Коневец, остров. Рождества Пресвятой Богородицы Коневский монастырь.

В конце 14 века инок Арсений, уроженец Великого Новгорода, пришёл со Святой горы Афон в далёкие северные земли с тем, чтобы здесь, на одном из ладожских островов, основать обитель во имя Пресвятой Богородицы. Долгое время провёл он скитаясь по Ладожскому озеру и ища место для монашеского жития. Так в 1393 году прибыл Арсений на остров Коневец, находящийся в северной части Ладожского озера, у западного его берега. Арсений поселяется на острове и проживает на нём несколько лет в полном уединении от мира. Прослышав о славе одинокого подвижника, к нему постепенно начинают стекаться ученики, составляя тем самым первую монашескую братию. С этого времени начинает свою жизнь Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.
За более чем 600 лет своей истории переживал монастырь и славные, и печальные времена. Дважды подвергалась обитель разорению от шведов, один раз в 16 и второй раз в 17 веке. С 1944 по 1990 годы монастырь был закрыт, на территории острова расположились военно-морская часть и закрытый испытательный полигон, а братия была вынуждена искать спасение в эвакуации в Финляндии. Монастырские земли передали церкви только в 1991г. Остатки военной базы до сих пор находятся на острове, но остался ли там кто из военных не знаю (К.Ф.)
К сожалению, ввиду неоднократного разорения обители в 16 и 17 веках шведами, ни одной постройки, относящейся к древнему периоду истории Коневского монастыря, на острове не сохранилось. Строительство Коневского монастыря началось сразу же по возобновлении обители в 1721 году и продолжалось вплоть до начала 20 столетия. Основная часть монастырских зданий, включая монастырское каре и главный соборный храм во имя Рождества Богородицы, была сооружена в первой половине 19 века. В настоящий момент (2003 г.) комплекс монастырских зданий, сильно пострадавший за годы запустения монастыря в советское время, реставрируется.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809). Старейшая по времени основания постройка обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Строительство ныне существующего собора началось в 1800 году на месте на месте обветшавшего храма 15 века, по проекту насельника обители иеромонаха Сильвестра. В проекте была сохранена общая композиция постройки, предложенная архитектором С.Г. Ивановым в составленном им первоначальном плане собора, но завершение и отделку храма решено было выполнить в стиле провинциального барокко. Строительство совершалось на пожертвования благотворителей. В 1802г. — освящен престол в честь Сретения Господня в нижней церкви нового собора. 1809г. — освящен престол верхней церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В итоге получился крестово-купольный храм с восьмью квадратными столбами. Собор напоминает монументальные храмы русской провинции с. 18 в. Заметны черты древнерусского зодчества: расположение алтаря, средней части храма и притвора на одной оси; пятиглавие; отсутствие какой-либо ордерной системы в наружном декоре; наличники окон в виде «бровок». Форма глав собора, некоторые детали обрамления оконных проемов характерны для стиля барокко. На рубеже 60-70 гг. ХIХ века к собору пристроена паперть с башней (использованы проекты И.Б. Слупского и частично А.М. Горностаева). В 1830г. освящен южный придел в честь Коневской иконы Божией Матери. Нижний храм в настоящий момент отреставрирован и в нем совершаются регулярные богослужения. Стены побелены и обвешаны иконами современного письма. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому в настоящее время не действует, ожидая своего восстановления (информация на 1998г.) От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. В настоящий момент в соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и чудотворная икона Коневской Божией Матери.
В башенках монастырского каре были церкви Никольская (1719г.) и преподобного Арсения Коневского (1849г.) — сейчас восстанавливаются.
