Кострома. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Предтеченская г. Костромы каменная, с такою же колокольнею, построена в 1762 г. тщанием прихожан и на пожертвования благотворителй. Ограждена с восточной стороны каменною с жел. решеткою оградою, а с прочих сторон деревянным палисадом. Престолов 3: 1) главный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2) в правом приделе во имя седми отроков Ефесских, 3) в левом во имя св. вмч. Параскевы.
Средства церкви постоянныя: капитал в количестве 558 руб. 48 к.; 2 каменныя лавки, приносящия дохода 180 р.
Ближайшие церкви: Спасская в Рядах, Петропавловская и Архангельская, около 100 сажен.
Причт: священник и псаломщик. Постоянныя средства причта: причт пользуется процентами с капитала 6472 руб. 81 к., арендой с лавок 180 р., а с земли, находящейся по Старо-Троицкой улице, 60 руб. Дохода от требоисполнений и при богослужении 844 руб. в год, из коих приходится на долю священника 633 р., псаломщика – 211 руб. Для помещения причта есть деревянный дом, но по неудобству его причт в нем не живет, а помещается на частных квартирах и квартирных денег не получает, а пользуется деньгами, получаемыми от постояльцев церк. дома. Земли при церкви 1060 ½ кв. саж., но причт всей землей не пользуется, кроме 300 кв. саж., с которой получается аренды 60 р. в год. Планы на землю есть.
Прихожан при церкви состоит 479 д., в том числе 221 д. м.п. и 258 ж.п. Приход состоит из чиновников и мелких торговцев.
Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. — С. 14.
Св. Иоанна Предтечи. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена в 1762 году. Престолы в честь: св. Иоанна Предтечи, празднования усекновения его главы, св. седьми Отроков, иже во Ефесе, и мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. Причта состоит: священник, диакон и пономарь.
Земли при церкви 760 ½ кв. саж., на которую имеется и план. Земли, пожертвованной в церковь купцом Петром Колодезниковым, по лицу улицы 4 саж. и во внутрь квартала 23 саж., и градским обществом отведено из земель общественных 31 кв. саж., в замен земли, отошедшей под здания гостинаго двора. На последния две земли законные акты имеются. Прихожан муж. пола 117, жен. 202, дворов 36. Проценты с капитала 745 рубл. поступают в пользу причта. При церкви устроены каменная келья и каменная кладовая.
Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. — С. 17-18
Церковь была закрыта в 1934 г. и в 1936 г. разрушена.

Каменная церковь Иоанна Предтечи с трапезной и колокольней была построена в начале Мшанской улицы (ныне – ул. Островского) на месте двух разобранных деревянных (тёплой и холодной). Литературных и письменных историко-архивных источников по памятнику практически не сохранилось. В справочной книге «Церкви Костромской епархии» есть запись, свидетельствующая, что церковь датируется 1762 г. и что она имела два придельных храма. Один был устроен в честь семи отроков Ефесских, другой – в честь великомученицы Параскевы. Строители храма неизвестны. Неизвестно также, на какие средства храм сооружался. Судя по стилистическим особенностям различных частей здания, оно неоднократно перестраивалось. Наиболее существенные изменения храм претерпел на рубеже XVIII–ХIХ вв., когда в Костроме творил великий зодчий этого времени С.А. Воротилов. Наиболее чётко рука мастера прослеживается в моделировании объёма колокольни, ближайшим аналогом которой является венчающая часть колокольни Богоявленского собора Костромского кремля. Собор был построен по проекту С.А. Воротилова. После смерти мастера в 1792 г. строительство его объектов заканчивали сын и брат Воротиловы. Однако первоначальные формы церкви Иоанна Предтечи, по-видимому, были ближе к простому декоративному убранству церкви Воскресения «на площадке» (сравним наличники окон обеих церквей – четверика и алтарной части). В пользу многочисленных перестроек храма свидетельствует различное решение северного и южного фасадов, трапезной части. Шейки главок над придельными храмами решены также по-разному: северная – гранёная, южная – цилиндрическая.
Здание церкви размещалось в зоне исторического, религиозного и торгового центра города. Своим восточным фасадом здание выходило на торговую площадь, к которой примыкали Большие Мучные ряды, построенные несколько позже, в конце ХVIII в. Строительство рядов вёл тот же С.А. Воротилов по значительно переработанному им проекту владимирского архитектора К. Клера. Особенностью расположения храма на участке являлось выдвижение его алтарной апсиды за линию застройки. Это объясняется, скорее всего, тем, что «красной линии» или вообще не существовало из-за хаотичности застройки, или она к началу строительства церкви была другой. Существующая же появилась после составления регулярного плана города (1775–1781 г.г.), обусловившего выполнение основной архитектурно-планировочной идеи застройки города. Объёмно-пространственная композиция участка постройки церкви развивалась во времени. По красной линии с севера и юга появились два небольших флигеля для различных хозяйственных нужд. Между флигелями и церковью была устроена кованая ограда с двумя металлическими воротами, фланкированными массивными пилонами-стелами в стиле классицизма. Застройка приобрела ансамблевый характер.
