Бринер-Корнакова Екатерина Ивановна
(10.06.1895 — 15.08.1956)
«Корнакова, Катя Корнакова,
Слышу крик монгольского орла, —
И летит из лука из тугого
Дикая монгольская стрела!
Кто-то (пропущено) озорной
К нам сюда, на пыльные паркеты,
Бешеной швырнул тебя рукой.
И лихим безумным метеором
Ты неслась с безумием в очах
По пустым по ледяным просторам
В мировых безумных сквозняках.»
Эти слова Корнея Чуковского обращенные в его альманахе «Чукоккала» о «мировых безумных сквозняках» Екатерине Корнаковой оказались пророческими.
Екатерина Ивановна Корнакова, вторая жена Бориса Юльевича Бринера, родилась 10 июня 1895 г. в Кяхте.
Отец Катерины (Она не любила своего полного имени, поэтому просила всех и всегда себя называть именно так), купец Иван Иокинфович Корнаков (1863 – 1921), в свое время, помогал Пржевальскому, Козлову и Обручеву в организации исследовательских экспедиций. Мать Августа Дмитриевна Синицина (1865-1940) – фольклорист, этнограф, была удостоена серебряной медали Русского Географического Общества. Родная сестра матери Александра Дмитриевна была женой одного из самых крупных во Владивостоке купцов и предпринимателей Михаила Григорьевича Шевелева.
Семья Корнаковых сначала жила в Кяхте, затем в Монголии. В Кяхте любители сценического искусства собирались у Синициных. Среди участников спектаклей были и родители Катерины.
Актерское дарование Катерины проявилось, когда она жила в имении своих родственников Янковских в Сидеми. Жена хозяина имения Маргарита Михайловна Янковская очень увлеченная, талантливая женщина, написала пьесу «Мечта поэта» и поставила ее в домашнем театре. В пьесе участвовали и сами Янковские, и их ближайшие друзья и родственники Бринеры, которые жили по соседству. А Кате Корнаковой досталась в нем роль Бабы Яги.
В середине 1910-х гг, К.Корнакова обучалась актерскому мастерству в Московской частной драматической школе Николая Осиповича Массалитинова, которую он вел в партнерстве с артистами МХТ Н.Г. Александровым и Н.А. Подгорным. Позже она работала с К.С. Станиславским и была одной из любимых его учениц. Очень ценил и любил ее и Михаил Александрович Чехов.
С 1916 г. Катерина Корнакова становится актрисой Московского Художественного Театра. Ее дебютной работой стала небольшая роль Лиды в спектакле З. Гиппиус «Зеленое кольцо». Но по-настоящему, как актриса, Корнакова заявила о себе ролью Сашенки Ростаневой в спектакле «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому, где ее партнером по сцене был ее учитель Н.О. Массалитинов.
Среди других ее театральных работ: Алина в «Балладине» Ю.Словацкого 1920 г; Катарина в «Укрощении строптивой» 1923 г. Интересной была ее работа в спектакле «Любовь – книга золотая», по А. Толстому 1924 г., в котором К. Корнакова играла роль княгини Дарьи Дмитриевны Серпуховской.
Одной из ее последних работ на сцене МХАТ стала роль Маруси в спектакле «Закат» по Исааку Бабелю в постановке Бориса Сушкевича, премьера которого состоялась 28 февраля 1928 г.
Катерина была замужем за актером Алексеем Диким (1889-1955) — будущим Народным артистом СССР, дважды лауреатом Сталинских премий, исполнителем ролей Сталина и Нахимова. Но семейная жизнь у них не сложилась.
В 1924 г. Катерина познакомилась с Борисом Юльевичем Бринером, который приехал в Москву из Владивостока в служебную командировку. Любовь, вспыхнувшая между ними, была сильной и взаимной. Ради Бориса, Корнакова была готова на все: оставить мужа, сцену, карьеру и уехать с ним хоть на край света.
В те годы Советская власть не особенно заботилась об институте брака. Для того, что бы оформить развод достаточно было желания одного из супругов, чем и воспользовался Борис Бринер. Не спрашивая согласия своей жены Марии Благовидовой, он оформил развод и вторично женился на Катерине Корнаковой. Вскоре они приехали во Владивосток.
Но именно Катерина Корнакова, так внезапно разрушившая мир целой семьи, сыграла определяющую роль в судьбе своего пасынка Юлия. Во время их встречи в Харбине в 1940 г., опытным взглядом МХАТовской актрисы, она разглядела в юноше актерский талант. Она рассказала ему о театре, о МХАТе, о Чехове и Станиславском и дала ему рекомендательное письмо к своему другу Михаилу Чехову, с которым Юлий отправился в Америку навстречу своей невероятной актерской судьбе.
Катерина Ивановна разделила со свои мужем все трудности его нелегкой жизни концессионера и вместе с ним разделила его жизнь в эмиграции.
В Харбине она организовала студию драматического искусства при коммерческом собрании «Дикс» и поставила несколько спектаклей: «Сверчок на печи», «Ночь перед Рождеством», «За приподнятой завесой», «Вечер памяти А.С. Пушкина».
Она не смогла иметь детей, поэтому в декабре 1938 г они удочерили крошечную новорожденную девочку, которую назвали Катей и никогда не говорили ей, что она их приемная дочь.
В 1945 г. Борис Бринер был арестован и вместе с семьей депортирован в СССР, но благодаря усилиям своего брата Леонида, семья Бринер была обменяна правительством Швейцарии на несколько гражданских советских лиц содержащихся в швейцарских тюрьмах. Для совершения сделки семья Бринер была отправлена в Москву. Катерина Ивановна воспользовалась случаем вновь побывать во МХАТе и приняла участие в похоронах выдающегося актера И. Москвина, которого глубоко уважала.
После смерти мужа в июле 1948, Катерина Ивановна Корнакова- Бринер вместе с дочерью переехала к родственникам в Лондон, где и скончалась от рака 15 августа 1956 г.
Опекуном ее дочери Кати до ее совершеннолетия, стал сын Бориса и пасынок Катерины Ивановны, теперь уже известный голливудский актер, Юл Бриннер.