Коневский скит (1876). Ещё с борта корабля, приближающегося к Коневцу, на некотором расстоянии справа от причала ближе к юго-западной оконечности острова отчетливо просматриваются каменные строения. Это скит во имя Коневской иконы Божией Матери, расположенный на самом берегу Владычной бухты на месте первого монастыря, построенного ещё самим Арсением в 1398 году. Вначале на этом месте стояла лишь небольшая памятная часовня. Только в 1874 году приступили к строительству скита по проекту И. Б. Слупского. Великолепная по своему внешнему виду и убранству церковь, возведённая в кирпиче на мощном гранитном цоколе, явилась центром композиции. Она представляет собой небольшой белокаменный бесстолпный храм, который венчает традиционное для русских церквей пятиглавие. Центральный купол является непропорционально большим по отношению к остальной постройке, что, тем не менее, придает всей церкви красивый внешний вид. Остальные купола небольшие, увенчаны маленькими луковичным главками. С западной стороны к церкви пристроена небольшая колокольня в один ярус, которую завершает четырёхскатная, увенчанная небольшой луковичной главкой, шатровая крыша. Во всём архитектурном облике храма явно прослеживается дань увлечению «русско-византийским» стилем в тот период времени. Некогда внутри церкви сохранялось богатое внутреннее убранство, из которого особенно выделялся резной, сделанный под малахит, иконостас.
Казанский скит (1794-1796). Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святая. Это самая высокая точка о. Коневец, высота горы составляет в самой высокой точке 34 метра. Как повествует нам житие преп. Арсения, Арсений по прибытии на о. Коневец в 1393 году вначале поселился именно здесь, прожив на вершине Св. горы около 3-х лет в уединении и лишь затем, в 1396 году, перешёл жить на берег Ладоги, на место, где сейчас находится Коневский скит, а до этого стоял первый основанный Арсением монастырь и церковь во имя Рождества Богородицы. Некоторое время спустя, ещё при жизни самого Арсения, на Св. горе состоялось явление Богородицы старцу Иоакиму, ученику Арсения. А было это так. В один из годов Арсений решил совершить второе путешествие на Св. гору Афон, с тем чтобы ещё раз посетить тамошние святыни и проведать братию, вместе с которой он прожил некоторое время, прежде чем придти на о. Коневец. Так получилось, что во время отсутствия Арсения на Коневце случился страшный неурожай. Братия стала терпеть большую нужду, так что некоторые из монахов стали роптать и вознамерились покинуть обитель. Один из преданных учеников Арсения, старец Иоаким, видя великое смущение среди братии, удалился на время из монастыря и уединился на горе в глубине острова, той самой, на которой жил и молился преподобный Арсений по прибытии на остров. Проведя некоторое время в посте и молитве, старец уснул. Во время сна ему явилась сама Богородица и сказала такие слова: «Не скорби, старче, но скажи братии, чтобы не расходилась с сего места, ибо вскоре будет к вам слуга мой Арсений с обилием всего нужного для обители». Старец поспешил вернуться назад к братии и рассказал о чудесном явлении ему Богородицы и передал сказанные Ею слова. На следующий же день приплыл и сам Арсений на двух больших судах из Новгорода, привезя с собой множество припасов. Видя такое чудесное явление братия возблагодарила Небесную Владычицу за явленное Ею чудо и по благословлению Арсения поставила в память об этом событии на месте явления Богородицы старцу Иоакиму крест и икону. Гора получила название Святой, позже на месте креста была поставлена небольшая часовня, а затем, в конце XVIII века, на вершине самой горы устроен скит во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Часовня Успения Божией Матери (1899) по праву считается самой красивой деревянной постройкой обители. Она выдержана в формах русского стиля: крыльцо, шатер, луковичная главка с крестом. Построена она была в 1899 году взамен деревянного поклонного креста, который был сломан бурей. При входе в часовню помещены изображения преподобного Арсения и святителя Евфимия Новгородского, с восточной стороны доныне сохраняется остатки образа Воскресения Христова. Часовня была недавно полностью отреставрирована и восстановлена. Внутренне убранство часовни не сохранилось.