Церковь Иоанна Предтечи являлась важнейшим архитектурным акцентом в историческом центре города. В конце 30-х г.г. XX в. храм и ограда были разобраны. К счастью, сохранились оба флигеля. Конструктивное состояние их, благодаря щадящему режиму использования, удовлетворительное. На месте полностью утраченного здания церкви в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. начало строиться здание магазина «Цветы»*, однако общественности города участок застройки удалось спасти от случайного вторжения в сложившуюся исторически градообразующую среду чужеродного сооружения; на этом месте было предложено возродить разрушенный храм. Не без участия воинов-афганцев родилась идея о посвящении памятника воинам-костромичам, павшим на полях сражений как при защите Отечества, так и воевавших за расширение его пределов. К началу проектирования идея о посвящении отошла на второй план, и в воссоздаваемом памятнике решено устроить гарнизонную церковь.
Основными исходными данными для составления проекта воссоздания послужили сохранившиеся флигели бывшего ансамбля и фотодокументы, относящиеся к 1-му десятилетию XX в. Инвентаризационный план центра города, составленный в конце 30-х годов, представляет весьма скудные сведения о памятнике, тем более что план изобилует многочисленными текстовыми вставками типа «приблизительно » и т. п. Однако и из него можно почерпнуть некоторые сведения для определения границ застройки участка при сопоставлении чертежа с существующим в натуре. Поиски ранее неизвестных фотографий привели к убеждению, что почти всё, что является собственностью музеев или частных лиц, исходит из одного источника и уж никак не является, как утверждают владельцы, оригиналом. Нужно было только выбрать лучшую печать. Прежде чем приступить к расчёту основных пропорций здания, нами было проведено тщательное изучение фотодокументов. Исследовался весь материал, полученный как непосредственной фотофиксацией памятника с близкого расстояния, так и обнаружением его на фотографиях городской среды с различных видовых точек. Был выполнен обмер фасадов сохранившихся флигелей и промерено расстояние между ними. Обмеры, выполненные в метрической системе, были приведены к древней – в саженях (1 сажень — 216 см).
При расчёте пропорций всей композиции по красной линии габариты флигелей приняты одинаковыми. Здание церкви размещается между флигелями по оси восток – запад. Габариты восточной стены четверика вычислены путём графического анализа перспективы здания церкви с обоими флигелями, принятыми за расчётный модуль. Расстояние между флигелями, равное 49 метрам (что составляет около 22,5 саженей), содержит приблизительно 8,5 модуля. Длина стены принимается равной 1,5 модуля, т.е. около 4,5 сажени. Близкий к такому же результат получается при расчёте габаритов стен четверика по количеству зубцов в венчающем карнизе. Параметры четверика близки к кубическому объёму. Графическое построение ортогоналей храма велось в аршинах с последующим переводом в метрическую систему.
Основные несущие конструкции предлагается выполнить из так называемого «петровского кирпича» с габаритами 28(29)х14(16)х7(8). Кладка стен возможна из обыкновенного красного кирпича с соблюдением обязательного условия: все декоративные элементы должны выполняться из большемерного кирпича или его имитации уже апробированным методом в реставрационной практике Костромской мастерской. Основная идея метода заключается в следующем: из размолотого кирпичного щебня получают путём просеивания крошку двух фракций. Крошка замешивается на цементном растворе с добавлением пластификатора. Далее из раствора путём формовки получают готовые изделия. Недостатком этого метода является излишняя чернота отливок. Для снижения этого эффекта в раствор рекомендуется добавлять красный пигмент, но не более 8% от общего веса замеса. Для экономии расхода кирпича кладку стен предлагается вести колодцевую, а образовавшиеся пустоты бутить кирпичным щебнем с последующей проливкой известково-цементным раствором. В конструкциях стен предусматриваются металлические связи. Металлические связи предусматриваются и для гашения распорок сводов. Четверик перекрывается сомкнутым лотковым сводом с открытой шелыгой для устройства светового барабана. Алтарная апсида перекрывается сводом. Трапезная часть – крестовыми сводами, опирающимися на стены и два пилона. Подвальное помещение может быть перекрыто железобетонными плитами. Проектом предусматривается восстановление кованой металлической ограды с кирпичными столбами. Оба флигеля передаются церкви для хозяйственных нужд.
Фасады церкви обмазываются известково-песчаным раствором, интерьеры штукатурятся и окрашиваются клеевыми красками. Фасады флигелей штукатурятся и белятся известью. Так же отделываются столбы ограды. Кровли над алтарной частью и трапезной выполняются из чёрного листового желе за, кровля над четвериком и венчающей частью шатра колокольни – из плоской железной шашки. Глава над четвериком и главки над приделами из листового железа с гладкой поверхностью. Швы пропаиваются. Главка над колокольней покрывается металлическими чешуйками ромбовидной формы. Все кровли и покрытия окрашиваются медянкой. Полы в церкви из мраморных плит, в подвальном помещении – бетонные. Металлические двери, решётки, столярные заполнения оконных и дверных проёмов окрашиваются масляной краской. Кресты, подкрестные шары и конуса золотятся. Территория участка благоустраивается по специально разработанному проекту.
Л.С. Васильев «Об архитектурном наследии Костромского края»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?