Церковь Александра Невского построена в 1883 г. по инициативе и на деньги семьи императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, бывшей датской принцессы Дагмары. В храме находится святыня: Чудотворный образ Копенгагенской — Иерусалимской Божией Матери.
История этой церкви в деловом центре Копенгагена связана с именем Императрицы Марии Феодоровны (1847–1928), датской принцессы Дагмары, которая в 1866 вышла замуж за Цесаревича Александра Александровича, будущего Императора Александра III. Подчиняясь законам Российской империи, Дагмара перешла в Православие и сменила имя на православное. С этого времени навещая родителей в Дании, она молилась в русской православной церкви, которая принадлежала Императорскому посольству.
Русская церковь в Копенгагене возникла по желанию российского посланника гр. Петра Григорьевича Чернышева. Ее освятил 10 июля 1741 прот. Петр Благовещенский в Петербурге как походную во имя Сретения Господня. Служить в Данию был послан иером. Кирилл из Юрьевского монастыря под Новгородом. Когда графа перевели в Берлин, он забрал с собой и церковь, но она вскоре была восстановлена в датской столице, хотя действовала, очевидно, с перерывами. В 1781 для богослужений в ней намеревались направить из Киля иером. Венедикта.
Официально церковь при миссии была учреждена указом Синода от 5 августа 1797, и тогда же из Петербурга привезли иконостас, предназначавшийся ранее для русской церкви во Флоренции. Новоучрежденная домовая церковь была освящена в Копенгагене во имя апостола Павла и ее первым настоятелем стал о. Иоанн Павинский. В 1823–1838 священником служил прот. Стефан Карпович Сабинин, ученик известного гебраиста прот. Г. П. Павского, переведший с еврейского на русский язык несколько книг Ветхого Завета. Из Копенгагена он переехал настоятелем в Веймар, где продолжил свои ученые занятия по истории и филологии. Сабинина на 4 года сменил молодой о. Евгений Иоаннович Попов, выпускник Петербургской Духовной академии, позднее с успехом служивший в Лондоне.
В начале 1844 за гессенского ландграфа Фридриха-Вильгельма, наследника датского престола вышла замуж вел. кн. Александра Николаевна, которая задумала устроить в своем дворце в Копенгагене отдельную церковь, однако Николай I распорядился «считать в командировке при Ее Высочестве посольскую церковь». Пользоваться великой княгине посольской церковью, увы, не пришлось, — она вскоре скончалась в Петербурге при преждевременных родах.
Целых полвека русская церковь размещалась в домах, где жили российские посланники, и только в 1852 было возбуждено ходатайство о покупке или постройке для нее отдельного здания, однако Министерство иностранных дел ответило отказом, ссылаясь на отсутствие средств. Пришлось обратиться за помощью к местному купцу Э. Ляссену. Для церкви он в 1852–1853 выстроил на Лаксегаде, 6 дом, содержание которого взяла на себя российская миссия. В бельэтаже этого дома церковь размещалась целых двадцать лет.
Когда в 1867 Цесаревич и будущий Император Александр III вместе с супругой пожелал побывать в Копенгагене в русской церкви, то выяснилось, что в ней очень тесно, а убранство «частию бедно, частию ветхо», нет ни хоругвей, ни плащаницы, ни солеи, ни амвона, ни даже ковров для некрашеного деревянного пола, хотя стены были оформлены пилястрами, а потолок расписан. В деревянном иконостасе имелось всего четыре иконы: Спасителя, Божией Матери, ап. Павла и вмч. Екатерины. К прибытию Цесаревича эта домовая церковь была, однако, обновлена и благоустроена, иконостас переделан, дополнительная утварь привезена из Петербурга.
В 1873–1883 церковь и ее причт размещались на 2–3 этажах другого наемного дома — на Сторе-Конгенсгаде, 45, который принадлежал седельнику С. Т. Ротману.
За год до того, когда Мария Феодоровна стала Императрицей, ее супруг 2 апреля 1880 повелел купить в Копенгагене для постройки храма место на одной из главных улиц, прилегающей к королевскому дворцу Амалиенборг. В следующем году для постройки храма он отпустил 300 тыс. руб. (70 тыс. — из личных средств) и заказал проект выигравшему конкурс придворному зодчему акад. Д. И. Гримму, которому при строительстве помогали проф. Ф. Мельдалс, директор датской Академии художеств, и местный архитектор А. Х. Иенсен. Строительные работы вел каменных дел мастер К. Винклер.
