«Соответственно своему названию косоворотка — рубаха с косым воротом, который виден в незастегнутом состоянии. В отличие от округлого, трапециевидного или прямоугольного косой ворот является асимметричным. Эту асимметрию и вид своеобразного откидного клапана обеспечивает нагрудный разрез сбоку, а не посередине. При этом разрез может быть и прямым, и косым относительно направления нитей полотнища.
До сих пор остается загадкой причина, по которой у русских сформировался ворот такого типа. Посмотрим на сложившиеся в науке гипотезы возникновения косоворотки. Теорий ее происхождения существует несколько. Одна из версий принадлежит известнейшему ученому в области древнерусской литературы Д. С. Лихачеву. Идея его была высказана в разговоре с писателем и журналистом И. О. Фоняковым и передана последним так: «Он заговорил о русской рубахе-косоворотке, разрез которой, оказывается, не случайно расположен не посередине груди, а смещен в сторону. Именно для того, чтобы цепочка и нательный крест не вываливались наружу! Тут, помимо духовного целомудрия, просматривается и практический резон: ведь косоворотка изначально — одежда рабочего люда. Рабочий человек все время в движении, то нагибается, то распрямляется. А в заводском или фабричном цехе — особенно если представить себе старый цех с его ременными передачами — постоянно что-то крутится. Не дай бог, если крест и его цепочка попадут куда не надо!». Эта версия, конечно, подчеркивает утилитарное достоинство косоворотки применительно к рабочезаводской реальности, которая все же далека от времени возникновения самой косоворотки. Кроме того, идея выпадания нательного креста из нагрудного разреза не вяжется с тем, что у мужских рубах белорусов и украинцев, родственных русским и тоже православных, разрез мужских рубах остался по центру. Да и русские женские рубахи, издавна сохранявшие нагрудный разрез по центру, в данном контексте оказываются неудачными.
Существует гипотеза, согласно которой косой ворот является данью древнерусской военной традиции. Сторонники ее отмечают, что кольчуги имели нагрудный разрез сбоку, в частности слева, что позволяло надежнее защитить грудь и шею от удара, поскольку место нагрудного разреза вместе со всей левой стороной тела прикрывалось щитом. При запахе же кольчуги на правую сторону доспех стал бы более уязвимым, так как попасть в не закрытый щитом разрез при ударе саблей или мечом значительно легче. Археологические находки на территории Древней Руси составляют чуть больше 110 кольчуг IX–XIII веков, из которых около сорока обнаружены целыми, а остальные в обрывках и обломках. Белорусские археологи Ю. М. Лупиненко и О. Л. Макушников характеризуют кольчуги этого времени как имеющие вид туникообразной рубашки длиной до середины бедер, с рукавами до локтей, неглубоким вырезом и квадратным воротом, который иногда дополнен воротником-стойкой, с центральным или смещенным влево разрезом на груди. Эти исследователи, а также известный петербургский археолог А. Н. Кирпичников в качестве полностью соответствующей всем этим параметрам называют кольчугу XIII века, обнаруженную на территории бывшего Кременецкого уезда Волынской губернии.
В этом предмете, однако, присутствует такая черта западноевропейской традиции изготовления защитного доспеха, как длинный разрезной подол. А. Н. Кирпичников приводит в пример также две кольчуги со сдвинутым влево нагрудным разрезом, найденные в районе Райковецкого городища (близ села Райки Бердичевского района Житомирской области Украины). У одной из них защита шеи едва намечена, а у другой имеется воротник, возвышающийся над уровнем плеч на десять сантиметров. Хотя одна и та же кольчуга могла бытовать на протяжении нескольких
веков, то есть до времени становления Московского государства, именно данные артефакты вряд ли могут служить подтверждением гипотезы о «кольчужном» происхождении косоворотки. Географическая привязка их происхождения не совпадает с ареалом распространения рубах со сдвинутым от центра нагрудным разрезом. Но даже в случае совмещения пространственного параметра для этих двух типов предметов на настоящий момент известно слишком мало примеров для того, чтобы гипотеза выглядела достоверной. Несостоятельным следует признать и предположение о восточном, в частности татарском, происхождении косоворотки. Традиционным мужским рубахам татар свойствен нагрудный разрез по центру. Это подтверждается, например, иллюстрациями знаменитого «Описания всех в Российском государстве обитающих народов…», принадлежащего перу Иоганна Готлиба Георги. Медик, этнограф, путешественник, профессор минералогии и действительный член Петербургской академии наук, Георги в 1768–1774 годах участвовал в экспедициях академии под руководством П. С. Палласа. Он побывал в Поволжье, на Урале, Алтае, Байкале и в Забайкалье. В красочных картинках «Описания» представлены и татары в костюмах третьей четверти XVIII века, и на мужской рубахе очевиден нагрудный разрез по центру. Об этой особенности, оставшейся без изменений на последующий период вплоть до конца XIX века, пишет известный специалист в области татарской традиционной культуры Н. И. Воробьев. В своей монографии «Материальная культура казанских татар» ученый отмечает следующие особенности рубах татар: туникообразный крой из широкого полотнища, скошенные с обеих сторон боковины, чуть сужающиеся рукава с ластовицами (всегда того же цвета, что и основная ткань). Среди особенностей также — прямой нагрудный разрез по центру (всегда без планки, и даже при застегнутом вороте остается видной грудь), очень маленький воротник-стойка, похожий скорее на обшивку. Интересно, что более архаичным для этой культуры является отложной воротник, который