Лютиков Троицкий
монастырь, 3 класса, общежительный,
в 6 верстах от города Перемышля, на берегу реки Оки. Основан князьями
Воротынскими в 1504 году (по другим в 1444 году). Название получил от бывшего
при строении его надзирателя по прозванию Лютик. В смутное время несколько раз
подвергался разорению. Возобновлен в 1654 году. Монастырский Троицкий собор
построен в 1663 году. В ризнице и библиотеке хранится много предметов старины XVI и XVII веков. При монастыре церковно-приходская
и ремесленная школы.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Кто и когда основал Троицкий Лютиков монастырь — точно неизвестно. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.. По одному из них, наиболее распространенному и имеющему основания в местном предании, основание Лютикова монастыря приписывается князьям Воротынским, которым принадлежала в XVI веке местность вокруг монастыря.
Первое достоверное упоминание о Свято-Троицком Лютикове монастыре относится к 1559 году. Подтверждением этого служит одна надпись на полях церковного устава XVI века: «7067 года (1559 от Р.Х.) июня в 17 день даю сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новые Ногай Иоаннов сын Медведев, при игумене Венедикте». Выражение «на новые» наводит на мысль, что этот вклад сделан вскоре после построения монастыря. Предание об этом записано в конце XVIII в. настоятелем Лютикова монастыря Геннадием. Он на запрос Крутицкой консистории в 1781г. о времени основания монастыря ответил следующее: «В 1767 г. января дня в бытность мою в Москве у генерала и кавалера Якова Лукича Хитрово, по причине, что он был того монастыря вкладчик, между прочими разговорами объявлял мне, что де оный Лютиков монастырь начало свое возымел построением Воротынскими князьями, по их самовластию, гораздо за долгое время до литовского разорения. Лютиков де называется по прозванию строителя, от оных князей приставленного к строению, который прозывался Лютик».По другим же данным Троицкий Лютиков монастырь был основан в 1444 году, в один год с Пафнутьевым Боровским монастырем.
За время своего существования, а это около пяти веков, монастырь имел довольно богатую историю. В 1563 г., во время своей поездки в Оболенск, Калугу и Перемышль, монастырь посещал царь Иван Васильевич Грозный. В 1595 г. состоялось нашествие крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен гетманом Сапегой. Настоятель Троицкого монастыря архимандрит Савватий в 1613 г. подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Спустя три года Лютиков монастырь пострадал от союзника Лжедмитрия II гетмана Лисовского. В 1618 г. монастырь в очередной раз разорил гетман Сагайдачный. И лишь с 1653 г. начинается обновление и благоустройство этого монастыря ближним боярином и оружейничим царя Алексея Михайловича, а потом и Федора Алексеевича — Богданом Матвеевичем Хитрово. Благоустройство обители продолжалось до 1756 года.
В прошлом, 2008 году исполнилось ровно 90 лет с момента начала событий, ставших началом трагического конца этого уникального духовного и исторического памятника.
Итак, время описываемых событий — 1918 год. В России самый разгар гражданской войны. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. В стране хаос, борьба за власть.
«7 августа 1918 прибывшая в Троицко-Лютиков монастырь Комиссия для конфискации лошадей по распоряжению Военного Комиссара Московского Округа, в составе Члена товарища Матвеева, Кураева, служащих в советских учреждениях тов. Закалина, Ракчеева, фельдшера тов. Чугрина, милиционеров: Смольянинова, Мишина, Василия Ракчеева, Григория Волкова и гражданина Гречанинова, встретила сопротивление со стороны настоятеля монастыря игумена Иосифа, отказавшегося исполнить распоряжение Советской Власти и созвавшего набатным звоном крестьян села Корекозева.
Прибывшими крестьянами под влиянием агитации и извращения факта как некоторыми крестьянами так и игуменом и монахами, учинено насилие и убийство тов. Матвеева, Кураева, Закалина, Ракчеева, Смольянинова и Мишина, которые при содействии монахов были брошены со слабыми признаками жизни, с привязанными камнями в р. Оку. Избитых же товарищей Гречанинова и Чугрина заключили под арест; Гречанинова в монастырскую башню, ключ от которой находился у настоятеля игумена Иосифа, тов. Чугрина в монастырскую гостиницу.
