Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства.
Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была «особой экономической зоной» (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки.
По материалам сайта http://arheologia.narod.ru
Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).
В 1765-1766 гг. весь погост обнесен с трех сторон каменной оградой с двумя воротами, а в 1811 г. построена последняя, западная часть ограды с еще одними воротами. В 1902-1903 гг. гражданским инженером И.В. Брюхановым сооружена новая трапезная храма в псевдорусском стиле и сторожка в северо-западном углу ограды. В 1950-1960-х гг. при реставрации храма КСНРПМ воссоздана прежняя трапезная, восстановлены покрытие глав храма и южное крыльцо (арх. И.Ш. Шевелев, Л.С. Васильев). В 1970-х гг. проводилась реставрация ограды с воротами (арх. К.Г. Тороп).
Главным зданием ансамбля является церковь Иоанна Богослова — прекрасный образец костромского посадского храма XVII в., двустолпного пятиглавого и трехапсидного, с трапезной и шатровой колокольней. Он сооружен из кирпича с известковой обмазкой Кубический двусветный четверик с четырехскатным покрытием и крыльцом с юга увенчан сдвинутыми к центру луковичными главами на цилиндрических барабанах (центральный световой). Низкая алтарная часть с полукружиями апсид и прямоугольная в плане трапезная слегка сужены.
Вертикальной доминантой служит стройная колокольня из двух четвериков и восьмерика, который несет ярус звона с арками на круглых столбах и высокий шатер с маленькой главкой. Убранство фасадов построено на контрасте сравнительно скупо оформленных фасадов и отдельных трактованных подчеркнуто нарядно деталей. На углах куба — широкие лопатки, в завершении — простой карниз с поребриком и три ложных закомары с каждой из сторон. Однако наличники окон выдержаны в стиле пышного узорочья, с наборными колонками, мелким кирпичным орнаментом и килевидными кокошниками различной формы. Аналогичны и перспективные порталы с дыньками у колонок и прочим декором. Еще более нарядны ярусы колокольни с различными нишками, колонками с перехватами, вставками из зеленых сюжетных изразцов и четырьмя рядами слухов в шатре. Киот над проемом входа колокольни выделен живописной вставкой (композиция “Отечество”). Южное крыльцо сочетает формы XVII в. (пучки из трех колонок, карниз типа “пилы”, ширинки и тройная аркада на коротких столбиках) с подлинно барочными элементами (фигурный портал и криволинейная, сложного рисунка лестница). В интерьере два столба в центре с подпружными арками между ними и стенами несут три коробовых свода по линии восток-запад. В центре между столбами средний свод прорезан световым кольцом центрального барабана главы.
Стенопись в интерьере храма выполнена в мае-августе 1735 г. артелью костромских иконописцев во главе с Федором Логиновым. Время создания стенописи и имена исполнителей указаны в летописи на северной стене храма: “Града (Костромы) трудившиеся изографы стефановский поп Федор Логинов с детьми Матфеем да Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном Семеном, Алексей Григорьев с братом Федором, покровский дьякон Федор Григорьев с сыном Иваном, Иван Алексеев, Василий Иванов, Трофим Андреев, Леонтий Федоров, Осип Данилов, Федор Михайлов, Семен Степанов. 1735”. В 1884-1885 гг. стенопись была поновлена, при этом авторская графья использована как рисунок, что сохранило программу росписи.
В куполе центральной главы помещена композиция “Христос Вседержитель”, в простенках барабана — праотцы, ниже — пять пророков. На восточном своде — “Троица Новозаветная” с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей; на западном — “Плоды страданий Христовых” (“Процветший крест”); на северном и южном — 12 апостолов в рост, рядом — сцены мучений каждого из них. На столбах со всех сторон четыре яруса росписи. В верхнем ярусе — богородичные иконы (на западной стороне южного столба — “Троица ветхозаветная”); во втором сверху — архангелы; в третьем — шесть композиций “Песни песней” (на восточных сторонах — Иоанн воин и Федор Стратилат, царь Константин и царица Елена); в четвертом ярусе с восточной стороны — изображения икон Богоматери Владимирской и Страстной, остальные стороны закрыты приставленными киотами с иконами.
