На южном берегу Финского залива находится уникальный образец барокко – Константиновский дворец. Это целый дворцово-парковый ансамбль XVIII в., включающий усадебные постройки и обширные сады в версальском стиле. Невероятная красота и удачное расположение превратили его в правительственную резиденцию и место рабочих встреч глав государств.
Амбициозный проект дворца Петра I
В 1907 г. император Петр Алексеевич заявил о необходимости построить парадную резиденцию. На это его вдохновил знаменитый Версаль – дворцово-парковый ансамбль, расположенный в пригороде Парижа. Пораженный его красотой и величием император решил превзойти работу французских архитекторов. И построить собственный дворец, не уступающий по роскоши и стилю версальскому.
Столь масштабная стройка не только бы украсила пригород Санкт-Петербурга, но и показала Европе всю мощь Российской Империи. Ведь огромный дворец в окружении садов и парков со струящимися фонтанами задумывался как знак победы страны в Северной войне.
Над идеей работало множество архитекторов. Среди них – знаменитый итальянец Себастьян Чиприани, Жан-Батист Леблон и Барталомео Растрелли. В итоге после всех перипетий утвердили проект дворца авторства Николо Микетти, бывшего в 1719-1723 гг. придворным зодчим. Доминанта комплекса заложена 22 мая 1720 г.
Факт:
Отличительная особенность Константиновского – необычная парадная арка из трех частей, авторства Н. Микетти. Есть легенда, что такое архитектурное решение очень впечатлило Растрелли. Позже под его влиянием он спроектировал арку Главного штаба.
Участок для строительства Константиновского тоже выбран не случайно. Стрельна была излюбленным местом загородного отдыха Петра I. Здесь он планировал возвести великолепный дворец и разбить огромный парк.
Однако мечты царя так и не сбылись. После тщательных гидрологических исследований выяснилось, что устройство фонтанов в Стрельне невозможно. Потребуется дорогая и сложная система водопроводов для подпитки накопительных бассейнов, способная удерживать воду на отметке в 10 м над уровнем моря. Дворец и сады перенесли чуть дальше на запад в Петергоф, где сегодня находятся знаменитый на весь мир Петродворец и его парки. Там же официально расположилась императорская резиденция.
16 июня 1720 г. в Стрельне заложен Большой (Константиновский) дворец, который Петр впоследствии подарил своей дочери – будущей императрице Елизавете. В разное время над ним трудились несколько архитекторов. Но в итоге здание дворца осталось недостроенным, а после смерти царя в 1725 г. все работы над «Русским Версалем» и вовсе прекратились.
Попытки завершить строительство предпринимались уже при Елизавете, дочери Петра. Проект доверили Бартоломео Растрелли, но и ему за 10 с лишним лет не удалось закончить дворец. Была выполнена перепланировка, построена одна из парадных лестниц.
Факт:
При возведении новых стен Растрелли использовал несколько кирпичей значительно большего размера, чем остальные. Их специально привезли из Латвии со стройки Рундальского дворца, над которым он работал в 1736-1740 гг.
От императорской резиденции к великокняжеским владениям
Со временем статус Большого дворца упразднили. В 1797 г. он перешел во владение Константина Павловича, который возобновил строительство и ремонт внутренних помещений. Над проектом начал работу известный архитектор Андрей Никифорович Воронихин – автор Казанского собора, Строгановской дачи, Горного института и других масштабных строек конца XVIII начала XIX вв.
Состояние дворца князя Константина было удручающим. По воспоминаниям современников на террасах росли деревья, из разбитых окон дуло, по коридорам гулял ветер.
В моду тогда вошел классицизм. Поэтому решили добавить интерьерам дворца больше античного стиля, как образца гармонии и строгости линий и форм. Однако почти всю работу уничтожил пожар 1803 г.
После этого реставрация продолжилась, но уже в большем масштабе. На помощь Воронихину князь Константин пригласил архитектора из Швеции Луиджи Руска. В результате облик дворца сильно изменился – появились бельведер и оранжереи, офицерская комната, канцелярия, квартиры адъютантов. В подвальной части оборудовали конюшню. Такая необычная перепланировка дворца объяснялась любовью князя Константина Павловича к военному делу. Поэтому здесь даже располагалась гауптвахта для проживания караула.
