Константин Сомов. Портрет Е. К. Сомовой.

7 мая 1924 года Константин СОМОВ начал работу над очередным портретом. На тот момент художник находился в Нью-Йорке, куда вместе с коллегами С. А. Виноградовым, И. Э. Грабарем и Ф. И. Захаровым приехал несколькими месяцами ранее для устройства выставки русского искусства. После ее закрытия он решил на некоторое время задержаться в Америке.

Жил художник на углу Бродвея и 137-й улицы, в квартире двоюродного племянника Е. И. Сомова. Его жена и была выбрана в качестве модели. «Начал работать овальный, поясной портрет Елены Константиновны, — сообщал он в Ленинград сестре А. А. Михайловой. — Заказов нет — пишу ее как упражнение».

О Е. К. Сомовой (1888—1969) известно не так уж много. Родилась в Петербурге. В 1915 году в Англии вышла замуж за Е. И. Сомова. С 1919-го жила с мужем в США. Супруги входили в число друзей С. В. Рахманинова, постоянно бывали на концертах музыканта в разных городах Америки и оставили воспоминания о нём.

Дневник Сомова и его письма к сестре говорят о большой симпатии художника к модели. «Она женщина без недостатков, умна, всегда приветлива, весела. Очень тактична и деликатна, много читала, любит и понимает все искусства», — отзывался он о своей родственнице. В комплиментарных тонах описал художник и ее внешность: «Она очень переменчива — бывает иногда замечательно интересной, в особенности по вечерам. У нее чудесные глаза и очень красивые волосы».

Ежедневные сеансы продолжались по три, четыре, пять часов. Модель позировала «героически». «Писать ее интересно», — признавался Сомов. Но интерес нередко уступал место творческим мукам. «Я в постоянном нервном волнении», «писал с отчаянием», «живопись ужасна…», — делился художник с сестрой.

Почти через месяц, 3-го июня, работа была завершена. «Я портрет с грехом пополам окончил, не так, как бы хотелось», — скромно оценил Сомов свой труд. Вместе с тем он отметил и достоинства картины: «Портрет вышел лучше многих мной написанных. Главное: и портрет, и она на нем красива, не хуже, чем в жизни».

Окружение модели результатом творческих усилий художника было «чрезвычайно» довольно. А сама она, по свидетельству Сомова, «считает портрет второй “Моной Лизой” и себе на нем страшно нравится».

К слову, именно супруги Сомовы познакомили художника с С. В. Рахманиновым и его и семьей. Мнение музыканта, «очарованного» портретом, безусловно, было очень лестным для его автора.

Из Америки Сомов, окончательно оставивший мысли о возвращении на родину, перебрался во Францию. Перед отъездом он подарил свою работу Елене Константиновне. «Было бы свинство не сделать этого, — писал он сестре. — Я ничем не мог бы их отблагодарить лучше».

Сомова хранила дорогой ей портрет без малого полвека. Но в конце жизни приняла решение расстаться с этой реликвией. В 1969 году согласно ее воле и при посредничестве князя Н. Д. Лобанова-Ростовского картина была передана в Русский музей.

_____________________________________________________
Константин Сомов. Портрет Е. К. Сомовой. 1924.

Подготовка публикации: Зеленая лампа, 07.05.2022

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?