Росписи стен имеют четыре сюжетных ряда и орнаментальную панель внизу. Первый ярус сверху — “Страсти Христовы”; второй — христологический, начинается с призвания апостолов; третий — “Акафист Богоматери” и в конце ряда — избранные святые; четвертый — деяния апостола Иоанна Богослова, на северной стене — житие Николы Чудотворца (ему был посвящен один из приделов храма). В центральной части алтаря на стенах — шесть вселенских соборов, в конхе — “Достойно есть”; в дьяконнике на стенах — житие Алексея – человека Божия (соименного святого заказчика стенописи А. Сысина), на своде — “Иже херувимы” и часть композиции “Великий вход”; в жертвеннике на стенах — “Жертвоприношение Авраамово” и “Успение Богоматери”, на своде — “Се агнец Божий” с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
Стенопись нуждается в реставрации, раскрытии от поздних записей, только после этого возможно в полной мере оценить авторский почерк, своеобразие таланта Федора Логинова и его товарищей. Исполнение такого большого объема живописных работ за три летних месяца предполагает большой профессионализм каждого изографа и их сработанность в артельном труде. Федор Логинов в молодости трудился под руководством Гурия Никитина в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, по всей вероятности его артелью были расписаны разные храмы, но известен только этот, и тем ценнее его росписи, в которых просматривается преемственность традиций костромской школы монументальной живописи. В южном крыльце росписи конца XIX в. продолжают тему посвящения храма Иоанну Богослову видением “Сидящего на престоле” и сюжетами Апокалипсиса. В интерьере храма сохранилось “тело” иконостаса “нового устройства” конца XIX в. В его структуру были включены иконы XVIII в. — в верхних ярусах и XVI-XVIII вв. — в местном ряду.
Иконный ансамбль сохранился не полностью. В 1959 г. из местного ряда было украдено несколько икон. В настоящее время большинство икон хранится в Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике. Проведена реставрация икон местного ряда. Отреставрированная храмовая икона из местного ряда “Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос” с житием Иоанна содержит интереснейшую историю покровительства апостола мальчику-гусарю в освоении иконописного мастерства. Основная часть иконы написана в XVI в. и следует иконографии, разработанной в мастерской знаменитого Дионисия, но ее “горячий” колорит характерен для московской традиции середины XVI в., что вполне соответствует дате строительства двух деревянных храмов 1562 г., сгоревших в 1680 г. Дополнение иконы рядом клейм с историей гусаря относится ко времени завершения строительства каменного храма и установки первого иконостаса, иконы для которого, вероятно, писал Гурий Никитин “со товарищи”, к этому времени завершивший роспись Троицкого собора. Недавно раскрытая от записей (реставратор А.М. Малофеев) икона “Великий архиерей с припадающими Иоанном Богословом и Дмитрием Солунским” дает основание утверждать, что иконы местного ряда определенно писал сам великий мастер. Его кисти принадлежала часть икон в киотах при столбах.
Иконостас дополняли резные царские врата с рельефными фигурами евангелистов, коленоприклоненных святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; в навершии было резное распятие с предстоящими. Скульптурными изображениями ангелов и пророков были также увенчаны киоты при столбах, часть фигур удалось сохранить и реставрировать в музее-заповеднике. В храме сохранились также чугунные полы XVIII в. Оригинальное произведение барокко представляет церковная ограда, образующая в плане неправильный четырехугольник с воротами в восточном, северном и западном пряслах. Она состоит из кирпичного основания, украшенного различными филенчатыми нишками, и поставленных на него восьмигранных столбиков с красивыми по рисунку коваными решетками в виде пик с кружевным узором. Особенно интересны северные и восточные ворота в виде однопролетных арок с купольной кровлей и главкой на граненой шейке. Они декорированы пилястрами по краям и многоступенчатым карнизом. В киотах над проездами ворот помещались живописные сюжетные клейма. По сторонам восточных ворот устроены арочные калитки, увенчанные высокими фигурными “трибунами”. Лишь западные ворота выполнены в стиле классицизма. Это трехпролетная арка с парными колоннами на устоях проезда, луковичной главой на тонкой шейке над ним и круглыми главками над пилястрами по бокам калиток. Небольшая одноэтажная сторожка имеет в плане форму неправильного четырехугольника со срезанным углом и скромное фасадное убранство в виде зубчикового карниза в завершении стен, замковых выступов и подоконных полок у окон с уплощенными арочными перемычками.