Гримм создал проект в излюбленном им русско-византийском стиле, обратив основное внимание на решение главного фасада, выходящего на улицу по красной линии. Фасад сложен из красного и белого кирпича, внизу облицован серым гранитом, с деталями из светлого бременского песчаника. Он завершен щипцовым фронтоном, над которым возвышаются три золоченые главки. Посредине фасада, между окнами, находится большой рельефный крест, выше — аркада звонницы с шестью колоколами, отлитыми в России. Над звонницей помещен за стеклом образ св. Александра Невского, написанный на шифере акад. Ф. А. Бронниковым, автором икон в одноярусном иконостасе.
Поднявшись по расположенной сбоку двухмаршевой мраморной лестнице, стены которой украшены текстами псалмов, молящийся попадает в храмовое помещение, освещаемое днем через матовые стекла полуциркульных окон, а вечером — красивым бронзовым паникадилом, подаренным Императором. Пол выложен мраморной черно-белой мозаикой, стены и плоский потолок расписаны декоратором А. К. Фишером византийским золоченым орнаментом. Своды поддерживают четыре металлические колонны, окрашенные в черный цвет.
Одноярусный иконостас был привезен из Петербурга, где его вырезали из темного американского орешника в известной мастерской Е. Н. Шредера (старый вернули в Александро-Невскую лавру). Светильники, кадило и облачения подарил храму Государь, а богослужебную утварь, сделанную из золоченого серебра в Петербурге, и вышитую плащаницу — д. с. с. Ю. С. Нечаев-Мальцев. О создателях храма сегодня напоминает мемориальная доска, в 1930-е помещенная внутри генерал-полковником гр. С. Н. Потоцким.
Небольшое и уютное помещение церкви на втором этаже украшено на клиросах двумя настенными картинами, изображающими св. Александра Невского за молитвой в новгородской Софии и его пострижение в схиму перед кончиной в Феодоровском монастыре в Городце. Обе картины написаны известным художником И. Н. Крамским и пожертвованы в 1885 вышеупомянутым Нечаевым-Мальцевым. Справа от входа висит еще одна картина — «Христос, шествующий по водам», (1882), созданная по заказу Александра III известным маринистом А. П. Боголюбовым. На заалтарном образе кисти Бронникова представлен Господь, идущий по Генисаретскому озеру к лодке с Его учениками.
Сюжеты двух последних произведений, очевидно, связаны с тем, что гавань Копенгагена часто посещали русские суда, моряки которых приходили в храм. В Первую мировую войну с русского корабля «Паллада» в церковь попала ныне чтимая в ней икона свт. Николая Чудотворца. Она всплыла после того, как судно было потоплено немцами и экипаж погиб в Балтийском море. Ее подарил архим. Антоний, служивший после революции в этом храме, который по-прежнему считался приписанным к российской миссии. От нее настоятель и получал жалованье.
Храм заложил 22 июня 1881 в присутствии датской Королевской семьи его долголетний (1868–1894) настоятель о. Николай Волобуев, выпускник Петербургской Духовной академии. Освящение состоялось 28 августа 1883 в присутствии Императора Александра III с супругой и детьми: вел. кнн. Николаем и Ксенией Александровной, а также датской Королевской фамилии, греческого Короля, его супруги и принцессы Уэльской. Архитектор Гримм был за свои труды награжден датским орденом Даннеброг. Вместе с настоятелем освящал храм духовник Их Величеств — прот. Иоанн Янышев, ректор Петербургской Духовной академии. Через два дня, в именины Александра III, царственные особы молились в новой церкви. На торжестве освящения присутствовал также бывший российский посланник в Дании бар. А. П. Моренгейм, экипажи царской яхты «Держава» и русских военных кораблей.
В 1911–1918 настоятелем церкви был о. Иоанн Иаковлевич Щелкунов, выпускник Копенгагенского университета. Окончив его в 1894, он шесть лет прослужил в церкви дьяконом, а затем вернулся в нее из Афин священником, сменив прот. Константина Силецкого, историка храма. Когда большевики захватили власть в России, Щелкунов проявил к ним симпатию, за что миссия и возмущенная община при содействии кн. Д. П. Мышецкого, будущего долголетнего старосты, постановили его уволить. В конечном итоге о. Иоанн сложил с себя сан и стал работать учителем на одном из датских островов.