Часовня на Конь-камне (1895). Конь-камень — огромный валун серого гранита размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров — бесспорно является одной из главных достопримечательностей о. Коневец. Это единственный таких больших размеров камень на Коневце, весит он более 750 тонн. Когда-то, много тысяч лет назад, он был принесён сюда ледником со Скандинавских гор и, когда ледник растаял, так и остался лежать на своём месте. В историческом отношении этот огромный камень запечатлен как древний памятник народного суеверия, по которому он и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом (хотя финны еще очень долго после этого называли остров просто Рантасаари — Прибрежный остров). Много лет назад, ещё до прихода на остров преподобного Арсения, этот камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители, которые использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей, приносили на этом камне в жертву коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как гласит придание, обитали в этом камне. Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, должно быть еще застал остатки этого гнусного обычая. Пришедши на Конь-камень преподобный Арсений нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений здесь в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил камень святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь с острова к противоположному выборгскому берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой. Начиная с этого времени, как гласит предание, на Коневце не водятся змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей!). В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители. Затем, во времена запустения обители, часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при настоятеле Иларионе. Часовня была высотой около 3 метров, с небольшой галереей. Внутри находились «простой работы» иконы и деревянный крест. Нынешняя часовня с красивыми оконными наличниками, украшенными пропильной резьбой, построена в 1895 году и в настоящей момент полностью восстановлена. Подняться в часовню можно по пристроенной к Конь-камню деревянной лестнице. Изнутри часовня не имеет особых украшений, стены и потолок выкрашены простой белой краской. Лишь на восточной стене, прямо напротив входа, помещены две иконы современного письма: одна Божией Матери Коневской, другая преп. Арсения. Перед иконами стоит аналой для чтеца.
Часовня Николая Чудотворца (1815). Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году при игумене Иларионе. Внутри неё, напротив двери, от пола до потолка стояло распятие. По традиции прибывавшие на остров паломники совершали в ней небольшой молебен о благополучном прибытии на остров (Св. Николай считается покровителем всех плавающих и путешествующих) и часовня, тускло освещаемая несколькими лампадами, мгновенно наполнялась ярким светом от множества свечей, поставленных паломниками.
Источники информации: официальный сайт монастыря, книга Православные обители России, путеводитель, М., 1998 и личные впечатления лета 2003г.

Коневский Рождественский монастырь, 3 класса, общежительный, на острове Коневце, в северо-запападной части Ладожского озера. Основан преподобным Арсением (см. 12 июня), который, прибыв в 1393 году на остров, для уединенной жизни, первоначально поселился на горе в дремучем лесу, водрузив здесь крест и при нем создал келью; через год преподобный перешел на юго-западный берег к бухте, называемой «Владычная лахта» и с несколькими учениками около 3 лет проводил здесь скитскую жизнь, а затем построил небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь теперь находится Коневский скит. В 1421 году, вследствие наводнения, вода достигла самого храма, и это побудило преподобного перенести обитель на более возвышенное место, где она и ныне. В 1577 году монастырь подвергся разорению от шведов, и иноки его переселились в Деревяницкий монастырь (см. Новгородскую епархию); возвратившись обратно, по восстановлении монастыря в 1549 году, иноки в 1610 году снова должны были, вследствие передачи Корельского края шведам, переселиться в Деревяницкий монастырь.
С тех пор остров Коневец находился в запустении более 100 лет, пока император Петр I не возвратил России Корелию; тогда, по просьбе Деревяницкого архиепископа Иоаникия, в 1718 году, остров Коневец был приписан к Деревяницкому монастырю и последний восстановил Коневский монастырь, который с 1760 года был признан самостоятельным, а в 1825 году возведен в степень 3 класса. Теперешние здания монастыря — позднейшего происхождения. В центре их величественно подымается двухэтажный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В нижнем монастырском храме в честь Сретения Господня находятся главные святыни обители: на левой стороне у входа почивают под спудом святые мощи преподобного Арсения, над которыми возвышается серебряная изящной отделки рака; близ левого клироса находится Коневская чудотворная икона Божией Матери, (называемая в ходовых у иконописцев прорисях ее и ее списков также и Голубицкой); со времени именуемая Коневской, с возвращения ее из Санкт-Петербурга в монастырь (см. 10 июля), отовсюду стали стекаться сюда к ней на поклонение, с мольбою о своих нуждах, люди благочестивые, и многие из них получали и ныне получают «вся благая и полезная», по их вере к Усердной Заступнице; на этой святой иконе к венцу изображенного на ней Богомладенца привешен золотой складень с частью ризы Господней. В Сретенском же храме на пьедестале хранится часть ризы Богоматери в серебряном ковчеге и деревянный ковш, оправленный в серебро, бывший в употреблении у преподобного Арсения. В монастырской церкви во имя святого Николая чудотворца весьма замечателен древний иконостас; он содержит в себе исключительно изображения событий из жизни святителя.