Информация с сайта — http://enckostr.ru/start.do
Каменный храм во имя апостола Иоанна Богослова, что расположен в костромской Ипатьевской слободе, начали строить в 1681 году на месте двух церквей практически одновременно с расцветом каменного строительства в Ипатьевском монастыря, давшем название и поселению. И с тех пор у слободы появилось второе название — Богословская. Ипатьевская слобода принадлежала монастырю. В ней традиционно селились монастырские работники различных специальностей — кузнецы, каменщики, иконописцы… В середине ХVI века по распоряжению митрополита Московского Макария в слободе построили два деревянных храма. Один из них был посвящён апостолу Иоанну Богослову, а второй — свт. Николаю Чудотворцу. Но в 1681 году они сгорели во время пожара, а на их месте по благословению патриарха Иоакима началось строительство каменной Богословской церкви с колокольней. Руководил работами архимандрит Ипатьевского монастыря Антоний, в прошлом — настоятель переславского Данилова монастыря. Заканчивал строительство уже другой архимндрит — Феодосий, в 1687 году. При нём у храма появилась трапезная, а также была пристроена колокольня. По статистике, в те годы в слободе насчитывалось 250 дворов, а проживало в ней 640 человек. Практически все эти люди были прихожанами этого храма.
В начале ХVIII века при храмовой трапезной устроили два придела, которые освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а также в честь Николая Чудотворца — в память о сгоревшей деревянной церкви. В 1735 году Богословскую церковь решено было украсить росписями. Мастеров для их выполнения далеко искать не стали — обратились к своим, костромским. Что это была за артель? Известно, что Фёдор Логинов в своё время был учеником знаменитого изографа Гурия Никитина. Да и все мастера его команды, скорее всего, давно трудились вместе, поскольку им удалось выполнить весь колоссальный объём работ всего за три месяца. Во второй половине ХVIII века кровлю храма перекрыли чёрным железом, а её главы — белым. Тогда же храм обнесли оградой. На первый взгляд ограда Богословской церкви — обычная. Каменные столбы да металлическая решётка, ковали которую кузнецы — костромичи. Однако, если приглядеться, то можно заметить: у ограды не четыре стены — стороны, как бывает обычно, а три. Просто одна из сторон закруглена и, таким образом, является одновременно северной и восточной частью ограды. Там расположены две входные башни. Ещё одна входная арка сделана в западной стене. Что же касается южного фрагмента стены, то там лишь маленькая калитка. Она ведёт от амбулатории, которая в своё время принадлежала Александровскому Православному братству, бывшему при храме, непосредственно на церковную территорию. В нач. ХХ века осуществляется ряд серьёзных переделок церковного здания. Так, вместо маленьких приделов — Никольского и Фёдоровского, устроили два больших (в 1960-е годы во время реставрации их разобрали). Одновременно трапезную, соединявшую четверик с колокольней, решили снести, а на её месте возвести зимнюю церковь. Тогда же перестроили и вход на колокольню, пробили дымоход, что к сожалению, уничтожило наличники на западной стене четверика. Переделки коснулись и южного крыльца. Там появилась новая пристройка, а вместо фронтона — аттик. Интересно, что зимнюю церковь решили возводить без согласования с Императорской археологической комиссией. Чиновников поставили в известность лишь в 1912 году. Тогда архитектор Д. Милеев так написал о ней: «В недалёком прошлом церковь была обезображена возмутительной кирпичной пристройкой, для чего разрушена первоначальная трапезная и её главка».
