Старожилы Староконюшенного переулка 60-хх-70-хх годов в Москве возможно помнят, как по утрам возле своего дома прогуливалась статная, седая, но безупречно одетая дама и всегда одна. Мало кто из прохожих и очевидцев мог себе представить, что эта пожилая женщина была примой Мхатовской сцены, любимицей Константина Сергеевича Станиславского, музой Мстислава Добужинского и актрисой, на которую строился репертуар Московского Художественного театра и которую так не любил Михаил Булгаков, очень жестоко и несправедливо поступивший с ней….
26 мая 1885 года родилась Лидия Михайловна Коренева- народная артистка РСФСР, лауреат сталинских премий, потомственная русская дворянка, ставшая одной из выдающихся актрис своего времени. Сегодня Кореневу вспоминают только театроведы, ибо она была звездой для тех, кого уже не осталось на этом свете.
Ее вкус и стиль были эталонными для Москвы того времени. Она часто ездила за рубеж и была в курсе всех европейских новинок моды. Она была любимой клиенткой знаменитой Надежды Ламановой. О непростом, капризном характере Кореневой слагали легенды. Ее называли «бесенком Художественного театра», ее капризы были достоянием всей Москвы, только вот ее удивительный талант и сила драматического переживания не подлежали сомнению. В историю русского театра Коренева войдет, как непревзойденная героиня произведений Тургенева и Достоевского.
Ее подлинным триумфом стала Верочка «Месяц в деревне» по произведению Тургенева. На премьере в 1909 году, великая Ермолова восклицала: «Какая — же Верочка! Дивная, идеальная». Александр Блок был в восторге, Лев Бакст был сражен ею, в нее влюбился Мстислав Добужинский, который участвовал в создании декораций к спектаклю. Сомов, Бакст дарили ей картины. Добужинский боготворил ее.
Он дарил ей букеты цветов, которыми на весь театр благоухала ее гримерная. Мстислав Иванович был покорен Лидией Михайловной и как женщиной, и как актрисой. В ней была изысканная и наивная прелесть юности, только вот сердце ее было несвободно. Она любила первого красавца русской сцены Василия Ивановича Качалова. Причем любили его и две ближайшие подруги Лидии в театре- Любовь Косминская и знаменитая в будущем- Алиса Коонен.
Высокий блондин Качалов был страстью Кореневой на протяжении всей ее жизни, но он был женат на замечательной актрисе, а затем и режиссере- Нине Николаевне Литовцевой. У него также были близкие отношения с Алисой Коонен. В то время нравственность и душевная чистота были в порядке вещей и Лидия Михайловна не посмела искушать судьбу, и дала в монастыре обет безбрачия, который сохранила до конца своих дней.
Всю свою энергию и внимание актриса отдает театру. Настает пора ее великих свершений: Лиза в «Братьях Карамазовых», Ольга Петровна в «Нахлебнике», Сольвейг в «Пер-Гюнте», Анна в «Вишневом саде» ,Лиза в «Бесах» и особенно в роли Татьяны Ивановны в «Селе Степанчикове» — спектакле, который закрепил за ней статус примы Художественного театра.
Ее ближайшим окружением были Станиславский и его супруга — Мария Петровна Лилина, ближайшая подруга Кореневой. Капризы- капризами, но когда труппа МХАТА в годы войны была эвакуирована, Лидия Михайловна единственная осталась ухаживать за больной Лилиной, у которой была саркома. Константина Сергеевича уже не было в живых. Марии Лилиной не стало летом 1943 года. Старела и Коренева. Проблемой Лидии Михайловны было то, что она не умела и не хотела откликаться на новое и оставалась в своем мире, была по природе своей консерватором и не принимала новизны. Она так и не сыграла ни одной возрастной роли — так как была против возрастного перехода.
С Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой у Кореневой были весьма сложные отношения, но они уважали друг друга и единственные из труппы кинулись защищать Марию Кнебель, когда в СССР шла кампания по борьбе с космополитизмом. Элегантная, эффектная, броская Коренева понимала, что ее имя уходит с авансцены времени.
Она посещала балетные премьеры в Большом театре, не пропускала и концертов в Большом зале Консерватории, но рядом не было никого. Она сама не подпускала. Пожалуй, после смерти Лилиной, только с тоже увы, уже печальной Алисой Коонен, оставшейся волею судьбы без Камерного театра, Лидия Михайловна оставалась в дружеских отношениях.
Все закончилось для Лидии Михайловны довольно грустно. В 1958 году- ее вместе с Книппер-Чеховой вывели на пенсию. К счастью, Ольга Леонардовна умерла, так этого и не узнав. Всемогущая Алла Тарасова, как не старалась ничего не могла сделать — она пыталась защитить актрис, но президиум театра ее не послушал. То был уже кризис МХАТА.
Лидия Михайловна отдала Художественному театру 55 лет. Ей было 75 лет, но у нее еще были силы играть на сцене. Она была глубоко оскорблена и поклялась не переступать порог МХАТА и слово свое сдержала. Ее видели только на похоронах Аллы Тарасовой, но Коренева стояла у входа в театр, и в здание не вошла. Принципы, привитые ее с юности, она соблюдала неукоснительно. Нелюбимый ею Михаил Булгаков вывел ее в образе вздорной и взбалмошной истерички Людмилы Сильвестровны Пряхиной в своем «Театральном романе» и поступил очень жестоко и неблагородно.
Да, Лидия Михайловна не жаловала его и не скрывала этого, но все с той же неугомонной и прекрасной Книппер-Чеховой и со Станиславским не раз спасала писателя от возможных контрдействий со стороны властей. Коренева прожила жизнь честно и чисто, как и подобает подлинной артистке старого Художественного театра. Как она жила после ухода из театра, мало кто может сказать.
Практически ни с кем не общаясь, актриса сама поспособствовала тому, что ее забыли при жизни. Один раз одна журналистка позвонила Лидии Михайловне и договорилась прийти к ней, брать интервью. Лидия Михайловна долго готовилась, наряжалась, но к ней так никто и не пришел. Благородная и несгибаемая она была всеми покинута.
В принципе Кореневой никто и не был нужен, ибо все те, с кем она начинала свое служение искусству и кого она любила, давно уже покоились на алее МХАТА, на Новодевичьем. Она оставалась последней из того еще дореволюционного Московского Художественного театра, когда в Камергерском можно было услышать пение соловья, и извозчики развозили артистов по домам.
Ее не стало в июле 1982 года. Ей было 97 лет Пришедшие из театра домой к Кореневой обнаружили опустошенную, разграбленную квартиру.
Куда исчезли ее драгоценности, богатейшая коллекция живописи- неизвестно до сих пор. Похоронена Лидия Михайловна на Ваганьковском кладбище. Так закончилась жизнь некогда одной из первых актрис русской сцены, пленявшей великих мужчин и ушедшей последней из того старого Художественного театра, который нынче составляет славу и гордость России. Лицо ее навсегда осталось на полотнах отвергнутого ею Мстислава Добужинского.
Кирилл Дальберг