Священным и лучшим местом Коневского монастыря почитается «Святая гора». На ее высотах положено было преподобным Арсением начало селения монашеского. На ней, в годину искушения, было утешительное явление Божией Матери старцу Иоакиму, почему гора и получила название «Святой». Здесь находится устроенный еще в 1796 году Святогорский скит с каменной церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Около него находится громадный отрывок серого гранита, служащий предметом почитания для окрестных жителей. Устрашаемые бесовскими действиями, они ежегодно приносили ему в жертву одного коня, чтобы духи охраняли их скот, приводимый сюда для прокормления. От этого суеверного обычая и самый камень получил название «Конь-Камень», а от него и остров свое имя «Коневец». Преподобный Арсений, узнав об этом от одного благочестивого рыбака, всю ночь провел на молитве, а утром с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы пришел с учениками к камню и, по молитве, окропил его святой водой; тогда, по преданию, в виде воронов полетели с острова духи на противоположный Выборгский берег, в глубокую лахту, сохранившую по настоящее время название «Чертова лахта».
Ежегодно 12 июня совершается из монастыря крестный ход к Святой горе, а 10 июля в Коневский скит на Владычной лахте. Возвращение святой чудотворной Коневской иконы в город Коневец празднуется 3 сентября. При монастыре странноприимница и две гостиницы для богомольцев. Монастырю принадлежит в Санкт-Петербурге (на Загородном проспекте) часовня, в которой находится список с Коневской иконы Божией Матери.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Архитектурный ансамбль Коневецкого Рождественского монастыря находится на острове Коневец в западной части Ладожского озера, в пределах нынешнего Приозерского района. До основания монастыря остров был почти необитаем, только карелы на летний период привозили сюда скот на пастбища. В 1393 г. монах Арсений при поддержке новгородского архиепископа Евфимия основал на острове монастырь. Деревянная келья Арсения и первые постройки (скит, церковь и кельи с оградой) располагались на берегу острова у Владычной лахты (бухты). Однако при подъеме воды в Ладожском озере их затопляло, а потому через четверть века монастырь перенесли в глубь острова. В XVI—XVII вв. ансамбль несколько раз горел, был разрушен шведами, захватившими остров, и с 1718 г. по специальному указу Петра I восстанавливается практически заново. Пожар 70-х годов XVIII в. снова уничтожил весь архитектурный ансамбль.
Сохранившиеся памятники монастыря восходят к последней четверти XVIII в. и более поздним периодам строительства на острове. На пожертвования императрицы Елизаветы Петровны была восстановлена деревянная Никольская церковь, а с 1766 г. на древних фундаментах возводится каменный трехнефный собор, увенчанный деревянным куполом с главой, и отдельно стоящая колокольня с шатровой кровлей. Новый строительный этап начался в 1792—1796 гг., когда на горе, на месте часовни св. Арсения, сооружается церковь с колокольней и келейные корпуса. К концу XVIII в. относится строительство деревянной двухэтажной гостиницы с мезонином, ряда служебных корпусов и деревянной пристани.