После Октябрьской революции храм ещё долго не закрывался. В самые тяжёлые для страны годы в нём продолжались службы. Так продолжалось вплоть до 1949 года. Тогда Богословскую церковь всё же закрыли, а в помещении бывшего храма устроили склад. Лишь когда в 1958 году Ипатьевский монастырь превратили в музей, музейные работники обратили внимание и на Богословскую церковь. Её решили тоже сделать экспонатом и разработали проект реставрации. Правда, в самой реставрации не сильно преуспели — до середины 1990-х годов храм простоял в лесах. Очевидцы вспоминают, что весь четверик был загромождён бревенчатыми лесами, возведёнными под самые купола. Запланированное восстановление фресок так и не началось. Более того, рабочие загромоздили второй вход в храм, разместив около него электрокотлы и электрический шкаф. Там же проложили часть коммуникаций. Намереваясь утеплить в храме пол, специалисты через весь четверик прорыли траншеи глубиной по пояс — в них поместили отопительные трубы… Иконостас зиял пустыми рамами — часть образов (а также уникальные царские врата) забрали в музейные фонды, а часть попросту растащили. Резьба иконостаса и опорных колонн была разломана и разбита. Все стёкла выбиты, а решётки срезаны. В таком плачевном состоянии храм законсервировался почти на три десятилетия. Здание ни кем не охранялось. Жители вспоминают, что проникнуть внутрь не составляло никакого труда, чем пользовалась, в частности, местная ребятня: дети лазили по строительным лесам, забираясь под купола и оставляя там всевозможные надписи. Лишь в начале 1990-х годов храм Иоанна Богослова вернули Церкви. Возрождать приходскую жизнь взялись монахи общины Ипатьевского мужского монастыря под началом архимандрита Иеронима (Тестина). Первым делом они установили временный иконостас, провели электрическое отопление, отремонтировали пол. Следующий наместник — Павел (Фокин) тоже немало сил отдал восстановлению церкви Иоанна Богослова. Всего за несколько лет удалось укрепить старые фрески, восстановить иконостас, заменить электрическое отопление на газовое (там теперь установлены котлы), привести в порядок некогда осквернённый алтарь, организовать крестильную комнату… В 2017 году Богословской церкви исполняется 330 лет. И хотя восстановительные работы ещё не завершены, прихожане не сомневаются, что храм будет скоро восстановлен в своём великолепии.
Церковь Иоанна Богослова — замечательный образец традиционного русского зодчества в его костромской локальной интерпретации. Двухстолпный пятиглавый трёхапсидный храм «кораблём» с трапезной и шатровой колокольней — квинтэссенция архитектурной «русскости», воплощение простой красоты форм, без избыточности и излишеств. Церковь кирпичная. Двухстолпный четверик имеет форму правильного куба с четырёхскатным покрытием, закомары ложные. К югу, квадратному в плане объёму придаёт ассиметрию небольшое крылечко. Внешнее убранство относительно лаконично. Углы четверика акцентированы простыми лопатками, карниз под ложными закомарами — столь же простым поребриком. Луковичные главы довольно крупные, но всё же уступающие ярославским, водружены на сдвинутые к центру гладкие, без традиционного аркатурно-колончатого пояса цилиндрические барабаны. Боковые являются глухими, центральный — световой; оконные проёмы барабаны — простые щели. С другой стороны, этой простоте пртивопоставлены изысканные наличники. Можно с уверенностью предположить, что зодчие ставили Богословскую церковь под общим влиянием главного храма Ипатьевской слободы — Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Не копируя полностью этот храм, они создавали как бы «вариацию на тему» — явление, характерное для русских региональных архитектурных школ. В той же эстетике возводились многие другие храмы того времени в Костроме и её окрестностях, вне зависимости от конструктивных особенностей стремившиеся к тому же иконографическому типу. Четыре боковых барабана глухие, центральный — световой, и все очень лаконично оформлены. Наличников на оконных проёмах светового барабана нет, карниз — простой и традиционный для костромской архитектурной школы. Главы — практически идеальные «луковицы», лишь слегка «приплюснутые» сверху по примеру куполов собора Ипатьевского монастыря; покрытие — крупный металлический лемех, также характерный для времени и места строительства церкви. Одна из особых характерных деталей ХVII века, расположенная на первом ярусе колокольни, при входе в храм — это «гирька». Архитектурная деталь в виде опрокинутой пирамидки визуально превращает одиночный арочный проём входа в двойной. Конструтивно гирьки крепятся на включённом в кладку металлическом стержне, который заодно служит опорой декоративных арок. Последние, в данном случае, оформлены как перспективный портал. Над входом — кирпичный киот для иконы «Отечество».
