Сергей Тимофеевич Конёнков — русский и советский скульптор. Действительный член Академии художеств. Ещё до революции его называли «русским Роденом». Он родился 10 июля 1874 в селе Караковичи под Смоленском в зажиточной крестьянской семье, представители которых после войны 1812 года сумели выкупить себя из крепостной зависимости. Учился в прогимназии и экстерном сдал экзамены за курс классической гимназии. В 1892—1899 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. Окончил курс со званием неклассного художника. В 1897 году вместе с К. А. Клодтом был командирован училищем за границу «за счёт процентов с премии имени С. М. Третьякова». Посетил Германию, Францию, Италию. В 1898 году по возвращении из командировки исполнил статую «Камнебоец». В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской профессора В. А. Беклемишева. За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году получил звание скульптора. Эта скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
В 1905 году, во время начала революции, Конёнков Сергей Тимофеевич находился в Москве. И принимал в ней непосредственное участие. Организовывал боевые дружины, сражался на баррикадах. Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Им была создана серия портретных полотен «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Славянин», «Крестьянин», «Нике».
В отличие от творчества личная жизнь скульптора складывалась не так просто. Первой его супругой стала Татьяна Коняева. Она была натурщицей. Татьяна стала постоянной моделью для его произведений. Благодаря Коняевой он создал лучшее из своих произведений — «Нике». В браке у супругов родились двое детей. Однако продлился он недолго. По прошествии десяти лет Сергей Тимофеевич встретил другую женщину – Маргариту Воронцову. В начале 1922 года они обвенчались. А в 1923 году супруги отправились в Америку. Там они приняли участие в выставке советского искусства. Произведения Конёнкова пользовались спросом. Скульптуры, моделью для которых была его супруга Маргарита, были особенно популярны («Струя воды», «Вакханка», «Бабочка», «Магнолия»).
С.Т.Конёнков работал с разными материалами. Он создал целые серии деревянных работ. В 1909-1910 годах родилась серия об разов русских сказок, былин и языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лаза ревич» – их формы Конёнков находил и выявлял в самой структуре древесного ствола. Женские фигуры воссозданы в работах «Крылатая» (1913 год), «Жар-птица» (1915 год), «Кариатида» (1918 год). Затем была так называемая греческая серия, с такими работами, как «Юноша» и «Горус». Революционный период творчества отмечен созданием барельефа «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Много портретов было посвящено знаменитым людям. Примерами служат портреты Тургенева, Маяковского, Циолковского. Творчество этого талантливого мастера нашло свое выражение в бронзе, дереве, камне, барельефах, скульптурах и полотнах. Они отражали различные этапы жизни и времени, в котором существовал скульптор.
В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения. Сергей Тимофеевич Конёнков умер 9 декабря 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок No 8). На могиле установлен его знаменитый автопортрет, за который он был удостоен Ленинской премии.