Коробовка. Церковь Димитрия Солунского.

Церковь возведена в 1879–1884 годах. Построена по проекту известного архитектора академика М.Е. Месмахера на средства князя Леонида Дмитриевича Вяземского, имение которого «Лотарево» находилось в двух верстах от с. Коробовка. Под алтарной частью храма была устроена фамильная усыпальница князей Вяземских. Усложненная объемно-пространственная композиция церкви включает массивную храмовую часть с шатром, прямоугольную апсиду с приделами, трапезную с двускатной кровлей, высокую шатровую колокольню с боковыми притворами паперти. Здание кирпичное оштукатуренное с архитектурными деталями и цоколем из белого камня. Отделка фасадов отличается насыщенностью декоративными элементами. Фасады прясел храмовой части подчеркнуты пилястрами с вертикальными ширинками и закругленными краями с перехватами, на которые опирается массивная профилированная арка. Традиционные входы и окна северного и южного фасада на первом этаже заменены изображениями латинского креста. Тройное окно верхнего света (среднее окно более высокое) имеет архивольты, опирающиеся на невысокие спаренные полуколонки с кубоватыми капителями. Изящность и вычурность придает храму колокольня, где четвертый ярус (ярус звона) с высокими арочными проемами с килевидными архивольтами отмечен полукруглыми колонками с двумя муфтами, переходящими на простенки завершается трехъярусными кокошниками. Использованием лицевого фигурного кирпича различного размера придает пластичность его фасадам. Отличается выразительным силуэтом и необычной пространственно-планировочной композицией. В храме св. Дмитрия Солунского искусно соединены в одно произведение разностилевые элементы.
Информация с сайта Храмы России» http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=67030