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №238, 2017 г.
Одной из старинных православных церквей города Кострома стала церковь Евангелиста и Святого Апостола Иоанна Богослова, принадлежащая к Галичской и Костромской епархии. Храм считается подлинным культурным наследием Российской Федерации и относится к культурным объектам. Возведение храма Иоанна Богослова пришлось на 1687 год. На сегодняшний день он находится неподалеку от большого Ипатьевского монастыря, который располагается на улице, посвященной писателю Евгению Осетрову в Ипатьевской слободе.
Первой деревянной церковью стал небольшой храм, выстроенный в 1562 году, но в 1680 году он был полностью уничтожен сокрушительным пожаром. На следующий год после трагического события, а именно в 1681 году, были начаты строительные работы, касающиеся возведения нового храма, на что было получено благословление патриарха Иоакима. Стоит отметить, что размеры планируемого здания церкви были значительно больше, поэтому для строительства было отведено не только бывшее, но и рядом расположенное место, на котором в свое время находилась церковь во имя Николая Чудотворца, сгоревшая в 1680 году. Окончание строительных работ наступило в 1687 году, а 11 декабря этого же года состоялось освящение нововыстроенного храма архимандритом Феодосием – настоятелем Ипатьевского монастыря.
С точки зрения архитектурной составляющей, храм Евангелиста и Святого Апостола Иоанна Богослова представляет собой большой интерес. Взглянув на храм, можно сразу определить, что он выполнен в стиле барокко с некоторыми элементами традиционного классицизма. Венчание храма осуществлено при помощи пяти главок. С западной стороны к основному помещению храма примыкает трапезная комната, к которой, в свою очередь, относится шатровая колокольня. Во внешнем облике храм очень схож с Троицким собором, действующим при Ипатьевском монастыре и находящимся неподалеку. Например, у храма Иоанна Богослова главы несколько сплюснуты, чем очень походят на купола Троицкого собора. Одной из основных достопримечательностей храма Иоанна Богослова являются росписи, которые украшают внутренний интерьер и занимают большую часть его пространства. Роспись храма была осуществлена местными жителями из Ипатьевской слободы; важно, что все имена художников выписаны списком на клейме, которое сохранилось до наших дней на северной стене.
В 18 столетии храм перестроили, при этом было выстроено два придела, один из которых освятили в честь Николая Чудотворца, а второй – во имя Феодоровской иконы Богоматери. По периметру храма был выстроен каменный забор, проходящий вдоль церковного кладбища. В 1811 году были возведены трое ворот.
В первые годы 20 столетия храм Иоанна Богослова был снова несколько перестроен: два бывших придела были разобраны и на их месте сделали новую трапезную комнату с несколькими новыми приделами. Во время строительных работ главным руководителем был инженер И.В. Брюханов. Окончание работ произошло в 1903 году.
