвета. Подобный приём часто применялся в тогдашней русской архитектуре. В случае Воскресенского храма имела место быть как раз имитация. Ныне «бриллиантовым рустом» покрыты только апсидные полукружия.
Прошло чуть менее века, и в 1740-е годы Воскресенской церкви потребовалась реконструкция. Первоначальное позакомарное покрытие храма заменили четырёхскатной кровлей (обычное дело для той эпохи); такой же кровлей скрыли пирамиду кокошников на Трёхсвятительском приделе. Растесали оконные проёмы основного четверика. Арки галерей заложили кирпичом, так как оказалось, что «открытые» галереи не вполне удобны: зимой их заносило снегом, летом заливало дождём, что добавляло сырости, которой и так хватало от Волги, текущей недалеко от храма. Живописные Святые ворота с тремя шатрами и двумя арками, «проездной» и «проходной», возводились одновременно с Воскресенской церковью, но до реконструкции 1740-х годов они оставались отдельным сооружением — теперь их соединили крытым переходом с западным крыльцом храма, включив, таким образом, в единый храмовый ансамбль. 1852 год запомнился прихожанам заменой главного иконостаса — правда, почти все иконы из прежнего иконостаса ХVII века были в него включены.
Новые масштабные работы в Воскресенском храме датируются 1870-ми годами. К юго-восточному углу церкви тогда пристроили помещение ризницы с полукруглым, напоминающим алтарные апсиды, завершением. В основном четверике работали иконописцы, о чём свидетельствует надпись на северной стороне юго-восточного столпа с перечислением имён трудившихся здесь мастеров. Интересно, что расписывали они храм по программе, созданной в ХVII веке. К сожалению, не обошлось и без «самодеятельности», в результате которой оказались записаны древние фрески в Трёхсвятительском приделе (эту позднейшую запись реставраторы удалили в 1960-е годы). Одновременно реставрировали оригинальный иконостас Трёхсвятительского придела. Особые торжества, развернувшиеся в Костроме в 1913 году, в дни празднования трёхсотлетия дома Романовых, не обошли стороной церковь Воскресения Христова на Дебре. Нужно сказать, что самодержцы и члены их семей нередко навещали Кострому, откуда Михаил Фёдорович Романов был призван на царство в 1913 году и которую они в некотором роде считали своей «колыбелью». Увы, до Дебри они не добирались, ограничиваясь кафедральным Успенским собором и Ипатьевским монастырём. Но в приезд Николая II в 1913 году всё было по-другому; 20 мая вместе с дочерями он посетил Воскресенскую церковь и даже, будто бы, поднимался на колокольню соседнего Знаменского храма, чтобы полюбоваться оттуда волжскими видами.
После 1917 года в Костроме всё было как и везде в России — в 1920-е годы богоборцы неуклонно усиливали давление на Церковь. Изымались церковные ценности, закрывались храмы, священнослужители и наиболее ревностные прихожане подвергались репрессиям. Воскресенская церковь на Дебре продолжала действовать до самых 1930-х годов, после чего была закрыта. Закрыв её для богослужений, большевики устроили в ней зернохранилище (а в подклете, по некоторым сведениям, воинский склад). В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церковью, Воскресенский храм вернули верующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной — в нём царила мерзость запустения: отсутствовали полы, стёкла в окнах, иконы в иконостасе… Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок — 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некоторая реорганизация храмового пространства — Екатерининский придел переместили из диаконника в южное крыло галереи, опоясывающей церковь. Увы, время относительного перемирия, заключённого государством с Церковью, продлилось недолго — при Н.С. Хрущёве начался откат, и открылись новые страшные гонения на верующих людей.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города.
Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №20, 2013 г.

