Исторические границы объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Е.В.Татищева, 1776-1778 гг., арх. М.Ф.Казаков» проходили по территории большого квартала между Петровским бульваром, улицей Петровкой и Крапивенским переулком. Крупное дворянское владение сформировалось на территории Белого города в середине – третьей четверти XVIII века. Около 1775-1776 гг. оно было приобретено статским советником Евграфом Васильевичем Татищевым, сыном знаменитого историка и российского государственного деятеля Василия Никитича Татищева. Он построил здесь городскую усадьбу в классическом стиле, состоящую из главного дома с двумя флигелями и дворового служебного корпуса. Кто был автором проекта, доподлинно не известно, чаще называют М.Ф.Казакова, но документальных подтверждений этому нет. Возможно, это был кто-то из архитекторов его круга. Затем владение перешло к сыну Евграфа Васильевича – Ростиславу. Он вышел в отставку с должности прокурора Берг-коллегии, поселился в Москве и занимался, в основном, своими обширными имениями. Он также слыл большим ценителем искусства и увлекался коллекционированием картин. В своем доме Татищев однажды принимал наследника престола, будущего императора Павла I, чем немало гордился.
После смерти Ростислава Евграфовича усадьба перешла к дочери Елизавете, вышедшей замуж за князя С.С.Вяземского. И она, и ее дочь Варвара известны как попечительницы многих благотворительных комитетов. В 1860-е годы владение на Петровском бульваре приобрел потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Л.И.Катуар. При нём, в 1869 году, главный дом и флигели были частично перестроены по проекту архитектора А.С.Каминского.
Полукруглое криволинейное строение 5 во дворе усадьбы изначально было конюшней. Это здание было построено еще при Татищевых. Необычные, с изгибами, корпуса служб должны были скрыть неправильную форму участка и сделать двор замкнутым и уютным. Это вполне удалось. И по сей день во флигелях позади главного дома усадьбы (строение 4 и 5) располагается детский сад. Вместе с изогнутым «в плане» строением 4 бывшая конюшня образует пространство наподобие манежа.
Конюшня практически не изменила свой исторический облик. Сегодня она является объектом культурного наследия регионального значения. Здание двухэтажное. Окна первого этажа отмечены высокими нишами, а вход оформлен ложным портиком с двумя дорическими пилястрами, пересеченными простым прямоугольным профилем.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Материал с портала «Узнай Москву»