На протяжении длительного промежутка времени, вплоть до 1949 года, в храме постоянно совершались богослужения. В середине 1949 года храм Иоанна Богослова закрыли. Вскоре в здании храма стали проводиться реставрационные и строительные работы, которые осуществлялись специализированной Костромской научно-реставрационной крупной производственной мастерской; окончание всех работ произошло в конце 1960 года. Спустя некоторое время в храме появилась экспозиция, относящаяся к Костромскому архитектурно-историческому музею. На протяжении 1970-х годов под руководством архитектора К.Г. Торопа была проведена реставрация всех ворот и ограды. Позднее, когда Костромской музей в Ипатьевском монастыре располагался на большей части его территории, в церкви Евангелиста и Апостола Иоанна Богослова вела свою работу община при Ипатьевском монастыре.
На сегодняшний день, начиная с 2005 года, церковь полностью принадлежит Галичской и Костромской епархии. В церкви, по-прежнему, два придела: Федоровский и Никольский. Храм находится в хорошем состоянии, но в скором времени планируются небольшие ремонтные работы.
http://itreba.org/ru/object/hram-ioanna-bogoslova-kostroma-63/history
Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе была заложена в 1681 г. на месте сгоревших в 1680 г. двух деревянных церквей (Иоанна Богослова и св. Николая) как «каменная, одноэтажная, с трапезой, с колокольней <…> и довершена в 1687 г». В 1706 г. к трапезной с южной стороны пристроен придел св. Николая. В 1735 г. стены основного четверика были расписаны фресками. В 1765-1766 г.г. перекрывается кровля церкви чёрным железом, а главы белым. Одновременно по трём сторонам церковного участка была установлена металлическая ограда с каменными столбами и цоколем. В 1780 г. к трапезной с северной стороны пристраивается придел в честь иконы Феодоровской Божией Матери. В 1811 г. возводится ограда по западной границе участка, но уже другого рисунка. Время сооружения южного крыльца у входа в четверик особо не указано.
В 1900-1901 г.г. первоначальный объём трапезной, соединявший четверик с колокольней, сносится и на его месте возводится существующая ныне зимняя церковь из красного кирпича на цементном растворе, с перекрытием из кирпичных сводиков по металлическим балкам и чугунным колоннам.
Для отопления зимней церкви сооружается подвал с калориферами. Одновременно перестраивается вход на колокольню, наличники оконных ниш на западной стене четверика разрушаются пробивкой дымоходов. Кроме того, расширяется проём из зимней церкви в четверик. Переделывается и южное крыльцо, западная стена которого заделывается новой пристройкой, в восточной стене закладываются проёмы, а завершающий крыльцо фронтон заменяется аттиком, карниз которого увязывается с карнизом пристройки.
Пристройка зимней церкви велась без ведома (Пояснительная записка к проекту реставрации церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской (Трудовой) слободе Костромы. Текст датирован 1959 г. // Архив ОАО «Костромареставрация»).
Императорской археологической комиссии. Вот как красноречиво об этой пристройке писал архитектор Д. Милеев в своей докладной записке в Археологическую комиссию от 14 июля 1912 г.: «В недалёком прошлом церковь была обезображена возмутительной кирпичной пристройкой, для чего разрушена первоначальная трапезная и её главка». Действительно, указанная пристройка, хотя и очень добротная по выполнению, своими низкими архитектурно-художественными качествами совершенно изуродовала один из лучших памятников XVII в. в Костроме, каким являлась церковь Иоанна Богослова.
Немасштабное по деталям, громоздкое по размеру здание зимней церкви поглотило нижний ярус колокольни, западный фасад четверика, значительную часть северного и южного фасадов четверика, нарушив очень цельный, масштабный и лиричный облик памятника, с типичными для костромской архитектуры композиционными особенностями и деталями обрамления окон и порталов, карнизами и изразцовыми вставками. При составлении проекта реставрации не вызывала сомнений необходимость сноса «возмутительной кирпичной пристройки» и восстановления исчезнувшего объёма трапезной – по литературным ссылкам, найденным натурным следам и имеющимся аналогам среди памятников XVII в. в Костромской области.
