Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)
«У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888-1889
Картина создана по впечатлениям от путешествия в Испанию. Замысел композиции возник у Коровина в Валенсии, где были исполнены этюды, затем он продолжил работу в Париже и Москве. Художник стремится уйти от поверхностной экзотики “испанщины”. Все внимание он сосредотачивает на выражении сильнейшего впечатления от совершенства строгого колорита и великолепия кисти мастеров испанской живописи – Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.
Сюжетный мотив, выбранный Коровиным, воспринимается как своего рода парафраз знаменитых картин Гойи (“Махи на балконе”, около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также предтечи импрессионистов Эдуарда Мане (“Балкон”, 1868–1869, Музей Орсе, Париж). В то же время Коровин уходит от характерного для Гойи драматизма и гротеска. Основное внимание Коровина сосредоточено на выразительной игре оттенков рассеянного света, проникающего сквозь жалюзи.
Наряду с импрессионистической легкостью скользящих мазков в картине проявляются приемы, характерные для декоративной стилизации модерна. Темные обобщенные силуэты обрамляют композицию. Картина принесла художнику европейскую известность. На Всемирной выставке 1900 года в Париже она была удостоена золотой медали.