Коротояк. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Существовавший собор Покрова Пресвятой Богородицы в городе Коротояке
В Христорождественском соборе г. Коротояка придел на правой стороне прежде был главным престол в честь Покрова Божией Матери, вследствие чего собор называется Покровским, так как в Коротояке некогда главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что отчасти можно видеть из наименования в официальных бумагах Коротоякского собора Покровским. Так в отношении из Воронежской консистории о приводе к присяге вновь избираемых по городам градских голов, бургомистров, ратманов, старост и проч. чиновников, Коротоякский собор назван Покровским.
Для г. Коротояка праздник Покрова Божией Матери имеет особенно важное историческое значение как день основания города. По историческим документам известно, что основание этому городу было положено в 1642 г. в царствование Алексея Михайловича на татарских еще бывших там сакмах, а с 1648 г. положено уже быть и городу, и написаны были «строельные книги». По государеву указу стольник и воевода Данила Семенович Яковлев с государевыми служилыми людьми с разных городов приехал на реку Дон и рассматривал с коротояцкими служилыми где пристойно устроить новый город Коротояк…
По государеву указу стольник и воевода Д.С. Яковлев велел коротояцким служилым людям на городовое дело и всякие городовые крепости лес дубовый сечь на отхожих лесах и дубравах… и везти на то место, где ставить новый город Коротояк, и «октября в 1-й день на Покров Пресвятой Богородицы, пев молебны и освятив воду, по государеву цареву Алексея Михайловича указу воевода и стольник Д. С. Яковлев обложил новый город Коротояк рубленным дубовым лесом, да 8 башен четверостенных, с 1 октября по 18 ноября тот новый город Коротояк устроен со всеми крепостьми, да в том же городе 30 октября обложил государево царево и великого князя Алексея Михайловича всея Руссии богомолье соборную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе – великого чудотворца Николы. Церковь с трапезою обложена осьми сажень; …устроена съзжая изба на глухом подклете с сеньми, а сени срублены бревенные, да на железную и свинцовую казну построен погреб. В новом городе Коротояке устроен воеводский дом, осадные дворы для прибежища в осадное время от приходу каких воинских людей; служилых людей, разных городов переведенцев, детей боярских и казаков, стрельцов и пушкарей – все 500 человек…»
В настоящее время уже не существует престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, даже в приделах и ни в одной из Коротоякских церквей нет престольного праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и таким образом «Богомолие царя Алексея Михайловича»», указавшего построить храм Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожено.
Рождество-Богородицким собором назывался Коротоякский собор до конца XVIII ст. В г. Коротояке существовала отдельная от Рождественского собора церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, как исторический памятник основания этого города на этот праздник. О ней известия встречаются под 1738 г. Так в росписи Коротоякских церквей за этот год сказано: «В г. Коротояке собор Богородицкий, при нем был протопоп Иосиф,; поповский староста; Казанская церковь; Покровская церковь, при ней были священники Антоний и Гавриил; Успенская, при ней был поп Данила; Архангельская, поп Федор; Никольская, поп Косьма и Димитриевская, при ней священники Андрей и Михаил». В росписи 1759 г. также упоминается Покровская церковь. В позднейшее время уже не встречается сведений о Покровской приходской церкви, а упоминается в документах Покровский собор в 1798 г. и при нем был священник Петр Алексеев.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Существовавшая церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Коротояке
Казанская церковь в пригородной г. Коротояка Дмитриевой слободе каменная, с приделом св. Дмитрия, построена была в 1795 г. На месте, занимаемом прихожанами Казанской церкви, первоначально жили черкасы, поселенные здесь царем Алексеем Михайловичем – они были причислены к полку Острогожских черкас и зависели от их полковника. Роль черкас как охранителей безопасности края окончилась, и правительство сочло переселить черкас в село Урын, а на их место перевести русских людей на черкасские усадьбы. Русских переселенцев сначала было 15 семейств…
В г. Коротояке было две приходских церкви: Казанская и Дмитриевская, первая сгорела от грозы в 1786 г., а вторая, упоминаемая в 1721 г., сгорела от пожара в 1789 г. Тогда жители Дмитриевской и Казанской (или Успенской слободы) решились сообща построить взамен сгоревших двух деревянных одну каменную в честь Казанской Божией Матери с приделом св. Дмитрия. Эта церковь была построена в 1795 г.