По совершении убийства Комиссаром села Корекозева Борисовым были разосланы приказы в деревни Горки, Ладыгино, Голоцкое, Бушовка и Вольня прибыть всем обществом в село Троицкое для ограждения монастыря, подвергшегося разграблению приехавшими большевиками.
Вечером того же числа, по прибытии крестьян с названных деревень, было общее собрание под предводительством Дмитрия Иванова Мартышова в присутствии игумена и иеродиакона Пафнутия, на котором и постановлено было вооружёнными немедленно идти в Перемышль, разоружить Совет и конфисковать всё оружие во всех советских учреждениях.
В ночь на 8 августа, когда монастырь охранялся монахами, толпа собравшихся крестьян, вооружённая и руководимая Борисовым, Мартышовым и крестьянином деревни Горки Дерябкиным прибыла в Перемышль, разоружила Совет, отобрала во всех Советских учреждениях бывшее оружие, устроили собрание, на котором постановили созвать немедленно Чрезвычайный Уездный Съезд, восстановить свободную торговлю хлебом, прекратить борьбу с мешочниками и передать власть эсерам.
Прибывши в Корекозево 9 августа небольшим отрядом из г. Калуги были освобождены заключённые Гречанинов и Чугрин. Отряд был встречен набатным звоном как с сельской, так и с монастырской колоколен. Крестьянами была устроена засада. К вечеру, когда уже стемнело, и отряд с арестованными монахами возвращался из монастыря, то со стороны Оки была открыта редкая стрельба.
11 августа, по объявлению осадного положения в Перемышльском уезде, прибывшими войсками было отобрано оружие у крестьян села Корекозева и произведённым расследованием установлено:1). факт восстания монахов и крестьян против Советской Власти.2). Виновность иеромонахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Никанора, Корнилия, Иоаникия, иеродиакона Пафнутия. Непосредственное участие в восстании против Перемышльского Совета 51-го крестьянина села Корекозева, объяснивших своё участие влиянием агитации как монахов, так руководителей и агитаторов.3) Установлена виновность крестьян села Корекозева: Борисова Ивана, Крюкова Григория, Мартышова Дмитрия, Букина Якова, Фролова Максима, Негодяева Дмитрия, Конова Якова, Букина Ивана, Никонова Малахея и деревни Горки Дерябкина Фёдора.4). Установлена виновность скрывшегося игумена Иосифа и крестьян села Корекозева: Сухачева Дмитрия, Фролова Андрея, Аксенова Бориса, Никитина Петра, Маркина Ивана, Конова Трофима, Никонова Дмитрия, Крюкова Козьму, Абрамова Василия, Фролова Ивана, Букина Ивана, Маркина Ивана, Букина Ивана Константинова, Гусакова Кирилла, Маркина Петра, Крюкова Павла.
На основании изложенного штаб именем Российской Федеративной Советской Республики монахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Пафнутия, Никанора, Корнилия, Иоаникия, гражданина Ивана Ивановича Борисова, Григория Алексеевича Крюкова, Дмитрия Ивановича Мартышова, Якова Ивановича Букина, Максима Петровича Фролова, Дмитрия Васильевича Негодяева, Якова Карповича Конова, Ивана Ивановича Букина, Малахея Дмитриевича Никонова, Фёдора Михайловича Дерябкина объявляет вне закона как врагов власти рабочих и крестьян, за участие в восстании, за убийство должностных лиц, за свержение Советской Власти и разоружение в Перемышле постановляет: подвергнуть к расстрелу, скрывшихся и поименованных в пункте 5-м лиц объявить подлежащими розыску и преданию Революционному Трибуналу.Штаб: А. Фёдоров, Евстафьев и Ассен-Аймер».
Далее последовало следующее:
«Приказ штаба войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губернии 13 августа 1918 г., № 203, село Корекозево.На основании ст. 5-й декрета о свободе и совести и церковных религиозных имуществ 23 января 1918 г., Троицко-Лютиков монастырь в селе Корекозеве Андреевской волости Перемышльского уезда Калужской губернии за участие монахов во главе с игуменом Иосифом в восстании против Советской Власти, за призыв крестьян набатным звоном, за допущение насилия и убийства: Члена Исполнительного Комитета Перемышльского Уездного Совета тов. Матвеева, Члена Комиссариата Земледелия тов. Кураева, служащих в военном Комиссариате тов. Закалина, Ракчеева и милиционеров тов. Смольянинова и Мишина, за антиправительственную агитацию упраздняется.
