Коноплянка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Коноплянка – село в 67 верстах к северо-западу от губернского города и 12 верстах к западу от уездного города, расположено в сырой, низменной местности, по берегам небольшой речки Орс. Кругом раскинулись леса и болота. Работы на лесных дачах составляют одно из главных занятий населения; земледелие же сильно затрудняется незначительностью душевого надела и малопригодностью почвы (глина и суглинок). В старинное время в большом количестве разводили коноплю; полагают, что и самое название села указывает на этот род занятий жителей. Старожилы рассказывают, что церковь была построена на так называемом «конопляном урочище», которое сплошь засевалось коноплёй. Как поселок, Коноплянка существовала еще в первой половине XVIII в., в количестве 22 дворов, но самостоятельного прихода не составляла, а была приходской деревней села Александровского-Борового. Приход был открыт вместе с построением церкви (в 1742 г.). Строителем её был один из представителей фамилии Апухтиных – Петр Иванович Апухтин, владевший поместьем в соседнем селе Воинове; освещение совершал Архиепископ Сарский и Подонский Платон.
Храм каменный (холодный), с главным приделом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы; в трапезе (теплой) устроены ещё два придела: во имя иконы Скорбящей Божьей Матери и во имя святых Апостолов Петра и Павла. Не смотря на значительную древность храм, остается в своем первоначальном виде, так как никакому капитальному ремонту не подвергался. От времени его построения хранится большое напрестольное Евангелие, пожертвованное строителем в 1744 г. Другая святыня храма – глубоко чтимая здесь икона Скорбящей Божьей Матери. Икона эта была написана дворовым человеком Апухтиных в благодарность за исцеление от болезни; в 1833 г. для неё была сооружена сребро-позлащенная риза в память избавления от холеры (посетившей тогда всю округу, но миновавшей Коноплянку). Замечательно, что с давних пор в пении акафистов, совершаемых пред этой иконой, принимают участие все женщины и девушки, присутствующие в храме. При ней же хранится серебряный крест с частицами мощей святых Моисея Угрина и Дмитрия Ростовского, привезенный строителями из Киева в 1741 г.
Как на древность можно еще указать на антиминс, священнодействованный Амвросием, Архиепископом Московским и Калужским, в 1768 г., и находящийся теперь в педеле святых Апостолов Петра и Павла. На одной из стен храма прибита медная дощечка (с иконой над ней), обозначающее место погребения П.П. Апухтина (сына храмосоздателя) и его супруги Екатерины Алексеевны Апухтиной, отличавшейся почти подвижническим благочестием. В 1876 г. приход с. Коноплянки был закрыт и приписан к церкви с. Борового. В таком положении он находился до 1897 г., когда по ходатайству прихожан, был открыт снова. В настоящее время в состав его кроме села входят деревни: Прилепы, Свистово и Рылово (последняя Калужской губернии); всех душ мужского и женского пола – 1056. Причт – их двух лиц: священника и псаломщика; 36 дес. церковной земли и 400 руб. казенного жалования. В 1896 г. в селе была открыта школа грамоты. Одновременно с восстановлением Коноплянского прихода к нему приписано было соседнее село Воиново (в 2-х верстах).
Источник: Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I. – Орёл, 1905 г. — с. 34-35

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?