В литературных источниках и, в частности, в пояснительной записке к проекту перестройки церкви в 1901 г., составленной гражданским инженером И. Брюхановым, хранящейся в областном архиве, значится, что разрушенная трапезная имела тяжёлые своды на каменных столбах «высотой около 4-х аршин». Это же подтверждают устные показания техника А.А. Чистухина, который работал прорабом при перестройке церкви. А.А. Чистухин свидетельствует также, что в восточной стене трапезной существовали две ниши. Эти данные подтверждаются произведённым натурным обследованием стен четверика и колокольни, где под штукатуркой найдены следы примыкания сводов трапезной и ниши, заложенные кирпичом на цементном и известковом растворе.
При разборке старой трапезной в 1901 г. была разобрана, очевидно, и основная часть фундаментов, поэтому шурфы, заложенные в 1954 г. по пред полагаемой оси стен, в соответствии со следами их примыкания к четверику, почти ничего не дали. Было найдено несколько крупных валунов без всяких следов раствора. Можно предположить, что это – остатки фундаментов, сложенных «насухо». Фундаменты под столбы также не были найдены.
Исходными данными для установления габаритов трапезной были, поэтому, следы сводов трапезной на стенах четверика и колокольни, след кровли на четверике, а также следы примыкания стен на четверике и колокольне. Эти следы сохранились чётко и позволяют безошибочно судить об основных размерах исчезнувшего объёма. Сечение столбов в трапезной установлено по ширине следов пят на восточной её стене (61–68 см). На западной стене ширину пят установить было невозможно из-за сплошной вырубки кладки на этом участке. Расстояние между пятами среднего свода на восточной стене трапезной составляет 437 см, и 402 см – на западной. Высота среднего свода, с отсчётом от современного пола, на западной стене составляет 355 см. На восточной стене этого размера установить нельзя, так как верх свода нарушен при расширении в 1901 г. проёма в четверике. Высота боковых сводов устанавливается также по их следам на западной стене и составляет 310 см. На восточной, противоположной стене следы уничтожены при продалбливании каналов и кладке дымоходов для калориферов. Эти дымоходы мешают установить по восточной стене и толщину стен трапезной.
О толщине стен первоначальной трапезной можно судить по следам на южной и северной сторонах колокольни. С южной стороны вырубка шириной 145 см поднимается до отметки +3,75. С северной стороны, с уступом в 7 см, она достигает отметки +7,10. Её ширина равна 235 см за счёт устроенной в толще стены лестницы на колокольню. С северной стороны колокольни, со стороны лестницы, сохранился венчающий карниз трапезной. След стены в этом месте заметен до отметки +7,57. Это объясняется устройством лестницы. (В первоначальном виде лестница сохранилась со 2-го яруса колокольни).
Исходя из данных исследований, сносится постройка 1902 г., и церковь Иоанна Богослова восстанавливается как четверик, соединённый с колокольней невысоким переходным объёмом под двускатной железной кровлей; при этом открываются западная сторона южного крыльца и окна на восточной стене основного объёма. Аттик крыльца заменяется треугольным фронтоном с прямоугольной нишей иконы. В трапезной восстанавливается система крестовых сводов, опёртых на стены и четыре столба. Соответственно, в стенах проектируются оконные проёмы – по три с обеих сторон, с обрамлением из полукруглых колонн, несущих фронтончики криволинейных очертаний. Карниз восстанавливается согласно следам на северной стороне колокольни, цоколь с поребриками и двумя валами аналогичен цоколю четверика колокольни. Современный проём из трапезной в основной объём заменяется меньшим, с перемычкой коробового очертания.
Современная кровля над основным объёмом устроена так, что декоративное оформление барабанов глав ею скрыто. При дополнительном обследовании и обмерах обнаружены гнёзда первоначальных стропил. В проекте дана кровля, устроенная по этим гнёздам с учётом освобождения декора барабанов. При производстве строительных работ данные исследования будут дополнительно проверяться и уточняться. В соответствии с имеющимся описанием будут восстанавливаться цепи под крестами, а кресты – золотиться. Внутри и снаружи трапезной делается смазка известково-песчаным раствором.
Л.С. Васильев «Об архитектурном наследии Костромского края»