Для приёма монастыря, учёта и составления описи всего имущества назначается комиссар тов. Прокопчик, и всё монастырское имущество, как Народное Республиканское достояние, в силу статьи 13 того же декрета отбирается от монастыря, как от упразднённой настоящим приказом приходской общины.Тов. Прокопчику принять все меры к должному охранению имеющихся двух в монастыре храмов. Всем монахам, не причастным к восстанию, в 7-дневный срок предложить оставить монастырь и пределы Калужской губернии, обязав таковых подпискою.Штаб: А. Фёдоров, Евстафьев и Ассен-Аймер».
Таким образом, в результате проведенного Штабом войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губернии расследования была признана виновность в восстании против советской власти 17 человек, которые были приговорены к расстрелу. В этом списке были и 6 иеромонахов: Авксентий, Иасон, Иосиф, Иоанникий, Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Первых троих из этого списка расстреляли в Калуге.
Остальных же четырех иеромонахов вместе с крестьянами расстреляли на южной окраине села Корекозево в местечке называемом старожилами «могилки».
Среди жителей села Корекозево ходит предание, что перед казнью монашествующих избили, требуя от них указать место, в котором, якобы, монахи прячут несметные сокровища. Не добившись от монахов желаемого, всех повели на расстрел. Когда солдаты произвели залп — 13 человек из 14 упали замертво в заранее вырытую яму, а один из иеромонахов (имени его никто не помнит), крупного телосложения, стоял неподвижным. Прогремел второй залп — иеромонах стоит. В среде солдат появился страх, они хотели уже разбежаться. Но приговоренный к казни сказал: «Что испугались? Делайте свое дело». После этого он благословил солдат на стрельбу и был убит.
Позже, после закрытия, монастырь был передан государству для организации МТС, которой руководил Е.А. Киселев (зять К.Э. Циолковского). Великий русский ученый приезжал на велосипеде в село Корекозево к своей дочери Анне, и осматривал монастырь.
В 1924 -1926 гг. были составлены первые списки памятников архитектуры Калужского края, и Лютиков монастырь, конечно, был включен в этот список. В 1926 г. в Калугу от Главнауки были откомандированы два эмиссара: Петр Дмитриевич Барановский и Николай Николаевич Померанцев. Они приезжали разбирать жалобу калужан, присланную в Москву на решение Губисполкома продать с торгов некоторые монастыри и церкви уезда.
П.Д. Барановский, обследовав монастырь, подтвердил высокую его ценность как памятника архитектуры. Мало того, он организовал и выполнил реставрационные работы в здании Благовещенской церкви, после чего музейный фотограф Варвара Петровна Некрасова сфотографировала весь ансамбль, благодаря чему мы имеем сейчас уникальную возможность увидеть то, что нами безвозвратно потеряно.
В 1929 году здания монастыря были переданы сельскохозяйственной артели села Корекозево «для организации крахмалопаточного завода, маслобойки и случного пункта».
В 1930 году монастырь был снова осмотрен директором Калужского Госмузея Н.И. Чалым и художником В.Н. Левандовским на предмет его дальнейшего использования. Они установили, что все строения, за исключением ограды, находятся в полуразрушенном до крайности запущенном состоянии, стены имеют большие трещины, в соборе отсутствуют рамы и стекла, а реставрационные работы проведены П.Д. Барановским нерационально. Плодовый сад был окончательно уничтожен. Кроме этого, монастырю, как и в старинные времена, угрожала своими разливами река Ока, поэтому хозяйственно использовать монастырь местный сельсовет и колхоз отказывались. На основании этого ими был сделан вывод о нецелесообразности дальнейшей реставрации и сохранении монастыря. Поэтому он был снят с музейного учета и передан Корекозевскому колхозу имени «1 мая» для использования по его усмотрению. Оказалось, что Лютиков монастырь никому не нужен и таким образом он был обречен.
Большинство каменных построек Лютикова монастыря было разобрано на кирпич, из которого затем строили здания хозяйственного назначения: водонапорную башню, почту, колхозные сараи, а также частные дома.