Лучшее, что есть в Костроме, — писал в изданной в 1913 году книге «Культурные сокровища России» Е. А. Белов, — наиболее стильный и сохранившийся из её памятников — прелестная церковь Воскресения на Дебре, построенная в 1652 году. Очень простая по массам, ничем не отступающая от обычного типа храмов ХVII века, церковь Воскресения производит на редкость нарядное и праздничное впечатление оригинальной отделкой входов, идущей вокруг церкви галереи, оконных наличников и самих стен. Очень хороши ведущие в церковь врата с кирпичной орнаментацией, увенчанные тремя шатрами; интересна оригинально скомбинированная из кубышек аркада галереи входа… Ни в чем не отступая от традиционных форм церковного строительства — разве только шатры над входами являются некоторым вольнодумством — мастер, работавший или, вероятнее, мастера, работавшие над церковью Воскресения на Дебре, сумели создать нечто своеобразно красивое и не похожее ни на одну из других костромских церквей…» Сегодня эти слова звучат, пожалуй, ещё более актуально, нежели сто лет назад. Ведь за эти сто лет Кострома стараниями советской власти лишилась многих памятников архитектуры, в том числе кремля с кафедральным Успенским собором. И если даже в окружении старой застройки начала ХХ века Воскресенский храм, как бы контрастируя с ней, смотрелся необыкновенно «весело» и «живо», то что говорить о его нынешнем архитектурном контексте, порождённом типовым советским строительством!
Особенная «нарядность» посадских храмов (а Воскресенская церковь — единственный уцелевший в Костроме посадский храм) была концептуальной; они тем самым как бы противопоставлялись монастырским соборам с их строгой монументальностью и официальной «непререкаемостью». В случае с храмом Воскресения на Дебре это противопоставление вышло очень удачным — он, подобно роскошному цветку, расцветает на берегу Волги, привлекая и радуя глаз. Поднятый на высокий подклет основной объём четверика, задавая движение ввысь, зрительно «облегчает» мощную весомость пяти тяжёлых куполов. Купол Трёхсвятительского придела и декоративные главки шатровых завершений крылец и Святых ворот, звучащих нежным эхом более ранней деревянной храмовой архитектуры, разрушают слишком уж «правильную» симметрию ансамбля. Богато — но в меру! — декорированные стены лишь добавляют изящества Воскресенскому храму. Мощные барабаны, поддерживающие главы, выполнены, как и весь Воскресенский храм, в стилистике «русского узорочья». Полуколонками с дыньками, оканчивающимися полукруглыми завершениями, они разделены на своеобразные арки; в некоторых из них прорезаны окна. Западные и центральный барабаны — световые, восточные — глухие. Стены четверика делятся на прясла (три — на западной и восточной стенах; четыре — на южной и северной стенах) не привычными лопатками, а спаренными полуколонками. Верхние части стен, имевших первоначально позакомарное завершение, отделены от основного фасада карнизом с поясом ширинок, в которых сделаны каплевидные ниши. Окна в стенах оформлены так же, как и окна апсид, но с добавлением дынек. У храма имеется пять апсид в виде пониженных полукружий: три — главного алтаря, две в приделах Трёх святителей и великомученицы Екатерины. В каждой апсиде прорублено окно, все окна снабжены наличниками с полуколонками, а также фронтонами — килевидными кокошниками у центральных апсид и треугольными у «придельных». Апсиды украшены «бриллиантовым рустом» (когда-то этот «руст» покрывал все стены храма).
