Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Церковь (Собор) Владимирской иконы Божией Матери находится на территории Короцкого Тихонова монастыря и являлся главным храмом обители.
С 1865 г. по 1871 г. было окончательно достроено и отделано каменное здание келий для жительства сестер, в середине этого здания сооружен великолепный каменный двухпрестольный соборный храм с пятью главами, увенчанными вызолоченными крестами и особой главой над алтарем. С западной стороны к храму примыкала колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 1-2 октября 1871 г. совершилось торжественное освящение этой церкви. Главный престол собора был освящен в честь иконы Владимирской Божией Матери, а южный — во имя святого Тихона.
Внутри Владимирский собор был расписан богатейшей стенной живописью, четырехъярусный резной иконостас был выполнен из дубового и орехового дерева, над царскими вратами находилась храмовая икона Владимирской Богоматери. В северной стороне собора под высокою резною сенью (навесом) в особым образом устроенном сооружении (раке) находилась кипарисная гробница с частицами мощей святого Тихона, принесенными в дар в Короцкую обитель из Задонского монастыря. В южной стороне храма, в киоте(застекленном шкафчике) хранилась келейная икона «Распятие Господне», известная потому событию, что в 1770 г. святитель, углубившись в ее созерцание, видел, как с иконы, с самого креста сходил к нему Христос, весь израненный и окровавленный. Пред этим образом теплилась неугасимая лампада. В западной части церкви, вверху, были устроены хоры для певчих инокинь.
К нашему времени полностью изменился внешний вид зданий: исчезли колокольня, купола церквей, неузнаваемо перестроен Владимирский собор, разделен на два этажа храм Всех святых, закрашена вся настенная живопись обеих церквей. В аварийном состоянии находится участок каменной стены и три сохранившиеся башенки, разобраны святые въездные ворота, почти все деревянные строения обители снесены. Архитектурный облик ансамбля Короцкого монастыря второй половины XIX века полностью утрачен. Будет ли когда-нибудь восстановлена иноческая жизнь в монастырском, а ныне одном из больничных здании, сказать трудно. Но уже сейчас можно было бы восстановить церковь во имя великомученицы Варвары и Всех святых, расположенную на территории психиатрической лечебницы и использующуюся в настоящее время под больничный склад. Этот храм мог бы стать приходским и был бы дорог всем православным христианам как память о существовавшем когда-то на берегу Короцкого озера монастыря во имя святого Тихона Задонского.
Поведский Ю.Н. ”Валдайское приселье”. Историко-краеведческие очерки

Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.
Общая композиция и декоративное оформление здания представляет собой пример русского тоновского стиля и отчасти напоминает оформление главного здания (архит. Н. Е. Ефимов, 1849-1861) с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря. В отделке присутствуют элементы русского стиля и классицизма. Собор по своему объему кубический (длина и ширина — 15,7 м, высота внутри — 15,4 м), был увенчан глухим луковичным пятиглавием c вызолоченными крестами, большая средняя глава на восьмерике поднималась над 4-скатной кровлей на высоту 34,1 м. Еще одна главка возвышалась над 3-частной, с пониженными боковыми объемами алтарной апсидой. С западной стороны к храму примыкала широкая, но более низкая квадратная в плане 3-ярусная трапезная. Над ней возвышалась колокольня (ок. 36 м) с одним ярусом звона и завершением в виде вытянутого шатра со слухами, увенчанного луковичной главкой. Вместе с крытой папертью общая длина здания составляла 32 м. Вход в собор оформлен треугольным фронтоном. Западный фасад разделен на 3 части плоскими лопатками, окна 2-го яруса полуциркульные. Боковые фасады были акцентированы большими 2-частными полуциркульными «флорентийскими» окнами. В зап. трапезной части собора боковые фасады фланкированы более низкими, чем храм, протяженными 3-этажными келейными корпусами в 9 осей, расположенными по линии «север-юг», высотой около 12 м, со 118 окнами. Этажи келий разделены горизонтальной профилированной тягой, по вертикали — лопатками, окна заключены в наличники с лучковыми и полуциркульными (в виде валиков) навершиями. Профилированный карниз келий и собора украшен декоративным поясом. Торцевые части келий в 5 осей были выделены декоративным кокошником по центральной оси. Большие филенки на них в верхних частях, как и на объеме собора, украшены своеобразным «зубчатым» поясом, напоминающим деревянные резные карнизы.
Из крытой паперти в храм вели 10 ступеней широкой каменной лестницы. К паперти был пристроен застекленный фонарь с образом Нерукотворного Спасителя наверху, в медальоне. Над фонарем, во фронтонах стены храма находилось изображение Св. Троицы, по сторонам — образы Божией Матери и свт. Тихона; на противоположной стороне алтаря в нише вне храма — икона Владимирской Божией Матери. Храм освещали 4 окна, каждое высотой 4,3 м; кроме того, в главном алтаре было 2 окна, а в боковом алтаре и в ризнице — по одному. В зап. части храма на хоры для певчих вела деревянная лестница.