В свое время, записывая воспоминания старожилов села, члены туркраеведклуба «Поиск» Корекозевской средней школы посетили М.М. Букину (1921 г. рождения), и расспросили ее о том, что она помнит о монастыре. Она вспомнила, что еще накануне Великой Отечественной войны стояли монастырские стены. После войны на месте монастыря остался лишь фундамент. До 1990-х гг. здесь действовала летняя ферма для коров. Затем все пришло в запустение, и теперь на месте монастыря лишь заросли бурьяна.
При подготовке описания использованы материалы:
Толкачева В.В., МОУ «Корекозевская средняя общеобразовательная школа»,Абакулова В. И., ГУК «Калужский областной краеведческий музей»Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 08-01-59104 а/Ц).
Источник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5661
Не представляется возможным точно установить, также как невозможно найти и обширные биографические данные об убиенных монахах. Забыты многие события того времени. Из архивных документов известно лишь следующее:
•Иеромонах Авксентий, в миру — Андрей Гаврилович Тарасов.Родом из крестьянской семьи, 1873 года рождения. Получил образование в сельской школе. Пострижен в монашество в 1901 году в Козельской Оптиной пустыни. Проходил там пономарское послушание. Рукоположен он был в иеродиакона 4 октября 1908 года, а в 1912 году — в иеромонаха. В 1906 году о. Авксентия перемещают в Калужский Крестовский монастырь, а в 1913 году он переведен в Сергиев скит. В апреле 1916 года его переводят в Свято-Троицкий Лютиков монастырь, в который он с нежеланием выезжал.
•Иеромонах Иасон, в миру — Иван Степанович Харитонов.Родился в 1864 году в Астраханской губернии в крестьянской семье. Образование получил в семье родителей. Овдовев, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в С.-Петербургское подворье Свято-Тихоновой пустыни. А в 1894 году был определен в число братии монастырского подворья. Два года спустя он был переведен непосредственно в Свято Тихонов монастырь. В 1899 году он рукоположен в иеродиакона, а в 1906 году — в иеромонаха. С 1904 года находился в Свято-Николаевском Малоярославецком монастыре. В Свято-Троицкий Лютиков монастырь перемешен в январе 1910 года. И до самой казни отец Иасон служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. На кануне трагических событий в марте 1918 года его назначили на должность благочинного монастыря с награждением его набедренником.
•Иеромонах Иоанникий, в миру — Иван Бахтин.Родом из крестьянской семьи, 1855 года рождения. Получил домашнее образование. С детства стремился к монашеской жизни, и вот, в 26 летнем возрасте, по воле Божией был определен в братство Козельской Оптиной пустыни. После пребывания там на послушании в течение 14 лет, Иван Бахтин священноначальством был перемещен в градо-Калужский Лаврентьев монастырь с посвящением в монахи с именем Иоанникий. Здесь же в 1900 году его рукополагают в иеродиакона, а в 1903 году — в иеромонаха. Прослужив год иеромонахом, о. Иоанникий переходит в Калужский Крестовский монастырь, и в этом же году он прибывает в Свято-Троицкий Лютиков монастырь с одновременным награждением его набедренником. Учитывая его способности и исключительное послушание, в 1912 году он был назначен временно-исправляющим должность казначея монастыря.
•Иеромонах Иосиф, в миру — Иван Феодорович Мишин.Родился в 1862 году, в крестьянской семье. Образование получил в светском монастырском училище. Дожив до зрелого возраста, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в Свято-Троицкий Лютиков монастырь (1907 год). А в 1911 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1915 году — в иеромонаха. До самой казни отец Иосиф служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения.
•Иеромонах Корнилий, в миру — Кузьма Николаев.Родился в 1858 году, в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Был холост. Дожив до зрелого возраста, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в Свято-Троицкий Лютиков монастырь (1902 год). В 1905 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1912 году — в иеромонаха. До самой казни отец Иосиф служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. На кануне трагических событий в марте 1918 года его наградили набедренником.