На галерею, окружающую храм с трёх сторон, ведут три крыльца, устроенные на разной высоте (такие крыльца называют «ползучими»). Над основными объёмами крылец возвышаются ряды кокошников (у южного и западного крылец — два ряда, у северного — один) и гранёные шатры с декоративными главками. Западное крыльцо соединено с крытым переходом со Святыми вратами, стены его декорированы ширинками и кубышками. Посетитель церкви Воскресения на Дебре попадает в неё через западное крыльцо со всходом, ведущим к дверям на галерею, которая опоясывает храм с трёх сторон. Стены крыльца покрыты росписью, свод у него (как и у других крылец) — крестовый. Своды галереи — коробовые с распалубками над арками. Из галереи в основной четверик храма можно попасть через мощные, в семь уступов, порталы, украшенные каменной резьбой и расписанными колоннами с дыньками. Таких порталов два — западный и южный. Третий портал, северный, «параллельный» западному, находится в северной галерее и ведёт в Трёхсвятительский придел, откуда прорублена ещё одна дверь в четверик. В южной галерее устроен Екатерининский придел, некогда располагавшийся в диаконнике главного алтаря. Четыре массивных, квадратных в плане, столпа с подпружными арками, соединяющими их между собой и со стенами, разбивают четверик на девять частей. Три из них относятся к алтарю, завершающемуся тремя апсидами, которые имеют коробовые своды с конхами. Над средокрестием креста, лежащего в основе четверика, поставлен центральный барабан, остальные четыре барабана соответствуют западным и восточным боковым ячейкам. Восточные боковые ячейки и рукава креста имеют коробовые своды — кроме западного рукава, где свод крестовый. Как считается, наиболее сохранившаяся с древности и ценная в художественном отношении часть Воскресенского храма — Трёхсвятительский придел с его уникальным резным иконостасом, выполненным в ХVII столетии, и фресками Гурия Никитина «со товарищи».
Воскресенский собор на Дебре — место намоленное. В древних стенах молитва к Богу становится теплее и искреннее. Тут всё способствует этому — и старинные фрески, и чтимые иконы, и частицы мощей почитаемых святых. Стоит сказать, что в храме более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине ХIХ века и принимавший участие во многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы. Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как хоть он и был заменён в 1852 году, но в нём сохранились некоторые образа из иконостаса ХVII века.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №20, 2013 г.

Церковь Воскресения — великолепный памятник костромского посадского строительства сер. 17 в. характерного для Верхнего Поволжья типа. Крупное крестовокупольное здание без трапезной, четырехстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами, поставлено на подклет и окружено галереями с крыльцами. Его внушительный кубический объем в два света с полуциркульными закомарами и низкими полукружиями алтарных апсид увенчан красивыми по рисунку луковичными главами на цилиндрических барабанах (восточные глухие). Остроту силуэта эффектно дополняют одноглавый северный придел Трех Святителей с горкой кокошников и три шатровых крыльца с лестницами-всходами.
Особой нарядностью выделяется фасадное убранство храма. Пучки из двух полуколонок членят стены на прясла — три на западной и восточной и четыре на боковых; профилированный карниз украшен поясом ширинок с «каплевидными» нишками. Окна заключены в наличники с полуколонками, имеющими белокаменные резные дыньки, и с килевидными или усложненными треугольными фронтонами (придел). Галереи и крыльца с двойными арками и висячими гирьками декорированы круглыми резными клеймами из белого камня с травным и звериным орнаментом. Мощные перспективные белокаменные порталы в семь уступов и колонок украшены также дыньками и орнаментальной растительной резьбой. Довершала праздничность облика церкви роспись стен «в бриллиантовый руст» и «травами», замененная в 1990-х гг. современной окраской.Высокое и просторное помещение храма разделено четырьмя могучими квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сильно сдвинут к востоку, так что поперечный неф алтаря оказался очень узким. Над средокрестием и угловыми частями поставлены барабаны глав с использованием дополнительных арок и парусов в центре и западных углах. Рукава креста и восточные угловые ячейки перекрыты коробовыми и крестовым (западный рукав) сводами. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами. Сводчатыми являются и помещения подклета с усыпальницей под приделом, в которой в 1645 г. был погребен основной заказчик К.Г.Исаков. Церковь Воскресения на Дебре многое сохранила в художественном оформлении интерьеров: резьба по белому камню на порталах дверей, иконостасы, стенное письмо на галереях и в Трехсвятительском приделе XVII в. Наиболее древним и цельным является интерьер Трехсвятительского придела. Он задумывался как ктиторская церковь и к его освещению в 1650 г. был установлен четырехъярусный иконостас: «царские врата и верх над ними обложен серебром с позолотою, справа икона Трех святителей, слева — Богоматери Семиезерской, деисус из семи икон, над ним восемь праздничных, и в завершение пророческих шесть с иконой Знамения в центре». Вероятно, тогда же придел успели расписать. Сюжетный состав росписи: на восточном склоне свода — Троица Новозаветная, на западном — Сошествие Святого Духа, южном — Мученическая кончина апостолов Петра и Иакова, северном — Распятие апостола Андрея и проповедь Иоанна Богослова на острове Патмос.