Весьма интересно объемное решение монастырского ансамбля, а также его выразительный силуэт. Над протяженными белыми фасадами келейных корпусов возвышается пирамидальная группа собора и колокольня, а для поддержания центральных доминант строители вводят вертикали — башни, но более низкие, фланкирующие ансамбль по углам. Эти расположенные по углам каре невысокие, квадратные в плане постройки под широкими шатровыми кровлями нарушают монотонность горизонтально расположенных зданий. Стены башен обработаны по углам пилястрами и завершаются фронтонами. Карниз первого этажа башен с зубцами переходит на стены монастырских корпусов. Над восточными воротами ансамбля в башне размещена библиотека. Измельченный декор этой башни отличает ее от других. Рождественский собор Рождественский собор, возведенный в 1766 г., был мал, а поэтому в 1799 г. начинают строить новое здание собора. Проект его создан монахом Сильвестром, руководившим впоследствии и строительством собора. Пятиглавый собор с двумя боковыми приделами имеет три выступа алтарных апсид, на западный фасад вынесен портал XIX в., увенчанный башней с главкой. Вначале главы собора были вызолочены по медному покрытию, а позднее окрашены. Здание Рождественского собора играет роль композиционного центра, архитектурной доминанты ансамбля, возвышаясь над низкими келейными корпусами. Внутреннее композиционное построение собора отражено в членении его стен рустованными пилястрами и карнизом между первым и вторым этажами. Фасады здания украшают фронтоны и окна с наличниками сложного дугообразного профиля. Интерьер в нижнем, подклетном, этаже сумрачен и плохо освещен. Стены расположенного здесь храма Сретения украшены росписями орнаментального характера. В алтарной части установлен иконостас красного дерева. Иконы, упоминаемые в описаниях монастыря, принадлежали кисти известного русского и украинского живописца В.Л. Боровиковского. Интерьер церкви Рождества Богородицы, расположенной на верхнем этаже, отличается большой пышностью и залит светом. Стены ее, столбы, купол покрыты богатыми росписями. В куполе изображен вседержитель, на столбах — апостолы и святители, на стенах — композиции на сюжеты из Нового завета. Белый резной иконостас и бронзовая люстра удачно дополняли убранство интерьера этой церкви. Работы по отделке собора были завершены в 1809 г. Колокольня Над западными воротами в монастыре была сооружена (1799—1806 гг.) четырехъярусная колокольня высотой 35 м. Она декорирована пилястрами по углам. Нижний ее ярус занят проездной аркой, северный и южный фасады ступенчато уменьшающегося второго яруса удачно оформлены окнами и фронтончиками. Восьмигранный в плане третий ярус по каждой стороне имеет арку и завершен раскрепованным карнизом. Колокольня увенчана низким шатром с фигурной главкой, у основания которого расположены фронтончики с круглыми окнами. Служебные корпуса Западная группа служебных корпусов строится одновременно с собором. В них разместилась трапезная, кухня, хлебопекарня, жилые кельи. Здания эти перекрывались двускатной кровлей, они подчеркнуто суровы и лишены декоративного убранства. Северная группа служебных корпусов включает здания разного хозяйственного назначения: хлебный сводчатый амбар, больницу, кладовые. Все постройки одно-двухэтажные, оштукатуренные, с очень просто оформленными фасадами. Стены их намеренно утолщены; окна невелики и напоминают бойницы. Сооружения эти растянуты в линию, образуя сплошную каменную стену, создающую как бы защитный фронт с севера. В 1813 г. в юго-восточном углу Коневецкого монастыря сооружается Никольская церковь, а через год строительство келейных корпусов вокруг монастырского собора завершается. Замкнув двор в каре, они образовали законченный архитектурный ансамбль, повторив в Коневце прием организации внутреннего пространства оборонительных и монастырских ансамблей древнерусской архитектуры. В XIX столетии над четырьмя симметрично расположенными флигелями большого монастырского каре были надстроены вторые этажи, а в северо-восточной башне устроена церковь св. Арсения. К тому же столетию относится также возведение каменной церкви в Святогорском ските, ремонт находившихся там зданий, сооружение новой гавани с волнорезом, строительство двух гостиничных корпусов — каменного и деревянного. Святогорский скит Святогорский скит — второй архитектурный ансамбль на острове Коневец, созданный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой группу удачно скомпонованных зданий, органично вписанных в пейзаж. Ансамбль скита как бы повторяет планировку главного монастыря. В центре его расположена небольшая одноглавая каменная церковь с пониженной апсидой. К западу от упомянутой церкви возведена колокольня. Все культовые постройки окружены по периметру низкими келейными корпусами. Казанский скит На берегу залива находится Казанский скит — самые поздние сооружения Коневецкого ансамбля. Построенные в 1870—1880 гг. часовня и жилые корпуса отличаются ярко выраженными чертами эклектизма и могут рассматриваться лишь как обособленная составная часть архитектурного ансамбля, создававшегося в течение ряда столетий.По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной «Памятники архитектуры Ленинградской области», Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г.

