Корсунка. Корсунский Богородичный женский монастырь.

Основан в 1787 г. для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия (подчинение канонической Церкви при сохранении обрядовых отличий, отмена которых Московским Патриархом Никоном в XVII в. явилась одной из причин старообрядческого раскола). В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского.
Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали, по просьбе братии, из единоверческого в «стандартный». Первым храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского; в 1803 г. – освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. – освящен трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля (прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста); в 1888-1889 гг. – создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. – построена новая каменная колокольня (38 м).
Монастырь окружен был высокой каменной оградой, которая представляла из себя правильный четырехугольник, имеющий в длину 100 (213 м), в ширину 75 саженей (160 м). По углам ограды были устроены конусообразные башни, увенчанные крестами. В ограде имелось четверо ворот: восточные, южные и двое западных, из которых одни ведут через колокольню. В средине монастырского двора возвышалось величественное каменное здание соборного храма в честь Корсунской иконы Божией Матери, построенного в 1803 г. Длина его 14 саженей (30 м), ширина 8 ½ (18 м), а высота до среднего купола – 16 саженей (34 м). Построен храм был в древнерусском стиле. Своды его поддерживались внутри 4 каменными очень большого размера столбами. Кровля храма шатрообразная о пяти главах; кресты на главах восьмиконечные. Внутри храма было много света, отчетливо обрисовывающего его не скудное убранство, выражающееся то в изяществе недавней новой отделки, то в своеобразной красоте памятников уже далекой старины. Внутренние стены храма были украшены живописью библейского и церковно-исторического содержания, c фресковыми украшениями и позолотою. Пол храма был красиво выложен аспидными плитами.
Престол был в храме один. Над престолом, на четырех винтообразных вызолоченных по дереву колоннах, высилась сень c вызолоченной резьбой. Купол на сени внутри и снаружи был окрашен в небесно-голубой цвет и украшен внутри звездами. За престолом помещался примечательно устроенный ковчег — памятник особенных способностей и усердия покойного монастырского иеромонаха Антония. Ковчег был устроен в 4 яруса, кован из меди, местами посеребрен и вызолочен, c видами храма, престола и гробницы и c рельефными украшениями. Поставлен был на деревянном пьедестале и возвышался от пола на 3 ½ аршина. На горнем месте на амвоне был поставлен большой киот, поддерживаемый двумя вызолоченными колоннами, c иконами св. Троицы – вверху и Господа Вседержителя – в средине киота. За жертвенником утвержден в тумбе восьмиконечный деревянный крест c изображением распятого Спасителя — копия c чудотворного креста соборной церкви города Дмитриева Курской губернии. В алтаре хранилось Евангелие, замечательное и по своей древности (начала 17 в.), и по массивности металлического оклада, так что весило оно около двух пудов. Иконостас был трехъярусный, высотой до 8 саженей (17 м). Помещенны в нем были иконы старообрядческого письма. Из местных икон особенно выделялась храмовая Корсунская икона Богоматери. Икона была заключена в позолоченном киоте, под стеклом, в сребро-вызолоченом окладе; риза на ней была унизана по фольге жемчугом и разноцветными камнями; венец вызолоченный, c тремя звездами из драгоценных камней и c брильянтовой короной. Из других икон храма местных, а также и установленных по стенам и колоннам, большая часть в серебряных ризах, сооруженных усердием жертвователей как из монашествующей братии, так и сторонних, большею частью не позже первых годов 18 столетия. На иконах Успения Богоматери, Владимирской и Тихвинской ризы были унизаны жемчугом и украшены драгоценными камнями.
При входе в храм, c правой стороны, на стене была установлена в полированном деревянном киоте за стеклом плащаница в замечательной серебряной ризе весьма искусной и изящной филигранной работы и украшенной драгоценными камнями. Устроена эта плащаница усердием архимандрита Кирилла c братиею в 1825 г. Обращала еще на себя внимание икона св. Николая Чудотворца (на левой колонне при входе в храм), подобно храмовой иконе, также имеющая отношение к месту крещения св. Владимира. Икона эта, как видно из надписания на ней, есть точная копия c иконы св. Николая Корсунского в г. Зарайске Рязанской губернии. Касательно этой иконы есть предание: в 1224 г. св. Николай явился во сне Корсунскому иерею Ефстафию и сказал ему, чтобы он взял его, св. Николая, чудотворный образ и шел c семьей своей в землю Рязанскую. После вторичного такого видения Евстафий сделал, как ему было сказано, и принес чудотворный образ c собою в землю Рязанскую, именно в г. Зарайск.
Налево от соборного храма находился трапезный корпус и церковь в его восточной части. Церковь была вполне благоустроенна, сооружена на месте прежней церкви в давнем и обветшавшем трапезном корпусе, на средства обители старанием ее наместника архимандрита Маркиана в 1888 г. Прежняя трапезная церковь была освящена еще в 1804 г. первым настоятелем монастыря во имя св. исповедника епископа Михаила Синадского, небесного покровителя строителя храма купца города Архангельска Михаила (фамилия неизвестна). Новая церковь освящена 23 апреля 1889 г. во имя святителя Иннокентия Иркутского бывшим преосвященным Таврическим Мартинианом, пожертвовавшим в храм икону праздничную, изготовленную в г. Иркутске, где святительствовал св. Иннокентий и где в течении семи лет пребывал пр. Мартиниан в сане архимандрита и в должности настоятеля тамошнего Вознесенского монастыря.
К востоку от соборного храма находилась небольшая церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, каменная, cо стрельчатыми внутренними сводами. Церковь эта была построена в 1802 г. на средства жившего по соседству помещика Димитрия Куликовского. Под храмом находился фамильный склеп этого помещика. В церкви обыкновенно совершались частные заупокойные литургии.
Справа от собора в настоятельском доме была устроена в 1882 г. на средства монастыря церковь во имя св. Николая Чудотворца, вероятно, по примеру ранее бывшей такой же церкви в прежних настоятельских кельях. За время управления монастырем первого его настоятеля архимандрита Иоасафа при настоятельских кельях кроме упомянутой была еще другая церковь — во имя св. Иоанна Златоуста. Но уже в 1847 г. сведения о них были неясные. По крайней мере, управлявший в этом году монастырем архимандрит Иосиф в одном из документов замечал об этих церквах : «по какому случаю и в какое время устроены эти престолы при настоятельских келлиях, не пришлось мне видеть сведения в архиве монастырском». Вышеупомянутая новая церковь во имя св. Николая, как и весь дом настоятельский, были устроены по распоряжению Преосвященного Таврического Гурия, по ходатайству которого монастырь был отдан в его личное управление. Самый дом настоятельский – архиерейский представлял собой обширное двухэтажное каменное здание. Верхний этаж предназначался для преосвященного настоятеля монастыря, а нижний – для его наместника.
Близ западной стороны ограды в 1891 г. старанием наместника монастыря была устроена новая каменная величественная колокольня на место прежней, имевшей один нижний каменный этаж. Новая трехъярусная колокольня имела c крестом 18 саженей (38 м) высоты. Наружный вид первого яруса украшен был 12-ю большими круглыми колоннами. Купол колокольни был увенчан вызолоченным восьмиконечным крестом, утвержденным на вызолоченном шаре. В среднем ярусе колокольни были помещены 9 колоколов, наибольший из них, в 316 пудов (5056 кг), был отлит на средства казначея монастыря иеромонаха Филарета в 1892 г. Вдоль стен монастыря со всех четырех сторон было расположено пять братских каменных корпусов.
Помимо перечисленных, был еще один храм и несколько других зданий вне монастырских стен. К востоку от монастыря на расстоянии около версты в 1849 г. было отведено место для братского кладбища, взамен бывшего раньше в стенах монастыря. На этом новом кладбище в 1857 г. была выстроена новая небольшая церковь во имя Воскресения Христова, которая в том же году была освящена Преосвященным Димитрием, архиепископом Херсонским. Церковь эта была c одним куполом в виде фонаря, окнами которого церковь освещалась. Под деревянным полом находилась выложенная камнем усыпальница. К западной стороне от монастыря находилось довольно обширное здание гостиницы для богомольцев. На той же стороне от монастыря были расположены разные необходимые в хозяйстве постройки, так как монастырь содержался своими экономическими средствами. Всей братии было в монастыре от 40 до 50 человек.
После революции монастырь закрыли и разобрали часть сооружений (в т.ч. собор), на Дмитриевской церкви надстроили водонапорную башню.
В 1999 г. богослужения возобновлены в трапезном храме, в 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители.
По материалам официального сайта eprhiya.org.ua

