Церковь Смоленской иконы Божией Матери перестроена из крепостной башни Богоявленского монастыря, возведенной в 17 веке, в 1824-1827 гг. на средства купца Ф.М. Обрядчикова. Архитектором был предположительно П.И. Фурсов, автор знаменитой пожарной каланчи в центре Костромы. Первоначально церковь была построена в стиле классицизма, ее облик можно представить по акварели В.С. Садовникова, изображающей Богоявленский монастырь в 1860-х гг. После пожара 1887 г. церковь была перестроена в 1888-1891 гг. в русско-византийском стиле. Долгое время она была неотштукатуренной. Примерно в 1980-х гг. выкрашена в белый цвет.
Церковь каменная, без колокольни, в упраздненном Богоявленском монастыре, построена в 1825 г. попечением бывшего настоятеля Богоявленского монастыря и ректора Костромской семинарии Архимандрита Макария. Престол в честь иконы Смоленской Божией Матери. Икона Божией Матери Смоленской, изображенная на стене каменной ограды бывшего Богоявленского монастыря и издавна многочтимая, при построении церкви помещена внутри оной вместе с частью стены, на которой написана. Богослужение здесь отправляется служащими при Костромской духовной семинарии в звании наставников и начальствующих. Церковь содержится за счет добровольных приношений усердствующими и входящими в оную для богомоления. Проценты с капитала 280 руб., находящегося в кредитных учреждениях, поступают в пользу священнослужителей церкви.
Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», Санкт-Петербург, типография Почтового Департамента, 1863 г.
В юго-западном углу монастыря находится Смоленская церковь (№ 26 Г), оригинальный памятник культового костромского зодчества XIX в. в русско-византийском стиле, включивший в свой объем фрагмент прежней монастырской ограды XVII в. — угловую крепостную башню. После пожара монастыря 1773 г. к этой башне пристроили деревянную часовню. В 1824-1825 гг. вместо нее на средства костромского купца Ф.М. Обрядчикова, вероятно, по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова, возвели Смоленскую церковь, основу объемной композиции которой составила башня.
В 1827 г. церковь расширена с севера и востока апсидиальными пристройками. После пожаров 1840 и 1847 гг. она соединена в 1860-х гг. с больничным корпусом, а после пожара 1887 г. восстановлена в 1888-1891гг. с новой отделкой фасадов и интерьеров. Внутри церкви купол был “украшен живописью, а стены — искусственным мрамором”, полы и лестницы — “мозаичною из портландского цемента с мраморною крошкою работою”. В 1972-1978 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).
Двухэтажный бесстолпный и одноглавый храм, кирпичный и оштукатуренный, представляет собой высокий четверик, с трех сторон (кроме западной) окруженный слегка пониженными пристройками с апсидами в центре. Основу четверика образует угловая башня ограды, мощные стены которой хорошо читаются в плане здания. Завершают каждую стену по три ложных закомары. Над купольной кровлей поставлен граненый барабан с позолоченой главой и крестом. Византийский характер архитектуре придают “полосатые” фасады с широкой рустовкой, руст архивольтов арочных окон и закомар и рельефные греческие кресты в тимпанах нижних окон и вверху апсид. Выразительны железные двустворчатые решетки входов с растительно-геометрическим орнаментом. Внутри верхний этаж храма перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом с угловыми тромпами и отверстием барабана в шелыге.
От убранства интерьера храма до настоящего времени сохранилась лишь почитавшаяся чудотворной Смоленская (Костромская) икона Богоматери. Она была написана не ранее середины XVII в. по штукатурному основанию в киоте, специально сделанном в кладке стены угловой башни монастырской ограды. Открытая дождям и ветру, горевшая в пожарах, она неоднократно подновлялась. В XVIII в. пристроенная к башне часовня изолировала икону от внешних воздействий. Обследование показало, что живопись иконы сильно утрачена, до санкирной подготовки.
http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804531367