Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня.

Главное сооружение Богоявленского монастыря, основанного, по преданию, в XV в. Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. и закончен в 1565 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Однако собор не шестистолпный, а четырехстолпный, то есть в жанровом отношении компромиссный. Фасады завершаются закомарами, отделенными от стен тонко профилированным карнизом. Килевидное завершение закомар выдает руку московских мастеров, не чуждых обаяния «классики». Но барабаны глав декорированны с некоторой игривостью, что предвосхищает архитектурную эстетику XVII в. Древнее позакомарное покрытие искажено поздней четырехскатной кровлей.
Материал из книги:»Старые русские города справочник — путеводитель»

Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор (№ 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).
“Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом.
В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др.
До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. “радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи.
Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии “Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания “верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды.
В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г.
http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804531367

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?