Первая церковь в Коробовке была деревянная, привезённая сюда из села Княжая Байгора старанием помещика Николая Владимировича Вельяминова. Её заново обустроили и освятили в 1841 году. Простояла она сорок лет, после чего церковь разобрали и перевезли в Ольшанку, где она была снова обустроена для жителей этого села и прилегающего села Никольского.
Храм Димитрия Солунского был возведён в 1879—1884 годах на средства князя Леонида Дмитриевича Вяземского. Князь заказал проект новой каменной церкви в Санкт-Петербурге у знаменитого русского архитектора Максимилиана Евгеньевича Месмахера. Главный престол 1 июля 1884 года был освящён во имя свмч. Димитрия Солунского, Мироточивого.
Под алтарем этой церкви был спроектирован фамильный склеп для захоронения Вяземских и их ближайших родственников Вельяминовых. В склепе был освящён придел во имя святой Лидии, в честь небесной покровительницы дочери князя Л.Д. Вяземского. Из склепа шёл подземный ход к захоронениям более ранних лет. Вход в склеп осуществлялся из храма. В нише у входа в усыпальницу была помещена скульптурная мраморная группа «Плач Богородицы», которую приобрёл Л.Д.Вяземский во время своего путешествия по Италии. Скульптура воспроизводила знаменитую «Pieta» Микеланджело, её автор – профессор Королевской академии художеств в Риме Мазини. Сейчас эта скульптурная группа находится в запасниках Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В храме был устроен дубовый резной иконостас, а также паникадило из меди весом в 52 пуда. В него вставлялись 64 свечи, которые по мере сгорания самостоятельно выдвигались наружу особыми пружинами.
Иконы в храме были написаны на цинке. В ризнице хранились для всех празднеств роскошные облачения. Жертвенник на аналое, хоругви, плащаница были вышиты шёлком по красному бархату собственноручно княгиней Марией Владимировной Вяземской. Хор певчих (25 человек) и регент А.И.Чесноков содержались за счёт Л.Д.Вяземского. «Каждое лето, — писала Лидия Леонидовна, — один из певчих — А.И. Чесноков — знаменитого хора Архангельского приезжал из Петербурга управлять нашим деревенским хором и учить его новым номерам и достигал удивительных результатов. В нашей церкви пелся весь репертуар Императорской придворной капеллы, причем с таким совершенством и законченностью, что никто из слушателей не хотел верить, что они имеют дело с простым деревенским хором».
На колоколе Дмитриевской церкви была надпись, взятая из эпиграфа к «Колоколу» Шиллера: «Vivas voco, Mortuos plango. Fulgura frango». («Живых зову, усопших поминаю, в огне гужу»), к которому князем Вяземским было прибавлено – «В метель людей спасаю».
Вокруг храма была построена железная ограда, а внутри неё – две школы (одна для мальчиков, другая для девочек) с квартирами для учителей. Обе школы были также построены на средства Л.Д.Вяземского. Перед Первой мировой войной в церковной ограде князем Б.Л.Вяземским была построена еще одна школа.
Усложненная объемно-пространственная композиция церкви включает массивную храмовую часть с шатром, прямоугольную апсиду с приделами, трапезную с двускатной кровлей, высокую шатровую колокольню с боковыми притворами паперти. Здание кирпичное оштукатуренное с архитектурными деталями и цоколем из белого камня. Отделка фасадов отличается насыщенностью декоративными элементами. Фасады прясел храмовой части подчеркнуты пилястрами с вертикальными ширинками и закругленными краями с перехватами, на которые опирается массивная профилированная арка. Традиционные входы и окна северного и южного фасада на первом этаже заменены изображениями латинского креста. Тройное окно верхнего света (среднее окно более высокое) имеет архивольты, опирающиеся на невысокие спаренные полуколонки с кубоватыми капителями. Изящность и вычурность придает храму колокольня, где четвертый ярус (ярус звона) с высокими арочными проемами с килевидными архивольтами отмечен полукруглыми колонками с двумя муфтами, переходящими на простенки завершается трехъярусными кокошниками. Использованием лицевого фигурного кирпича различного размера придает пластичность его фасадам. Отличается выразительным силуэтом и необычной пространственно-планировочной композицией. В храме св. Дмитрия Солунского искусно соединены в одно произведение разностилевые элементы.
Церковь действовала до 1938 года. Затем её закрыли. С куполов, алтарной и трапезной частей содрали кровлю — местные власти хотели приспособить её для покрытия какого-то здания в Нижней Матренке. Но так как содранная кровля состояла из шатровых кусочков и сегментов, то для крыши она не подошла, и её сдали в металлолом. Декоративную плитку внутренней отделки храма в начале 60-х годов отбили для украшения пола в доме культуры в совхозе «Правда», что располагался близ станции Байгора. В отдельных местах разобрали кладку стен, кирпич которой использовали для хозяйственных целей.
В заброшенном храме при полном безразличии властей ряд местных жителей занялся гробокопательством. Они вскрыли захоронения князя Л.Д.Вяземского, его сына Дмитрия, а также раскопали могилы других родственников, костные останки разбросали по склепу и разрытым ямам. Через некоторое время местный совхоз выровнял полы, зацементировал их и приспособил склеп для хранения зерна.
В 2001 году при начале восстановительных работ в Коробовском храме разбросанные в склепе костные останки передали в Липецкое областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Проведенными исследованиями (по ранениям кости левой руки и таза) установлено, что останки принадлежат Л.Д.Вяземскому и его сыну Дмитрию. Костные останки 16 сентября 2001 года были торжественно перезахоронены в фамильном склепе Коробовского храма.
Храм стараниями местного жителя, церковного старосты В.Г.Голубых постепенно восстанавливается. В 2003 году НЛМК безвозмездно передал 600 кв. метров кровельного железа, в том числе металл с полимерным покрытием для церковных куполов. Всего же для восстановления храма планировалось передать около 5 т металла.
В 2009 году полностью восстановлена вся кровля, проведены все наружные кирпичные работы, сооружены все купола и колокольня. Зазвонили новые колокола, освященные епископом Липецким и Елецким Никоном. Храм восстанавливается только на добровольные пожертвования разных лиц, однако средств требуется ещё много. Предполагается открыть мемориальную доску князю Л.Д.Вяземскому на одном из зданий школы, в которой будет устроен музей семьи Вяземских. Создан проект и памятника князю.
По данным 1893 года штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Василий Максимович Лебедев, 43 лет, рукоположен 6 мая 1880 года, диаконом – Иван Михайлович Рощин, 30 лет, рукоположен в 1888 году, псаломщиком – Филипп Степанович Кретовский, 22 лет, из 2 класса семинарии, определён в 1890 году. Священник Василий Максимович Лебедев служил до августа 1899 года, когда священником Дмитриевского храма стал Леонид Дмитриевич Гумилевский.
По данным 1911 года, штат церкви состоял из священника и псаломщика. Последним священником до закрытия церкви в 1938 году стал Пиминов Семён Филиппович, 1883 г.р., уроженец г. Витебска. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 29.09.33 по ст. 58-10 приговорен к высылке в Северный край на 5 лет. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 24.07.89.
Оригинал статьи на сайте Липландия http://www.lipland.ru/?p=120

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?