Внутри храм был отделан в византийском стиле; на стенах и сводах — роспись с сюжетами из Свящ. истории и Жития свт. Тихона. Внутри паперти на стенах были изображения, иллюстрирующие евангельские сюжеты (с правой стороны — «Спаситель указывает ученикам на вдовицу, опускающую в церковную кружку две лепты», слева — притча о 10 девах (частично сохр.). В главном алтаре, в куполе, были изображены 9 чинов ангельских, осеняемые Св. Духом в виде голубя, по стенам, справа и слева,- причащение Спасителем апостолов. В 1893-1896 гг. в храме была обновлена вся стенная живопись, произведен большой ремонт колокольни и келий, собор покрасили в желтый цвет.
На горнем месте в большом резном дубовом киоте находился образ «Господь Славы на престоле», написанный в греч. стиле по золотому фону. Антиминс, освященный митр. Исидором, и большой медный вызолоченный ковчег, точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме (по модели, хранившейся в Свящ. Синоде) (1870), находились на престоле главного алтаря. Средний алтарь храма полукруглый, разделен капитальными стенами с пролетами. Выше иконостаса, на стене, находилось изображение «Св. Троицы Новозаветной», на зап. стене — Богородицы в облаках, окруженной сонмом святых. С юж. стороны — придел свт. Тихона c изображением Распятия с предстоящими на горнем месте.
4-ярусный резной иконостас из дуба и орехового дерева был богато декорирован резьбой в «московско-ярославском стиле» XVII в. (парные колонки с дыньками, профилированные карнизы, киоты-кокошники верхнего яруса, в т. ч. многочастный возвышающийся центральный киот-кокошник); иконы в стиле «древнего греческого письма» были написаны на вызолоченном чеканном фоне. «Детальный исполнительный чертеж иконостаса в византийском стиле» был составлен в 1867-1868 гг. Редковским «для построенной им церкви» (Отчет Имп. АХ c 10 сент. 1867 г. по 15 сент. 1868 г. СПб., 1870. С. 45). Над царскими вратами была укреплена храмовая Владимирская икона Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными ризами. В рус. стиле выполнено также большое 2-ярусное паникадило на 30 шандалов.
В сев. стороне храма, под высокой резной сенью из дубового и орехового дерева, помещалась кипарисовая рака с частью мощей свт. Тихона, принесенной в дар из Задонского мон-ря 1 авг. 1866 г. Сень была чрезвычайно богато украшена резьбой. В южной стороне храма в особом киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед этим образом горела неугасимая лампада.
В храме перед клиросами стояли 2 ореховые витрины с частицами мощей ап. Павла, свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, мц. Татианы, преподобных Александра Свирского и Сергия Радонежского, а также кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня и с частью камня от гробницы Богородицы; икона вмч. Пантелеимона с клеймами, написанная в рус. Пантелеимоновском мон-ре на Афоне, с частицей его мощей; древний золотой крест с частицами мощей ап. Иакова, брата Господня, первомученика и архидиак. Стефана и вмц. Параскевы. Там же находилась икона Спасителя, принесенная Елагиным в дар общине. При ней был «медальон с тремя волосками Спасителя» — святыня, к-рую подарил Елагину во время поездки на Восток в 1864 г. К-польский патриарх Софроний III. В особой витрине за стеклом хранились святыни, непосредственно относящиеся к свт. Тихону Задонскому: волосы с его головы, шнуры от креста и парамана и пелена, бывшие на святителе при обретении мощей, платок, листок с переписанными свт. Тихоном отрывками из 84-го и 66-го псалмов и молитвой «на общее бедствие». Этот автограф принес в дар обители 24 февр. 1864 г. еп. Иеремия (Соловьёв).
…Ансамбль К. м. претерпел значительные утраты. Храмы монастыря лишены завершений и потеряли значение архитектурных доминант. Территория К. м. застроена типовыми кирпичными, а также деревянными строениями. Обе главные церкви перестроены внутри, особенно соборная, и в них устроены межэтажные перекрытия. Закрашена или сбита настенная живопись обеих церквей. В 2009 г. проведено любительское раскрытие незначительных фрагментов живописи во Владимирском соборе («Христос и апостолы», «Притча о 10 девах»). Монастырское кладбище за алтарем собора уничтожено, частично уцелело 1 надгробие благотворительницы. Снесены часовни и почти все деревянные строения обители. Разрушены св. ворота, 3 башни ограды. К 2015 г. в Варваринско-Всехсвятской ц., используемой под больничный склад, совершали единичные богослужения.
https://www.pravenc.ru/text/2458737.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?