В 1847 г. его владельцем стал Константин Николаевич, сын императора Николая I. Снова началась масштабная реконструкция дворца. Над ней работали Христиан Филиппович Мейер, выпускник императорской академии художеств и Андрей Иванович Штакеншнейдер – автор Мариинского, Михайловского, Николаевского и многих других дворцов и сооружений в Санкт-Петербурге. Позже здесь проводила много времени семья княжеского сына – Константина Константиновича.
Большой Стрельнинский Дворец
Долгое время считалось, что свое название комплекс получил еще во времена Павла I, когда резиденция перешла к его сыну Константину. Однако никаких документальных подтверждений этой истории не найдено.
Современное обозначение фигурирует уже в советских бумагах. По предположениям историков дворец получил свое название по имени трех последних владельцев – князей Константинов. Нигде ранее оно не упоминается. До революции в октябре 1917 г. здание чаще именовали «Приморский Императорский дом» или «Загородный дворец Стрельна».
Революция и XX век
В 1913 г. произошло убийство греческого короля Георга I. Его вдова Ольга – дочь князя Константина Николаевича – бежала в Россию и проживала во дворце в специально приготовленных для нее апартаментах.
Семье Романовых Константиновский принадлежал вплоть до революции 1917 г. После он был конфискован Советской властью и объявлен памятником архитектуры, что спасло его от полного уничтожения. Однако со временем дворец ветшал. Ненадлежащая эксплуатация нанесла огромный урон конструкции самого здания. Сады и парки пришли в запустение.
Так, в конце 1920-х объект передали спецшколе-колонии для детей из репрессированных и многодетных семей. В комнатах дворца разместили классы, в Мраморном зале проходили спортивные занятия, парковую территорию частично заняли под огороды. В результате были утрачены уникальные паркетные полы Константиновского, пропали люстры, пострадало внутреннее убранство и лепнина, ценные вещи похитили. За парком дворца учителя и воспитанники ухаживали своими силами, но значительная его часть погибла. Деревья вырубили на дрова, цветущие кусты выкопали и продали, оранжереи пришли в упадок.
В 1937 г. здесь открыли санаторий. Позже здание передали курсам ВМФ.
Сильнее всего дворец и парк пострадали в годы войны. Сады разбомбили, а от Константиновского остался только остов. В 1941 г немцы, войдя в Стрельну, устроили здесь штаб и наблюдательный пункт. Пожары и мародерство превратили роскошный дворец в руины. Была полностью уничтожена Спасо-Преображенскую церковь, учебные помещения, оранжереи. В результате обрушения межэтажных перекрытий утрачено внутреннее убранство.
Но уже к 1950 г. здание дворца было восстановлено, в том числе силами курсантов Арктического училища. Помещения Константиновского переоборудованы под образовательные нужды, вновь сделана перепланировка. Восстановить удалось Мраморный и Голубой залы, и только благодаря сохранившимся документам. В остальном за основу проекта реконструкции был взят дворец Луиджи Руска. Но из-за недостаточного финансирования многие идеи архитектора упростили или вовсе отбросили. В этих стенах Арктическое училище располагалось до начала 90-х, когда с падением советской власти учреждение расформировали.
Новая беда пришла в 1986 г – в одном из чердачных помещений дворца произошло возгорание. Сильно пострадала кровля. На ее месте возвели временную, началась вторая реставрация, которая так и не была закончена.
После закрытия училища Константиновский снова пришел в упадок. Тогда его сохранением занялось «Общество охраны памятников», а сам дворец признали объектом исторического и культурного наследия и внесли в списки ЮНЕСКО.
Новая жизнь в XXI веке
Спасти здание и прилегающий парковый ансамбль удалось только в 2000 г. Тогда силами активистов добились постановки дворца на баланс Управления делами Президента. Началась полномасштабная реставрация, включавшая прилегающие парковые территории.
Уникальные работы во дворце проводились в полном соответствии с сохранившимися проектными чертежами и документацией. За основу брались воспоминания современников, фотографии, рисунки XVIII – XIX вв.
