Копорская крепость. Спасо-Преображенский крепостной собор, начало XVI в. Разорён шведами в 1612, возобновлён в 1704–1705. В 1756–1760 по проекту арх. С.А. Волкова были пристроены трапезная и колокольня. Восстановлен после пожара в 1854–1856 гг. Разорён вновь во время ВОВ и вновь сгорел в 1962 г. Пребывает в руинах. В начале XXI в. ведутся реставрационные работы.
Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада — позднейших времен. Восточная — из плиты, западная из кирпича…
Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху — восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви — 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора — по 3 окна. Над папертью — колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла.
В притворе, на высоте 4 аршин — малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь — из парусины.
Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На иконе есть надпись: « 1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери — портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.
Храм Преображения в ночь на 21 ноября 1864 г. сгорел со всем имуществом; даже колокола, кроме большого, весом в 38 прудов, слились в одну массу. Из принадлежащих храму предметов документы 1854 г. сохранились только потому, что были в доме диакона Смирницкого.
Указом духовной консистории от 22 сентября 1855 г. за № 5200 дозволено было собор возобновить, на что при соборе было 312 руб. 46,5 коп. серебром; по двум книжкам собрано 758 руб. 8,5 коп. и 1000 руб. дано от помещика Зиновьева. За перестройкой собора наблюдали: местный торговец Григорий Денисович Репников и спб. купец Мартиниан Екимов. Вся перестройка стоила 5 626 руб. 12 коп.
Храм освящен 1856 г. мая 29 благочинным Ропшинским священником Самсоньевским в сослужении священников – крепостного Знаменского, Копорской Успенской церкви И. Фаворского, Глобицкого Ф. Заозерского и Медушского О. Зрелова.
При перестройке собора снята была стена, разделявшая собор на две части и уничтожен придел Покрова. Алтарь остался в древнем виде; в храме сделано три входа. В 1882 г. около притвора сделана сторожка. Над алтарем и серединою храма сделаны бревенчатые фальшивые купола с восьмиконечными крестами, обитыми белым железом.
При возобновлении храма, мать господ Зиновьевых украсила храм иконами; бывший здешний протоиерей о. Сила Турский украсил серебряными ризами три иконы в иконостасе и пожертвовал три образа; крестьяне дер. Ивановка устроили икону св. Александра Невского в память освобождения крестьян и назначили 30 августа крестный ход в свою деревню.
Приход состоит из 18 деревень и 5 помещичьих мыз, ближайшие деревни отстоят от церкви в 2-х верстах, остальные — на разных расстояниях от 5 до 23 верст. Прихожане — преимущественно ижоры. Всего в приходе 1330 душ муж. пола и 1507 жен. Кроме земледелия, прихожане занимаются рыбной ловлей, извозом в Петербурге, заготовкой дров; в дер. Большом Райкове есть горшечники.
Приходское попечительство открыто 1 окт. 1871 г. Главная цель попечительства – народное просвещение. Попечительство содержит 8 крестьянских школ, из них — 7 в крестьянских избах и одна, с приютом для учащихся, в Копорьи, в здании, которое пожертвовал Зиновьев. Школа с приютом устроена в 1874 г. по ходатайству гос. Зиновьева. Он дал участок земли, а волостное правление приняло на себя доставку материала, страховку, отопление, освещение и наем прислуги. Приютская библиотека устроена Зиновьевым, на нее от попечительства дается в год 10 руб. сереб. В приходе две школы, в Большом Райкове от попечительства, в Климантине — церковная. Закону Божию в обеих школах учит священник.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.
Каменный храм, сооружённый из известняковой плиты во 2-й пол. XIV в. — нач. XV вв. в крепости Копорье. Первоначально — небольшая четырёхстолпная одноапсидная постройка. В 1612 г. частично разрушен, утрачены своды, восстановлен в нач. XVIII в., в 1756-1760 гг. пристроена кирпичная трапезная. В 1854 г. выгорел, восстановлен в 1854-1856 гг., сооружён деревянный купол, в 1913 г. построена новая колокольня. Закрыт в 1930-х гг., в 1962 г. выгорел, своды утрачены. Находился в руинированном состоянии, с 2000-х гг. ведутся ремонтные работы. В настоящее время возведена временная кровля и созданы условия для проведения регулярных богослужений.В воротной башне копорской крепости в сер. XIX в. была устроена родовая часовня-усыпальница помещиков Зиновьевых.
http://www.ropshapalace.info/photo/kopore/krepost_kopore/podzemnye_khody_kreposti/18-0-535
В писцовой книге 1500 года был упомянут Спасский монастырь внутри Копорской крепости. Писец, составлявший перепись, не уточнил, была эта постройка каменной или деревянной. Вероятнее всего, она была деревянной. В 1756 году Санкт-Петербургская губернская канцелярия приняла решение копорскую церковь Преображения «починить и вновь сделать». Составление сметы было поручено одному из талантливых учеников Растрелли — Семену Волкову. В смете Волкова был указан объем работ, необходимый для выполнения указа губернской канцелярии.
Здание состояло из двух частей — основного, почти квадратного в плане объема собственно церкви, сложенного из камня, и деревянной пристройки — трапезной. У алтарной части церкви возвышались деревянная колокольня и деревянный шпиль. Вход в церковь из трапезной был с запада. Как выглядел храм в первой половине XVIII века, хорошо видно на рисунке Копорья того времени. После решения строить каменную трапезную и колокольню в западной стене каменного здания были сделаны три арки. Церковь, объединенная с трапезной, должна была представлять собой одно большое помещение. Безупречный по графическому исполнению проект перестройки содержал и план здания с подробным обмером. В 1758 году велись и декоративные работы: со своей артелью золотил червонным золотом два креста «с яблоками» Иван Колокольников, «синодального ведомства живописец». Вместе с ним работал его брат Мина Колокольников.
В ночь на 21 ноября 1854 года церковь Преображения сгорела. В пламени погибли иконы и рукописи, расплавились колокола. Во время послепожарных ремонтных работ постройка XVIII века претерпела значительные изменения: были убраны арки между старой и новой частью здания, уничтожен придел Покрова.
Две эпохи, мастерство двух зодчих воплотились в постройке, стоявшей на Капорской земле. Имя только одного из них сохранили документы. Копорский проект Семена Волкова — единственный из дошедших до нас реализованных замыслов этого русского зодчего. Ученик Растрелли, Волков часто упоминается в документах, связанных с осуществлением проектов учителя. Постройка церкви Преображения свидетельствует о том, что Семен Волков в 50-е годы XVIII столетия обрел творческую самостоятельность.
http://www.koporiemuseum.ru/dosto/6/
Собор вновь закрыт и не действует после того, как в результате обрушения кирпичных сводов крепостного захаба в 2020 году доступ в крепость был перекрыт. И хотя с 2022 года экскурсионный доступ на территорию крепости был возобновлён, богослужения в соборе так и не возобновились. На территории посёлка по адресу Торговая, 24 для проведения богослужений в честь Преображения Господня была открыта временная домовая церковь.