Стены придела расписаны в четыре яруса: верхние два — Деяния апостолов; на южной стене два нижних — Житие Василия Великого; на северной — в простенке нижних окон — Христос Вседержитель на престоле; в простенке к западному углу — Кирилл Александрийский, очевидно, соименный святой заказчика. В конце алтаря изображен пятиглавый храм, за престолом которого стоят три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, над ними изображение иконы «Христос Великий Архиерей» (оглавый), по сторонам храма в три ряда святые, праведники и священнослужители, несущие святые дары. На северной стене печура-жертвенник с изображением жертвенного агнца и ангелов с рипидами. Откосы окон и своды расписаны: в алтаре — Богоматерь и Иоанн Предтеча, в своде — Эммануил; в приделе верхнее окно — Обращение Савла, Христос (на своде), Чудо в Троаде; на откосах нижних западного и восточного окон — митрополиты московские Иона, Алексий, Петр и Богоматерь на престоле. На западной стене по сторонам портала в рост — апостолы Петр и Павел. Росписи Трехсвятительского придела по стилистике близки стенному письму галерей-папертей. Стены четверика со стороны папертей расписаны артелью костромских изографов, по предположению С.С.Чуракова, под руководством В.И.Запокровского (упоминается в 1634 г., умер в 1655 г.). На галереях справа от западного портала в киоте находится стенописная икона поясной Спас Вседержитель; справа от южного портала, такой же меры и в киоте, — Богоматерь Знамение.
Фресковый цикл состоит из двух частей: «Сотворение мира» на южной галерее и «Апокалипсис» на северной. Раскрытие и изучение росписей галерей было начато в 1959-1961 гг. художниками-реставраторами Брягиными под руководством В.О.Кирикова. При проведении реставрационных работ в начале 1970-х гг. (бригада А.М. Малафеева) в сводах и барабанах глав четверика из-под записи были открыты росписи сер. 17 в. В центральной главе: Вседержитель с евангелием, благословляющий десницей (изображение оплечное); в простенках барабана в рост апостолы; на трибуне в клеймах, образованных орнаментом, — поясные праотцы. Юго-западная глава: в своде — сидящий Саваоф благословляет обеими руками, в подножье херувимы; в простенках — апостолы. Северо-западная глава: сидящая Богоматерь с оморфором на вытянутых руках (простирающая покров), в подножье херувимы, на простенках апостолы. Частично фигуры святых в барабане и на своде утрачены, при реставрации иконография восстановлена. Это все, что удалось расписать костромским изографам до начала морового поветрия 1654 г. Дозорная книга по Костроме за 1664 г. приводит скорбный список иконников, погибших в мор 1655 г. Это послужило причиной прекращения всех живописных работ не только по этой церкви. Опись 1779 г. указывает, что «четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто».В 1-й трети 19 в. главный иконостас был заменен новым в стиле ампир. При этом в значительной части использованы иконы из иконостаса сер. 17 в. Заменены лишь несколько икон в местном ряду. Царские врата первоначального иконостаса были перемещены в Трехсвятительский придел и стали его достопримечательностью. А древний иконостас Трехсвятительского придела перенесен в Екатерининский придел, находившийся в дьяконнике алтаря. В 1875 г. иконостас Трехсвятительского придела был «реставририрован» по проекту резчика Трубникова, потомственного мастера иконостасной резьбы из посада Большие Соли Костромского уезда. При реконструкции иконостаса была изменена расстановка икон. Над храмовым образом и новой алтарной дверью появились иконы «Единородный сын» и «Проповедь 12 апостолов» (ранее находились в главном