в середине XIX века считался шиком, а позднее сохранялся только в свадебной рубахе. У русских отложной воротник — явление очень позднее, связанное с влиянием городской культуры, а не с заимствованием у соседских народов. Напротив, более высокий воротник-стойку в мужской татарской рубахе стали делать ближе к концу XIX века, ориентируясь как раз на русскую культуру, оставляя, однако, рубаху длиной до колен и никогда не подпоясывая ее. Н. И. Воробьев замечает также, что косоворотка как праздничная одежда деревенской молодежи вошла здесь в обиход в конце XIX — начале XX века, при этом татары называли косоворотку не иначе как «русской рубахой». Конечно, здесь речь идет уже не о старинной, а о современной косоворотке. С точки зрения историко-ментального формирования русской культуры более гармоничным представляется влияние на нее не восточной, а византийской цивилизации. В контексте рассматриваемого вопроса представляет интерес такой сохранившийся артефакт из области одежды, как далматика короля Сицилии Роджера II (XII век). Далматика — это верхняя узкая одежда, длиной до колен или несколько ниже, с длинными рукавами, появившаяся в Риме в эпоху поздней империи. Исследователи возводят ее к античной одежде без рукавов, символизировавшей рубище Христа. Позднее у нее появились рукава, в IV веке ее начали называть delamtica, и она стала одеждой духовенства и придворных мужей. В средний византийский период это свободная рубаха с широкими рукавами по локоть. В Византии в XII веке номинацией dalmatika называли рубахи с «персидским» рукавом (свободным, с очень широкой манжетой, плотно облегающей запястье), которые стали парадной придворной одеждой. Далматика Роджера II имеет прямой нагрудный разрез сбоку с планкой и воротник-стойку, очень похожие на детали русской косоворотки XIX века. Но для более глубокого исследования соотношения этих двух разновременных видов одежды фактов недостаточно.
Исследователи отмечают бытование смещенного вбок нагрудного разреза в мужских рубахах у многих народов. Так, во второй половине XIX века такие разрезы были известны у народов
Закавказья (грузин и армян), и предположительно это явление относят к персидскому влиянию. О таком нагрудном разрезе у персов упоминает Г. С. Маслова в «Восточнославянском этнографическом сборнике».
Среди ближайших соседей русских рубахи, обладающие этой особенностью, бытовали на Северном Кавказе, в частности у чеченцев. Специалист по традиционной одежде северокавказских народов Б. Б. Абдулвахабова на основе археологических данных (склепы Коротха и Цой-Педе на территории горной Чечни) выявляет как типичную для чеченцев в XVI–XVII веках туникообразную рубаху с центральным, но чаще с боковым (на левой стороне) нагрудным разрезом. Исследовательница выделяет последний вариант как отличительный признак вайнахских, в частности чеченских, мужских рубах на фоне сходных черт сформировавшегося к XVII веку так называемого мужского комплекса одежды кавказского типа. Интересен также подчеркнутый Б. Б. Абдулвахабовой факт, что вайнахи, в отличие от соседних, в частности дагестанских, народов, никогда не заправляли нательные рубахи в штаны, а носили их навыпуск.
Д. К. Зеленин связывает крой косоворотки у русских не с заимствованием, а с насущной необходимостью защитить грудь от холода и ветра: в нагрудный разрез сбоку попадание прохладного воздуха затруднено. Большинство исследователей разделяют это мнение.
Благодаря археологическим данным известно, что уже в домонгольский период встречались рубахи со стоячим воротником с разрезом слева и, соответственно, с нагрудным разрезом там же. М. А. Сабурова и А. К. Елкина утверждают, что в погребениях конца XI — середины ХII века на некрополе Суздаля самая большая группа мужских рубах именно такова.
В коллективной монографии «Древняя Русь. Быт и культура» М. А. Сабурова расширяет географические рамки для этого вывода, отмечая, что подобные рубахи были обнаружены в слоях таких древнерусских городов, как Руса (Старая Русса), Старая Рязань, Смоленск, Киев. Обе исследовательницы предлагают даже пересмотреть точку зрения Д. К. Зеленина о более позднем происхождении этой группы рубах — не ранее XV века — и считать возможным их широкое бытование уже в домонгольское время. Д. К. Зеленин, несмотря на обозначенный им период начала распространения косоворотки, не отрицает, что при несомненном старшинстве восточнославянской рубахи с прямым разрезом по сравнению с современной косовороткой, в исконно существовавшей славянской рубахе разрез делали не обязательно посредине груди.
На основании всех имеющихся археологических данных все же сложно предположить, преобладал ли до XVII века нагрудный разрез сбоку над разрезом по центру. Похоже, что какое-то время рубахи с разными типами нагрудного разреза сосуществовали.
Этнографический материал свидетельствует, что в XIX веке почти повсеместно, за исключением очень малого числа узких локальных традиций, косоворотка вытеснила архаичную рубаху с нагрудным разрезом по центру. Косоворотка получила также распространение у соседей русских — мари, удмуртов, коми-пермяков, татар-кряшен. Правда, нагрудный разрез на мужских рубахах этих народов располагается, как правило, справа. У русских же разрез делали преимущественно на левой стороне груди. Д. К. Зеленин этот разрез слева считает специфической чертой рубах великорусов.»
По материалам иллюстрированного альбома Елены Мадлевской «Косоворотка» .
Мадлевская Елена Львовна — ведущий научный сотрудник Отдела этнографии русского народа РЭМ (Российского этнографического музея, Санкт-Петербург), кандидат филологических наук. Приобрести книгу «Косоворотка» https://boslen.ru/category/istoriya-narodnogo-kostyuma/