Копнино. Церковь Николая Чудотворца.

Село Копнино стоит на р. Нерли, впадающей в Волгу. Оно с деревнями в 1518 г. поступило во владение Троице-Сергиева монастыря,
но кем было приложено, сведений не сохранилось. По сотной книге 7071
(1563) г. в с. Копнине, Никольском тож, значится 21 двор; в этой же
книге к Копнину приписаны Деревни, ныне входящие в состав его прихода:
Свечино (13 дворов), Измайлово (6 дворов крестьянских и 4 бобыльских),
Мерино и Иванцово (29 дворов), Желтиково (8 дворов). Из этих данных
видно, что и в то отдалённое время Копнинская вотчина была довольно
населённой, но к концу XVI в. количество жителей ещё возросло. В
писцовых книгах 1593 г. записано, что в с. Копнине 25 дворов, пашни 80
четвертей, да «пустотные» пашни 20 четвертей, сена монастырского и
крестьянского 400 копен, земля худа, лесу на 2 версты в длину и на
версту в ширину; в дер. Свечине 29 дворов, пашни 85 четвертей, пустотной
пашни 51 четверть, сена 150 копен; в дер. Измайлове 14 дворов, земли 64
четверти, сена 120 копен, лесу 1 кв. верста; в дер. Меринове 20 дворов,
пашни 80 четвертей; в дер. Желтикове 8 дворов, пашни 8 четвертей.

Церковь в Копнине существовала уже в половине XVI в.; в вышеупомянутой
сотной выписи 1563 г. замечено: «В селе церковь Никола Чудотворец». В
писцовых книгах 1593 г. показана церковь того же имени — «не освящена».
Вероятно, это была вновь построенная церковь, при ней «поп Важен,
проскурница да нищие питаются от церкви Божией», пашни церковной 10
четвертей, сена 100 копен. Через 35 лет население Копнинской вотчины
значительно уменьшилось; вероятно, это последствия литовского разорения.
По писцовым книгам 1628-1629 гг. в с. Копнине значится двор
монастырский, детёнышей для монастырской пашни 7 дворов и бобылей 2
двора, в дер. Свечине монастырских рыбных ловцов 14 дворов, пашни худой
земли 65 четвертей, в дер. Желтикове 5 дворов крестьянских, в дер.
Меринове 2 двора крестьянских, 2 бобыльских и 1 пустой, дер. Измайлова
же показана пустошью. В переписных книгах 186 (1678) г. Копнино значится
присёлком к с. Хупани и вся Копнинская вотчина переписана вместе с
Хупаньской; перечислены все вышеупомянутые деревни, не исключая и
Измайлова, которое, очевидно, к этому времени вновь заселилось; во всей
этой вотчине было 169 дворов крестьянских и 10 бобыльских с населением в
604 души мужского пола. И в XVIII в. крестьяне с. Копнина и приписанных
к нему деревень отправляли свои повинности Троице-Сергиеву монастырю вместе с крестьянами с. Хупань. С 1764 г. они стали казёнными крестьянами.

В писцовых книгах 1628-1629 гг. о церкви в Копнине имеются следующие сведения: «В селе церковь Николы Чудотворца древяна клецки, а в церкви деисус и двери царские, и образы местные, и ризы, и книги, и всякое церковное строение монастырское, при церкви поп Андрей, дьячок Федька, пономарь Якимко, пашни паханой церковной земли 2 четверти в поле, лесом поросло 8 четвертей, сена 100 копен». Из надписей на хранившихся в церкви книгах можно видеть, что церковь во имя Николая Чудотворца существовала в Копнине в 1684 г.

В 1711 г. при ней было 62 приходских двора; в 1746 г. с церкви взималось дани 3 руб. .28 коп.

В 1775 г. она сгорела и в том же году с благословения епископа
Переславского Антония была построена новая деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца. Гавриил Иванович Цветков после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии в 1804 г. назначен священником с.
Копнина Переславского уезда, умер в 1837 г.

В 1815 г. вместо деревянной церкви возведён прихожанами существующий
ныне каменный храм с такой же колокольней. Престолов в нём три: в
холодном Святителя Николая Чудотворца, в тёплых приделах — Преподобного Сергия Радонежского и Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Престол главного храма был обложен медными вызолоченными досками с вычеканенными на них священными изображениями. Из святых икон особенно были почитаемы прихожанами Смоленская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Святителя Николая Чудотворца.

В библиотеке хранились древние книги: напрестольное Евангелие печати
1677 г. с подписью по листам «Сию книгу Живоначальныя Троицы Сергиева
монастыря вотчины села Купани дер. Желтикова крестьянин Фёдор Феоктистов
положил в село Копнино при священнике Иоанне Дмитриеве»; Евангелие
толковое печати 1681 г. с подписью по листам: «Лета 7189 (1681) — в дар
Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря вотчины деревни Измайлова
крестьянин Михайло Сизовцев даю сию книгу в село Копнино в церковь
Великого Архиерея Божия Николая Чудотворца вкладу по своей душе при священнике Иоанне Демидове»; две книги Октоиха печати 1666 г. с подписью: «Сия книга Переславского уезда Залесского Кистемского стану вотчины Свято-Троицкой Сергиевой лавры села Копнина церкви Николая Чудотворца»; сочинения Ефрема Сирина издания 1711 г. с подписью: «1711 года по обещанию своему приложил эту
книгу Переславля Залесского Борисоглебского монастыря, что на песках, старец Лев… в село Копнино в церковь Николая Чудотворца»; подобного рода подписи были ещё на Евангелии 1741 г. (из этой надписи между прочим видно, что в то время при церкви был диакон) и на минеях месячных 1765 г.
Феодор Алексеевич Белояров в 1866 г. окончил Владимирскую семинарию, с
1868 г. священнике. Копнино Переславского уезда.

По высочайше утверждённому в 1873 г. «Расписанию приходов и причтов
Владимирской епархии» приход «Николаевской церкви в с. Копнине» состоял
из села, в котором числилось 160 ревизских душ, и деревень Измайлово (73
души), Свечино (148), Мериново (78), Желтиково (104), Селезнёво (100),
Федосово (67), Бахмурово (36). Всего в приходе числилось 766 ревизских
душ.

Причт церковный по штату состоял из священника и псаломщика, в 1876 г. в
Никольской церкви с. Копнино служили священник Феодор Белоярое, диакон
на псаломщицкой вакансии Сергий Смирнов и пономарь Николай
Архангельский.

Причта в 1890-х гг. для Никольской церкви с. Копнино полагалось -священник, диакон и псаломщик.

В советское время храм был закрыт и разорён. В настоящее время восстановлен, в нём совершаются богослужения.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?