Основан в 1787 г. архимандритом Иоасафом для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия. В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского.
Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали по просьбе братии из единоверческого в «стандартный». В кон. 1840-х гг. должность благочинного в обители занимал будущий известный подвижник Крыма – прмч. Парфений Кизилташский. 1-м храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского. В 1803 г. освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. — трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля, прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста. В 1888-1889 гг. создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. построена новая каменная колокольня (38 м).
После революции монастырь закрыли и разобрали часть сооружений (в т.ч. собор), на Дмитриевской церкви надстроили водонапорную башню. В 1999 г. богослужения возобновлены в трапезном храме, в 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители.

История

Сохранились частично стены монастыря, северо-восточная башня, центральные и западные ворота, трапезная (1804 г.), частично Дмитриевская церковь (1797-1802 гг.), некоторые служебные постройки памятника. В плане ограда монастыря представляет собой неправильный многоугольник, сложена из известняка, высота 3,5 м, наиболее ранние участки — конца XVIII — начала XIX вв. (восточный, северный и западный). Представляют интерес западные ворота с сохранившейся своеобразно решенной аркой, завершенной барочным фронтоном, а также башня, сложенная из крупных камней известняка. Ее высота 8,8 м, наружный диаметр — 3,6 м. Башня представляет собой цилиндрический объем, несколько расширяющийся к карнизу, со сводчатым перекрытием и конусообразным завершением, вход в неё — со стороны монастырского двора.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_246.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?