История монастыря в ХХ веке
22 декабря 1917 года ВЦИК РСФСР признал независимость Финляндии. Коневец оказался на территории новообразованного государства. То, что монастырь попал под юрисдикцию Финляндии, спасло его от закрытия и разграбления, позволило ещё в течение двадцати с лишним лет сохранить здесь традиции монашества. С Россией, естественно, связь прервалась. Коневец являлся приграничной зоной и на нём разместился штаб 3-й батареи береговой артиллерии финской армии. Приходилось приноравливаться к новым условиям. Некоторые иноки даже ходатайствовали о предоставлении им финского гражданства. Основные усилия братии в это время были направлены, как когда-то века назад, на выживание монастыря. Скромную арендную плату вносили военные, расположившиеся в монастырских зданиях, статьёй дохода являлась также поставка продуктов и дров на нужды армии. Кормились иноки в основном за счёт натурального хозяйства, отнимавшего, учитывая сложные природные условия Коневца, много сил и времени. Важным нововведением стало устройство игуменом Маврикием, тогдашним настоятелем обители, двухклассной школы для детей финских военных, расквартированных на острове. Мирное существование иноков нарушалось противоречивыми слухами, доходившими из советской России.
Всю вторую половину 1930-х годов Финляндия жила в ожидании войны с СССР и готовилась к ней. 30 ноября 1939 года войска Красной Армии перешли советско-финскую границу. В Коневском монастыре ещё за месяц до начала военных действий были упакованы и подготовлены к эвакуации все иконы, утварь из ризницы (из храмов, однако, иконы не убирали). Ящики с монастырскими ценностями перевезли в Кякисалми (Приозёрск), а затем — в Куопио. Сами монахи во время войны находились на Коневце. Когда случались особенно сильные бомбёжки, братия собиралась в храме на молитву. Ни одна бомбёжка не принесла существенного вреда ни зданиям монастыря, ни его насельникам — никто из иноков даже не был ранен. 13 марта 1940 года «зимняя война» окончилась. Коневец (равно как и Карельский перешеек, а также часть территории Финляндии к северу от Ладожского озера) отошёл к Советскому Союзу. Отслужив в последний раз молебен перед Коневской иконой Божией Матери, монастырская братия покинула остров. Вместе с собою монахи увозили и Коневскую икону. Хранить остров, как и прежде, остались мощи преподобного Арсения, сокрытые под спудом. Покинуть в монастыре пришлось многое: почти всю утварь, иконы, которые находились на момент эвакуации в храмах, библиотеку, собиравшуюся не одно десятилетие. Несколько месяцев эвакуированный монастырь пребывал в стенах народной школы в Хуапананкоски.
Весной 1940 года стараниями игумена Маврикия была приобретена усадьба Хиекка на берегу Нилаккаярви. Сюда переехали монахи. Жизнь обители на новом месте более напоминала жизнь сельскохозяйственной артели. Пришлось даже несколько упростить монастырский устав, ибо все силы отнимало налаживание хозяйства. Осенью 1941 года, после того как финские части вновь заняли Коневец, игумен Маврикий и двое иеромонахов возвратились на остров. Двое из монашеского «десанта» — священноиноки Адриан и Максим — оставались на острове вплоть до 19 августа 1944 года, когда Коневец опять, на сей раз навсегда, отошёл к России.
В 1955 году «Ново-Коневский» монастырь в Финляндии прекратил своё существование. Оставшиеся монахи (к началу 1950-х годов их было всего 9 человек) переселились в Ново-Валаамский монастырь. А на Коневце в это время размещалась военно-морская база, засекреченный объёкт. Остров, где некогда радушно принимали путешественников и паломников, был отгорожен от внешнего мира колючей проволокой, в его акватории запрещался проход гражданских судов. Здания монастыря разрушались или переделывались под нужды новых обитателей Коневца (так, в братской трапезной расположился клуб, а кладбище «переоборудовали» под спортивную площадку). Легко представить себе, что открылось взору монахов, прибывших восстанавливать обитель в 1991 году, после десятилетий такого «хозяйствования».
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №48, 2009 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?