Удалось практически полностью восстановить облик фасадов, интерьеров, парка, углубить систему каналов. Уже тогда дворец готовили к проведению торжественных приемов на высшем уровне – к уже имеющимся постройкам добавились новые. На дворцово-парковой территории появился отель «Балтийская звезда», небольшой коттеджный поселок – «консульская деревня», пруды и фонтаны, пресс-центр.
Все работы в Константиновском были завершены в кратчайшие сроки. Уже через 1,5 года обновленный дворец распахнул двери перед первыми гостями. Открытие приурочили к торжественному празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Состоялось оно 30-31 мая 2003 г. Сегодня комплекс называется «Дворец конгрессов» и является резиденцией действующего Президента РФ. Здесь располагается музей, деловой центр, проходит саммит «ЕвразЭС», встречи «Россия – Евросоюз» и другие мероприятия.
Дворец сегодня
Величественное здание Константиновского в стиле барокко, – формирующий центр дворцово-паркового ансамбля. Для удобства имеет два парадных входа – Северный и Южный. Внутренняя планировка и убранство выполнены в соответствии с модой XIX в. Фасад дворца в точности восстановлен по чертежам Н. Микетти. Именно таким Константиновский был в эпоху Петра I, когда стиль барокко доминировал в архитектуре. Во дворце три главных зала: центральный Мраморный, Голубой – самый большой по площади и Бельведер, расположенный под башней дворца.
В последнем проводятся неофициальные встречи, поэтому обстановка помещения далека от классической. С него открывается прекрасный вид на залив, парк, Кронштадт и Санкт-Петербург, а сам интерьер стилизован под адмиральскую каюту.
В этом зале дворца можно увидеть корабельные рундуки, модели парусников, уникальный декоративный глобус, украшенный полудрагоценными камнями. Вдоль стен размещены шкафы с книгами и коллекциями морских редкостей.
В Мраморном зале Константиновского дворца, когда-то задуманным как тронный, проходят торжественные государственные мероприятия, награждения, вручения премий. В Голубом проводятся конференции, различные встречи и переговоры, устраиваются концерты.
Музейный комплекс
Чтобы оформить гостиные дворца сюда привезли более 40 художественных полотен, отобранных из собраний Эрмитажа, Русского музея и других фондов. В 2005 г. Константиновскому передали 4 картины, привезенные в Россию из Германии в рамках проекта по возвращению культурных ценностей.
Во дворце находится коллекция, собранная Мстиславом Ростроповичем и его супругой. Она включает произведения Бориса Григорьева и художников-эмигрантов первой волны, что является музейной редкостью. Представлены картины великих мастеров – Серова, Репина, Брюллова, Рериха и других.
Кроме того во дворце можно увидеть собрания серебра и фарфора, художественное стекло, старинные мебельные гарнитуры. Представлены необычные образцы декоративно-прикладного искусства и различные музейные редкости.
В подвалах дворца хранится уникальная винная коллекция, которая доступна для осмотра и дегустации. Традиция возродилась после 2003 г, когда венгерский премьер-министр преподнес российскому президенту собрание токийских вин.
Прилегающая территория
Окружение дворца оформлено в лучших традициях французского садово-паркового искусства. Именно такой задумывал Петр I свою императорскую резиденцию – в окружении фонтанов, каналов, цветников, газонов и скульптурных композиций.
Территория поделена на Нижний и Верхний парки, выполненные во французском и английском стилях соответственно. Благодаря обновленной системе каналов у дворца швартуются яхты и речные суда.
Музей-резиденция в Стрельне сегодня
В наше время Константиновский дворец не только выполняет роль места официальных встреч, но и остается действующим музеем. Ежегодно в Санкт-Петербург приезжают более ста тысяч туристов, чтобы своими глазами увидеть один из самых роскошных парковых ансамблей в мире.
Не менее привлекателен и сам дворец трех князей Константинов в Стрельне. Здесь проводятся массовые культурные и научные мероприятия, концерты, выставки. Все желающие могут посетить действующие экспозиции с экскурсией. По предварительному заказу возможно бронирование помещений дворца для проведения торжеств, свадеб, других праздников. Детям будет интересно посетить тематические выставки, специальные праздники, конкурсы и костюмированные балы.