•Иеромонах Никанор, в миру — Назарий Медогубов.Родился в 1852 году в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Был холост. В 36-летнем возрасте решил принять иноческий образ. И в 1888 году поступил в Козельский монастырь Оптина пустынь. Там же он был определен в братство монастыря. В феврале 1893 года перемещен в монастырь Московской епархии — Свято-Давыдов монастырь. В сентябре того же года был возвращен на прежнее место. В 1902 году он перемещен в Свято-Троицкий Лютиков монастырь, в котором месяц спустя, был рукоположен в иеродиакона. А в 1911 году в — иеромонаха. 19 июля 1912 года был награжден набедренником. До самой казни более 15 лет отец Никанор служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. Накануне трагических событий, в марте 1918 года, его назначили на должность ризничего.
•Иеродиакон Пафнутий, в миру — Феодор Булатников.Родился в 1867 году в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 30-летнем возрасте он определен в братство Лихвинского Доброго-Покровского монастыря (1897 год). Через год его перевели в Малоярославецкий Свято-Николаевский монастырь, а в 1903 году — в Боровский Пафнутьев монастырь. В этом монастыре, по прибытии монаха Пафнутия, рукоположили его в иеродиакона. В 1905 году он возвращен в Малоярославецкий монастырь на клиросное послушание. Годом позже его перевели в Мещовский монастырь. А еще через год иеродиакон Пафнутий перемещен в Свято-Троицкий Лютиков монастырь. До самой казни более 10 лет он служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения.
Источник: http://romodanovo.orthodoxy.ru/materiali/lutikov.htm
В адресной книге «Весь Петроград за 1917 год» имеется запись о принадлежности участка по адресу Малая Белозерская улица, д. 5 (ныне Спб, ул. Кропоткина, д. 5): «Перемышельск. Св.-Троицкого Лютикова Монаст. Калужск. епархии».
Никонов П.Н. nikonovnp@mail/ru
В монастыре 3 церкви: 1) Троицкий собор, по мнению акад. Преображенского, построенный не позже начала XVII в. и возобновленный в 1654—1663 гг. Б. М. Хитрово. 2) Церковь Благовещения во втором этаже соборной колокольни, сооруженная тем же Хитрово; 3) прав. Иова в двухэтажном каменном здании, пристроенном с юга. Полагают, что и эта церковь построена на средства Хитрово. Колокольня столпообразная, нижняя ее часть четырехугольная, но с закругленными углами, а верх шатровый восьмигранный.
Из достопримечательностей монастыря обращают внимание: 1) на царских вратах вырезанные на аспидном камне образа Спасителя и Божией Матери, оправленные в серебро; работа древняя; 2) деревянный запрестольный крест в алтаре с изображениями 1681 г.; 3) икона Спасителя, написанная «по обещанию и люботрудному тщанию» мон. Макария и его сына Кирилла (1684 г.); 4) в алтаре архиерейское седалище; 5) чудотворная икона Божией Матери «Скорой Послушницы», присланная крестьянином села Троицкого с Афона в 1872 г.; 6) три напрестольных креста XVII в., один из коих кипарисный резной (1666 г.), другой серебряный с изображениями трав (1665 г.) и третий с частицами мощей 8 святых; 7) в ризнице икона Богородицы «Страстныя», писанная фряжским письмом и замечательная по композиции. Ее приписывают кисти Тсимона Ушакова (XVII в.); 8) Сосуды XVII в., из коих замечательна лжица с надписью на ручке: «undsterbeaBottesReinFerben» (1663 г.); 9) Аналогий — дар Хитрово в 1666 г. с изображением 7 древних сивилл с их названиями; 10) кол о к,о л, взятый в плен у поляков, обитый в 1639 г.13; 11) в библиотеке три рукописных синодика XVII в.; церковный устав XVI Ц, начатый при Василии III; сборник житий св. отец XVII в. и др. сборники и книги XVII в.14
Кирпичный храм, построенный в 1-й трети XVI в. Воротынскими. Четырёхстолпный трёхапсидный однокупольный собор, с двустолпной трапезной 3-й четв. XVII в., в которой помещался придел Филарета Милостивого (1829). В главном храме второй престол Сергиевский. В 1820 г. в стиле классицизма сооружены боковые Никольский и Михаило-Архангельский приделы, построена западная паперть, при перестройках вместо трёх ярусов закомар устроена скатная кровля. Разобран в 1930-х гг. В трапезной собора помещалась усыпальница Хитрово.
С 2015 г., после возобновления монастыря, новый Троицкий собор строится на прежнем месте в исторических формах.