С 1789 по 1795 гг. жители этих слобод обращались с церковными требами к священникам, служившим в Вознесенской церкви упраздненного Коротоякского монастыря, а потому церковь слобод Казанской и Дмитриевской в официальных документах считалась городскою, хотя в приходе ее нет ни одного городского обывателя.
Казанская церковь была распространена в 1864 г. В этой церкви свято чтится икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, эта икона весьма древняя, она принадлежала еще прежней Казанской церкви. Серебряная риза на нее устроена в 1808 г. приходским священником Иоакинфом Болховитиновым. Прихожан 890 душ.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Существовавший ранее собор в г. Коротояке, более известный по придельному храму под наименованием Покровского собора с приделами на правой стороне – Покрова Пресвятой Богородицы, на левой – св. Николая чудотворца, каменный, с колокольнею, построен был в 1809 г.
Земли пахотной с дровяным лесом 66 дес. 948 саж., на другом месте – на три церкви: Покровскую, Никольскую и Архангельскую отмежевано 49 дес. 306 кв. саж. пахотной земли и в 3-ем месте за Доном к четырем церквам: Покровской, Архангельской, Николаевской и Казанской отмежевано 81 дес. 898 кв. саж., остальная земля в количестве 63 дес. – сыпучий песок. На эту землю копии с планов и межевых книг хранятся в церковной ризнице.
К собору приписана находящаяся за рекой Дон Петропавловская церковь. Прихожан при соборе 1350 душ. Прежде был 3 штата, ныне два.
Коротоякский собор при каждой перестройке посвящался разным празднествам. При самом основании его в 1648 г. он, по велению царя Алексея Михайловича, посвящен был Рождеству Пресвятой Богородицы с приделом св. чудотворца Николая. Церковь эта была небольшая, 8 саж., и построена из дубового леса. Эта церковь сгорела во время сильного пожара, которым был истреблен Коротояк 28 мая 1737 г. В 1738 г. собор был вновь построен, и в это время главный престол был посвящен также Рождеству Пресвятой Богородицы. В росписи церквей г. Коротояка в 1738 г. собор называется просто Богородицким, а под 1759 г. он назван уже более определенно: Рождественским. Следующий собор в г. Коротояке был посвящен Пресвятой Богородице в честь ее Рождества. С 1769 г. коротоякский собор уже называется Покровским. Вероятно, около этого времени было возобновление этого храма, причем, главный престол был посвящен уже не Рождеству, а Покрову Божией Матери, может, в историческое воспоминание основания самого города Коротояка в 1-й день октября. Под 1769 г. в документах уже встречается подпись «Покровского собора протопопа Антония Андреева…» и в документах позднейшего времени коротоякский собор называется Покровским. Покровским, вероятно, он был до 1809 г., когда уже был посвящен Рождеству Христову.
Собор по внешнему своему виду величественный, но внутри он еще лучше. По внутреннему своему благоустройству лучший храм в епархии. Иконостас перед алтарем украшен большими золочеными колоннами, составляющими полукруг перед царскими вратами, что придает особенное величие и благолепие; местные иконы в нижнем ярусе, около 2 аршин, в серебряных позлащенных ризах. Это иконы: Спасителя, Божией Матери, Вознесения и Преображения Господня; две храмовых иконы находятся не в ряду местных икон иконостаса, а особо на столбах, на стороне, обращенной к иконостасу. Это иконы: Рождество Христово и Поклонение волхвов, также в серебряных позлащенных ризах. В таковой же ризе икона св. апостолов Петра и Павла.
От главного иконостаса по обе стороны храма по стенам как бы продолжение иконостаса — иконы на стенах, между окнами, в богато украшенных киотах и некоторые из них в серебряных ризах. Особенно замечательна икона «Жертвоприношение Авраама»; она написана академиком Н.С. Мосоловом, уроженцем Коротояка, что можно видеть из надписи на самой картине.
Алтарь обширный, двухсветный, также украшен иконами в роде иконостаса, т. е. непрерывного ряда иконы в киотах и в общей раме. На южных дверях в главном алтаре И. Навин, а на северных – какое-то аллегорическое изображение; вверху шар с крестом, ниже – огонь в виде сильного пожара, а внизу – изображение разных лиц, смотрящих вверх.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1884 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?