Корцово. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевская каменная, построенная в 1836-65 гг., престолы: главный во имя св. Николая, в приделах — в честь Иоанна Предтечи и во имя Макария Унженского.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Пример провинциального храма в стиле позднего классицизма, отличающегося монументальными формами и пропорционально соразмерным выразительным силуэтом. При этом строившееся почти тридцать лет здание не свободно от влияния эклектики, проявившемся в отделке фасадов трапезной и отчасти паперти, сооружение которых завершалось во 2-й пол. 19 в. Здание имеет симметричную осевую композицию, в которой доминирует четырехстолпный пятиглавый четверик храма. С востока к нему примыкает более низкая и узкая полукруглая в плане апсида, с запада — двухпридельная (престолы Макария Унженского и Иоанна Предтечи) трапезная, лишь незначительно уступающая четверику по ширине, и небольшая паперть. Западный фасад паперти искажен притвором нач. 20 в., мало гармонирующим с первоначальной архитектурой памятника. Главенствующую роль храмового объема в композиции здания подчеркивает его завершение купольной световой ротондой, несущей четырехгранный барабан, увенчанный крестом на золоченом яблоке, и меньшими по объему четырехгранными башнеобразными барабанами с такими же крестами.
Боковые фасады четверика украшены поднятыми на подиумах сильно вынесенными шестиколонными тосканскими портиками, завершенными низкими ступенчатыми фронтонами. Вертикальные оси фасадов отмечены дверными проемами и большими полукруглыми окнами второго света. Полуколонны тосканского ордера применены в оформлении фасадов апсиды и паперти, а также венчающей ротонды и угловых барабанов. Единый принцип декора проведен во всех частях объема храма, однако, композиционную целостность его облика нарушает эклектичная отделка трапезной. Центральные части ее боковых фасадов в пять окон обработаны большими прямоугольными нишами, объединяющими три центральных окна с маловыразительными пилястрами в простенках. В соответствии с требованиями ампирной стилистики, высокие арочные проемы на ротонде и угловых барабанах храма, а также на апсиде не имеют наличников. Арочные окна трапезной и паперти обрамлены широко распространенными в период эклектики кирпичными наличниками с профилированными архивольтами, опирающимися на пилястры. Убранство здания дополняют проходящие по верху стен широкие фризы нескольких типов: на четверике храма и апсиде — с триглифно-метопными фризами, на трапезной и паперти — с карнизами, дополненными поясами кронштейнов.В интерьере храма четыре свободно стоящих столба усложненного сечения вместе с перекинутыми между ними подпружными арками, несущими, центральную купольную ротонду, организуют внутреннее пространство в виде равноконечного креста, рукава которого перекрыты коробовыми сводами, а закрестовья — парусными. Апсида, сообщающаяся с храмом широким арочным проходом, перекрыта конхой. В трапезной сохранились фрагменты системы крестовых и коробовых с распалубками сводов, опиравшихся на подпружные арки, перекинутые между четырьмя крещатыми в сечении столбами и пристенными пилонами. В паперти основное пространство перекрыто в нач. 20 в. сводами Монье, два небольших боковых помещения сохранили первоначальные лучковые своды. В притворе перекрытие плоское.В храме сохранился иконостас 2-й пол. 19 в. в формах эклектики, на стенах — фрагменты клеевой живописи того же времени, выполненной в академической манере и прописанной в нач. 20 в. маслом. Пространство купола ротонды занимает «Новозаветная Троица» и «Силы небесные», в парусах написаны традиционные изображения евангелистов. На столбах помещены фигуры избранных святых и композиции на ветхозаветные сюжеты (на северо-западном столбе читается «Жертвоприношение Авраама»). В конхе апсиды, очевидно, в нач. 20 в. написана Богоматерь в иконографии М.В. Нестерова, выполненная масляными красками в огрубленной ремесленной манере. В трапезной клеевая живопись практически утрачена.
http://svodokn.ru/object/101519332?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?