Летом 1920 храм был передан общине во главе с флотским архим. Антонием (Дашкевичем), будущим епископом, и в 1925 юридически закреплен за нею. В конце 1921 настоятельствовать из По приехал прот. Николай Попов. В это время в Копенгагене проживало две тысячи русских эмигрантов. Однако новый настоятель оставался в храме только два года, уступив место прот. Леониду Колчеву, прибывшему из России вместе с вдовствующей Императрицей Марией Феодоровной.
Императрица в 1920 вернулась в родной город и молиться приезжала в Александро-Невскую церковь, как и ее дочери: вел. кнн. Ксения и Ольга Александровны. Здесь Императрица молилась и о своем сыне — Царе-Мученике Николае Александровиче, в гибель которого отказывалась верить до самой кончины. Здесь же 19 октября 1928 ее отпевал митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) в присутствии нескольких членов Императорской семьи, датского Короля Христиана X, норвежского Хакона VII, принца Георгия Греческого, Густава-Адольфа Шведского и других представителей европейских дворов.
Погребена Императрица в соборе г. Роскилле под Копенгагеном, в усыпальнице датского Королевского Дома. У гробницы, находящейся в склепе, в начале левого придела, повешены образа и лампадка, которые раньше находились в комнате Марии Феодоровны (часть реликвий помещена в киоте копенгагенской церкви). В 1982 к ним добавилась икона с изображением Царственных Мучеников. На 2006 намечено перенесение праха Марии Феодоровны в Петропавловский собор Петербурга, где она должна покоиться рядом с гробницей своего супруга. [Захоронение состоялось 28 сентября 2006 года ‒ ред.]. В 1998 бронзовый бюст Императрицы, копия с работы М. Антокольского, был открыт во дворе Александро-Невской церкви. О Царе-Мученике в храме напоминает образ Спасителя в киоте из синего стекла, установленный в 1930-е на солее.
Прихожан церкви хоронили на русском участке кладбища Ассистентскиркегор, средства на покупку которого дала Мария Феодоровна. Этих прихожан всегда было немного, ибо в Копенгагене никогда длительное время не было большой русской колонии. С 1909 при храме работало благотворительное попечительство.
Приход после 1926 оставался в юрисдикции митрополита Евлогия, который подчинялся Константинопольскому Патриарху. Такое положение долго сохраниялось и при следующем (1945–1984) многолетнем настоятеле — прот. Алексии Владимировиче Цыпурдееве, прибывшем из Риги, но в 1973 община раскололась — часть ее перешла в Русскую Православную Церковь за границей. Перешедшие стали молиться в нижнем этаже храма, и к ним приезжали священники из Германии, главным образом, Владыка Филофей из Гамбурга.
После кончины прот. Алексия община воссоединилась и подчинилась РПЦЗ. В 1988–1998 ее окормлял игумен Андрей (Бирон), в прошлом католик. При нем в интерьере появились 8 больших икон на золотом фоне, изображающие разных святых. Их написала в Мюнхене художница К. Сикоева.
7 мая 1988, в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси, в храме за литургией присутствовала датская Королева Маргарита, которой правящим епископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом) была вручена памятная серебряная медаль. Королева была также на торжественном богослужении и ранее 11 декабря 1983, когда отмечалось столетие церкви. На этих торжествах присутствовал также живущий в Копенгагене кн. Дмитрий Романович Романов, который ныне возглавляет «Фонд Романовых» для помощи России.
В 1997 община снова раскололась — на сей раз из нее выделились сторонники Московской Патриархии, которые для молитвы собираются в зале на приморской набережной.
В Александро-Невскую церковь приходят молиться почти все православные Копенгагена, включая славян, греков и румын. Службы ведутся на церковнославянском языке и раз в месяц по-датски. На воскресной литургии обычно присутствуют 50–80 человек. С 1999 настоятелем является переселившийся из России о. Сергий Плехов.
Храм св. Александра Невского — самый яркий пример тесных отношений между царствующими Домами России и Дании и духовный центр для православных русских людей, которые живут ныне в стране.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288726.html