иконостасе). Иконы верхних трех ярусов блокировались попарно, поля их подтесаны, царские врата перемонтированы с добавлением филенок, весь иконостас приподнят на цоколь. Умелая стилизация дополнений резьбы создает ощущение сохранности всего ансамбля от 1650 г. В 1874-1876 гг. в храме велись живописные работы. В четверике на северной стороне юго-восточного столба сохранилась надпись: «Сия живопись писана 1874м мастерами хозяина Софонова. Расписан сей храм усердием почетного гражданина купьца Лександром Васильичемъ Стоюнинымъ 1874 года. Трудились в ольтаре мастера Иван Парилов, Василий Белаев, Михаил Баканов, Василий Хохлов, Михайло Церагин, Михайло Нефедов, Василий Баканов, Василий Котягин, Лексей Салапин, Василий (-), Иван Мала (-) 1874 г.». Роспись маслом в четверике была исполнена этими мастерами по программе, разработанной в XVII в. На подпружных арках изображены святые Григорий Двоеслов и Григорий Новый Богослов, патрональные святые отца заказчика церкви.
Судя по посвящению ктиторского придела Трем святителям, Кирилл Исаков строил храм в память родителей. Росписи покрывают сплошь все стены, своды, откосы окон, столбы. Композиции многофигурные, основаны на гравюрах «кунштовых» библий. Среди евангельских сюжетов большое место занимают притчи, страсти Христовы, по низу идет орнаментальная панель. В алтаре: над изображением престола — Деисус и ангельские силы; над конхой — Распятие с предстоящими; на откосах окна — Григорий Двоеслов, Иаков, брат Господен, в своде — Христос. В жертвеннике: на своде — Рождество Христово, на северной стене — Поклонение волхвов, на южной — Сретение. На окне, на скосах — Благовещение, в своде — Саваоф, благословляющий Богоматерь. В дьяконнике, где был устроен придел великомученицы Екатерины, в конхе — Христос Эммануил в окружении ангелов; по стенам — избранные святые, акафист Богоматери.В Трехсвятительском приделе стенное письмо середины XVII в. было переписано маслом по старой графье в 1876 г. (запись удалена при реставрации 1966 г.). После открытия храма для богослужения в 1946 г. придел св. Екатерины был вынесен из алтаря в конец южной паперти. Иконостас кон. 19 в. перенесен сюда из закрытой церкви. В дьяконнике остался четырехъярусный иконостас сер. 17 в. Иконы, царские врата имеют значительные утраты. Реставрирована храмовая икона св. Екатерины сер. 17 в.С 1960-х до кон. 1980-х гг. КСНРПМ проводилась комплексная реставрация икон, резьбы иконостасов и стенного письма бригадами художников (А.М.Малафеев, Е.В.Ильвес, Е.И.Марев, Г.Б.Губочкин, искусствоведы А.В.Кильдышев, Е.В.Кудряшов) и резчиков (во главе с Н.П.Шаровым).Уникальным памятником костромской архитектуры сер. 17 в. являются Святые ворота ограды, также отличающиеся исключительной нарядностью. Находятся они с западной стороны церкви Воскресения, соединенные с ее соответствующим крыльцом в сер. 18 в. переходом. Это кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролетной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы. Устои арки трактованы как низкие кубышки с гранеными основаниями; над пологой кровлей возвышаются три декоративных шатра с главками, водруженные на восьмерики. Фасады ворот поражают обилием кирпичного декора с полуколонками, ширинками, карнизами и валиками. Пояс каплевидных ширинок проходит под карнизом. Более крупные ширинки над устоями украшены белокаменными вставками в виде розеток, в резьбе которых преобладают изображения сказочно-мифических животных — единорога, борющегося со змеем льва, сирина, неясыти и пр. в окружении травного орнамента.
http://svodokn.ru/object/108340547?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?