Комплекс конюшен в Марьинке

#конюшни
Марьинка. Московская область. Ступинский район. Усадьба Хлоповых‐Бутурлиных. Конюшенный комплекс. 1780-е годы.

Комплекс конюшен в Марьинке — незаурядное архитектурное произведение, выдержанное в романтизированных готических формах. Является самой значительной уцелевшей частью усадьбы. В советское время утрачен главный дом, парковые постройки и ворота усадьбы, выстроенные в готических формах.

В литературе конюшни в Марьинке называют конным двором, что не является верным. Марьинка — старинная вотчина дворян Хлоповых. По одной из легенд, название села происходит от имени Марии Хлоповой, несостоявшейся жены царя Фёдора Алексеевича. В 1730 году Марьинка в качестве приданого переходит к Д.И. Бутурлину, при котором был выстроен усадебный комплекс, включающий церковь, главный дом, конный двор и службы, разбит парк.

Конный комплекс из двух конюшенных корпусов возведён в 1780-е годы. Существует версия, что его автором был выдающийся архитектор Василий Иванович Баженов, впрочем, не подтверждённая документами. Здания выстроены из кирпича с использованием белого камня в декоре.

Конный комплекс поставлен в восточной части обширного парадного двора, в центре которого размещался главный дом, и замыкает прямую парковую аллею, начинающуюся от въездных ворот на восточной оконечности усадебной территории.

Композиция комплекса не совсем обычна. Он не замкнут и состоит из двух одинаковых г-образных в плане и зеркально симметричных корпусов с круглыми башнями. Корпуса служат своеобразными пропилеями при въезде в центральную часть усадьбы.

Каждый корпус состоит из двух протяжённых одноэтажных объёмов конюшен. По торцам и на углу расположены три круглые башни. Угловая башня по высоте равна конюшням. На торцах корпусов поставлены более эффектные двухэтажные цилиндрические башни, к каждой из которых примыкают по две малые башенки значительно меньшего диаметра, но большей высоты. Эти оригинальные сооружения обогащают объёмную композицию комплекса и формируют выразительный «готический» силуэт.

Стены завершены белокаменным карнизом на вытянутых кронштейнах, сближенных по трое. На протяжённых фасадах в мерном ритме расположены проёмы со стрельчатыми перемычками без обрамлений. На угловой ротонде окна чуть шире и заключены в узкие профилированные наличники.

Декор башен немного отличается. По верху стен здесь проходит антаблемент с карнизом-астрагалом, профилированным архитравом и широким фризом, поверхность которого поддерживающими карниз кронштейнами разделена на прямоугольный филёнки. Проёмы нижнего этажа — со стрельчатыми перемычками, в профилированных рамах. Окна второго этажа круглые (на малых башнях овальные) с четвертью, некоторые ложные. Верхний ярус малых башен глухой, завершён карнизом и украшен наложенными на стену плоскими обелисками и оригинальными элементами в виде перевёрнутого сердечка с вытянутым остриём. Над венчающим карнизом ещё недавно сохранялся арочный белокаменный парапет.

Сейчас все башни имеют позднее коническое покрытие, но прежде малые завершались купольными кровлями со шпилем. Форма завершений больших башен неизвестна; венчающий одну их них деревянный восьмерик, очевидно, относится к советскому времени.

Внутри каждое из прямоугольных крыльев обоих корпусов представляет собой единое пространство без перегородок, в котором располагались стойла.

Фото Андрей Чекмарев

Каталог конных комплексов России, являющихся объектами культурного наследия. М.: ГИИ, АУИПИК, ВООПИИК, 2018.

#Московская_область #конные_комплексы #псевдоготика #XVIII #свод_памятников

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?