Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Коровин Константин Алексеевич «На берегу моря в Крыму» (1909). Выходец из семьи московских купцов, Константин Коровин в 1875 году начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – сначала на архитектурном, а затем на живописном отделении. В разные годы наставниками молодого художника были такие признанные мастера, как Василий Перов, Илларион Прянишников, Евграф Сорокин. Однако особую роль в становлении художественных интересов Коровина сыграли пейзажисты Алексей Саврасов и Василий Поленов, под руководством которых он делал первые шаги в постижении лирического образа природы.
Интерес к сюжетам из повседневной жизни города – сценам в кафе, на террасах и оживленных улицах – проявился в творчестве художника в 1880-е годы. Используя узнаваемый прием диагональной композиции, он запечатлевал виды из своих путешествий по Италии, Франции, Испании и удаленным уголкам России. С 1900-х годов особое место в репертуаре Коровина заняли образы Крыма, вдохновленные пребыванием на даче в Гурзуфе.
Картина «На берегу моря в Крыму» выполнена художником в зрелые годы. Его творческая манера, уже существенно отличающаяся от подхода учителей, строится на цвете: свободные мазки, разной интенсивности и размера, виртуозно рассыпаются по холсту, оттачивая формы через смелые колористические построения. Коровин не боится контрастов, ярких и насыщенных цветов, а в своем дневнике отмечает: «Чувствовать красоту краски – света – вот в чем художество выражается».
При этом пейзаж, созданный в порыве искреннего наслаждения натурой, не становится лишь техничным упражнением по изучению цветового спектра. Эффектная живопись мастера наделена особенной эмоциональной глубиной, которая наполняет совершенную форму чувственным, духоподъемным содержанием. Образ крымского побережья в интерпретации Коровина – это не только залитое солнцем приморское кафе, но само мироощущение художника, искренний восторг от «красоты и радости жизни».
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва