Колычево. Церковь Воскресения Словущего.

Село Колычево получило свое название от фамилии боярского рода Колычевых, ведущих свою родословную с конца 14 века и владевших окрестными землями вплоть до конца 16 века, когда село было передано московскому Богоявленскому монастырю по завещанию Г.И. Колычева. При Екатерине Великой селу был пожалован статус города, и оно стало называться Никитск. Однако в 1802 г. город вновь стал селом Колычевым. Изначально на этом месте на высоком берегу Пахры стояла деревянная Воскресенская церковь, которую в 1692 году сменила нынешняя кирпичная пятиглавая. В конце 18 века был перестроен верх четверика. В 1833-34 гг. была пристроена теплая трапезная в двумя приделами — северным во имя Архистратига Михаила и южным во имя Всемилостивого Спаса. 29 августа 1871 г. была заложена, а в 1873 г. закончена постройкой колокольня во имя Казанской Иконы Божией Матери. С конца XIX века при храме работала школа в специально построенном здании.
В 1934 г. церковь закрыли, и она стала использоваться для хозяйственных нужд, в частности колокольня некоторое время служила водонапорной башней. Передача церкви РПЦ состоялась в 1992 г., а регулярные богослужения возобновились в 1996 г.
Церковь активно реставрируется. Восстановлено внешнее убранство, росписи маслом на библейские темы в трапезной. Судя по табличке на воротах, каноническое название — церковь Воскресения Словущего.

Проект новой колокольни в псевдорусском стиле разработан выпускником Московского дворцового архитектурного училища Владиславом Францевичем Сикорским. Под его наблюдением она и строилась на средства, пожертвованные С.Т. Сорокиным и бывшим крестьянином д. Киселиха Дмитрием Федоровичем Баклышовым. Первые ее два яруса в плане имели форму квадрата и выложены были из кирпича, проложенного для прочности белой лещадью. Верхний ярус имел вид правильного восьмигранника, здесь разместили 8 колоколов, самый большой из которых весил 258 пудов, второй — 90 и третий, «вседневный» более 50 пудов.
http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/kolychevo.htm

Основная часть восстановительных работ Воскресенского храма с. Колычево, выполненных архитектором Иваном Канаевым, связана с интерьером храма, его внутренним убранством. Это проектирование трех иконостасов: одного главного и двух придельных, киотов, клиросов, хоров, крещальной купели, свечного ящика. Все орнаменты золоченой деревянной резьбы были детально прорисованы автором в натуральную величину. Часть проектных работ касались внешнего вида храма и территории. Это цветовое решение фасадов храма, кованые ворота и ограждения, некоторые постройки на территории храма.
После большевистского разорения храма от его внутреннего убранства не осталось ничего, кроме небольшого облупившегося фрагмента поздней орнаментальной росписи арки в алтаре южного придела. Фотографий, графической информации об интерьере храма также не сохранилось. По имеющимся текстовым описаниям трудно представить его былой интерьер. Все внутри храма проектировалось и создавалось заново. Год постройки древней части Воскресенского храма — 1697, конец 17 века. Поэтому и воссозданный интерьер храма в основном соответствует стилю 17 века. Резное убранство храма выполнялось на основе образцов резьбы 17 века. Среди современных росписей храма, выполненных разными художниками, особенно хочется отметить работу художника-иконописца Андрея Боярова. Им расписан интерьер четверика (центральной части храма), в настоящее время он занят росписью притвора. Его роспись также соответствует стилю храмовых росписей 17 века и гармонично сочетается с резным декором иконостасов, киотов и др. Храм снаружи и внутри в основном смотрится как единое произведение в стиле одного времени, при этом даже не сразу бросается в глаза стилистическое несоответствие икон в главном иконостасе и некоторые другие огрехи. Специалисты знают, как непросто и даже невозможно бывает привести все к единому стилю, когда работы вынужденно выполняются разными мастерами, каждый из которых привык работать по-своему. Но несмотря на имеющиеся недостатки, работу в целом все же следует считать удачной.
http://ikanaev.ru/Kolychev.html

В церкви с. Колычево хранится ценная реликвия — медный лист, на котором довольно отчетливо вычеканено следующее:
«Сей памятник написан апреля 6 дня 1863 года.
I. Храм сей Воскресения Христова Подольского уезда в селе Колычеве, бывшем в прежние времена в вотчине бояр Колычевых — ближайших родственников угодника Божия святителя Филиппа Колычева митрополита Московского, построен усердием прихожан в 1697 году.
II. Трапезная церковь с теплыми приделами Спасским и Архангельским устроена в 1834 году при священнике Алексее Афанасьевиче Смирнове и церковном старосте Иване Фотиеве.
III. Новый иконостас с св. престолом в холодной Воскресенской церкви устроен в 1858 году и храм освящен полным освящением того же года ноября 2 дня при священнике благочинном Василии Ивановиче Кудрявцеве стараниями попечителя храма удельной д. Шестовой крестьянина Сергея Тихонова Сорокина.
IV. Придельный Спасский иконостас возобновлен и освящен 1860 года ноября 13 дня при том же священнике В. И. Кудрявцеве тщанием церковного старосты того же крестьянина С.Т. Сорокина.
V. 1862 года с 28 апреля на 29 в первом часу ночи Божиим посещением во время сильной грозы упавшею молниею пробит был в холодной церкви свод с правой стороны над иконостасом, опалены в нескольких местах Воскресенский, Спасский и частично поврежден Архангельский иконостасы и выбиты 64 оконных стекла, но к удивлению и славе Божией огонь, как бы лишившись свойства своего, ничего не истребил горением, даже легкий газовый завес перед темницею Христа Спасителя, сбитый с места молниею на пол, остался невредим».
В этом памятнике отражены основные события в истории храма, но не все. Дополним же его…
За триста лет до каменного храма существовала здесь деревянная церковь, стоявшая в 10 саженях северо-восточнее настоящего храма. Видимо, она была тоже Воскресенской, о чем свидетельствует завещание 1570 года одного из владельцев села. Прошло более ста лет, приход вырос, ему стало по плечу строительство каменной церкви. Правда, размерами она по нынешним временам была небольшой. Стены ее выполнены гладкими, украшенными в верхней части традиционным орнаментом из белого камня, венчали церковь пять глав с восьмиконечными крестами и цепями. Рядом возвышалась каменная колокольня. На месте престола ранее существовавшего деревянного храма была поставлена каменная часовня.
К 1812 г. в ее приходе насчитывалось 267 дворов и 2378 прихожан обоего пола. Во время военных действий французы церковь ограбили, но после ухода неприятеля она 16 ноября 1812 г. была освящена.
Вскоре к церкви пристроили квадратную теплую трапезную с входом с южной стороны и двумя приделами, надпись на ее южной стене гласит: «Сей храм сооружен во имя Спасителя в 1833 году». В 1868 г. своды трапезной расписаны, а стены покрашены голубой краской. К этому времени старая колокольня заметно обветшала, а в некоторых местах появились трещины. Проект новой колокольни пирамидальной формы разработан выпускником Московского дворцового архитектурного училища Владиславом Францевичем Сикорским. Под его наблюдением она и строилась на средства, пожертвованные С. Т. Сорокиным и бывшим крестьянином д. Киселиха Дмитрием Федоровичем Баклышовым. Первые ее два яруса в плане имели форму квадрата и выложены были из кирпича, проложенного для прочности белой лещадью. Верхний ярус имел вид правильного восьмигранника, здесь разместили 8 колоколов, самый большой из которых весил 258 пудов, второй — 90 и третий, «вседневный» более 50 пудов.
Достопримечательностями храма являлись резное изображение Спасителя, сидящего в темнице, и икона святой мученицы Анисии, переданная в церковь вместе с другими иконами из Крестовоздвиженской церкви с. Лукино, которая с давних пор была приписана к Колычевской церкви.
С давних пор служители церкви занимались обучением ребятишек основам грамоты. Священник А.А. Смирнов одним из первых в губернии еще в 1837 г. «изъявил желание заняться первоначальным обучением детишек», на что получил разрешение митрополита Филарета. В 1886 г. в небольшом каменном доме при церкви, где ранее размещалась богадельня, по инициативе священника А. Н. Малинина была открыта приходская школа. Он же был и заведующим. Желающих учиться набралось до 80 человек, а школа и половину из них не могла вместить. Взявшая попечительство над школой помещица Мария Яковлевна Мещерина сняла для школы крестьянский дом. На ее же средства в 1895 г. к церковному дому для школы было пристроено новое кирпичное здание. В 1911 г. в ней обучалось 49 мальчиков и 22 девочки.
В 1916 г. в приходе церкви числилось 313 крестьянских дворов с 3284 жителями. Причт был большой: священники Семен Александрович Венеаминов и Михаил Иванович Успенский, диакон Михаил Сергеевич Троицкий, псаломщики Алексей Успенский и Иван Алексеевич Борисов. При церкви проживал и заштатный протоиерей Афанасий Николаевич Малинин, прослуживший в этой церкви с 1864 по 1915 г. и награжденный орденом Св. Анны III степени.
Однако, наступили новые времена, безвозвратно нарушившие исконный жизненный уклад села. В 1922 г. власти конфисковали 17 риз и четыре венчика с икон, 15 лампад серебряных общим весом 16 кг. В соответствии с законом, в 1925 г. было создано Колычевское религиозное общество во главе с церковным советом, вынужденное арендовать у государства саму церковь и всю церковную утварь. Ему в условиях постоянных гонений со стороны местных и центральных властей удалось хоть как-то удовлетворять потребности верующих, но в 1934 году был запрещен колокольный звон, через несколько месяцев церковь закрыли, а часовню «за ненадобностью» разобрали. Церковную утварь и иконы разобрали прихожане. Здание церкви использовалось то под склад, то под магазин. Постепенно погибало старинное церковное кладбище. От многочисленных надгробных памятников и плит сегодня уцелели лишь три мраморных надгробия…
Активное возрождение Воскресенской церкви с. Колычево началось с весны 1997 года, с назначением туда по указу Митрополита Ювеналия настоятелем священника Александра Голева. Красивейший храм, который осенью 1997 года должен был отмечать свое 300-летие, находился в крайне плачевном состоянии, совершенно не приспособленном к богослужению. Не было отопления, электричества, не было дверей и окон, по всему полу — метровый слой мусора. Не говоря уже о разрушенных куполах, еле стоящей полуразрушенной колокольне и полностью снесенном притворе — такое зрелище представляла из себя старинная белокаменная церковь, «памятник архитектуры федерального значения».
Осенью 1997 года храм смог торжественно отметить свой 300-летний юбилей.
Построен притвор, засияли кресты на куполах. По проектам архитектора Ивана Канаева воссоздавались внешний облик и внутреннее убранство храма. Для крещения взрослых устроен баптистерий, восстановлены боковые приделы во имя Всемилостивого Спаса и Архистратига Михаила, восстановлен уникальный пятиярусный резной позолоченный иконостас.
http://ikanaev.ru/Kolychev.html

Воскресенская церковь в селе Колычеве в XVII ст. была деревянная, в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. значится: «церковь Воскресения Христова Мячковской волости в селе Колычеве, дани 3 алтына с деньгою, кормовая гривна; 27 февраля 1628 г. те деньги взято».
13 августа 1680 г. по досмотру князя Андрея Шелешпальского «в селе Колычеве церковь Воскресения Христова деревянная, церковное строение мирское, у церкви поп Михаил Васильев… церковной земли по 20 чети в поле, сена по реке Пахре 40 копен, да церковный лужок в Сельцах у деревушки Семиврагов 12 копен». В писцовых книгах письма и меры Федора Пушкина и подьячего Андрея Строева 1627-28 гг. написано: «село Колычево, на реке Пахре, да к нему припущено в пашню пустошь Жеребцова, а в селе церковь Воскресения Христова, а у церкви во дворе поп Артемий Степанов, во дворе церковный дьячок Иван Максимов, во дворе проскурница Татьяна Иванова дочь, да место бобыльское…».
В 1687 г. в приходе церкви Воскресения Христова находились: двор попа, двор дьячка, двор просвирницын, да в селе Колычеве 19 дворов крестьянских, деревни: Шестова 16 дворов, Семиврагова 10 дворов, Чурилкова 11 дворов, Новлянская 15 дворов, сельцо Котляково, а в нем двор помещика стольника Ф. Ф. Нарышкина и двор окольничего И. М. Коркодинова, Вялкова 14 дворов, Воеводина – вотчина князя И. Коркодинова 12 дворов, Камкина 14 дворов, Киселиха 14 дворов, вотчины Николаевского Угрешского монастыря дер. Киприянова 10 дворов, вотчины Кириллова монастыря, что на Бело-озере, Еголчина 11 дворов, деревня с двором вотчинниковым Степана Чебышкина и 8 дворов крестьянских, сельцо Шишкино – вотчина княгини вдовы Ирины Барятинской, а в нем двор вотчинников и 5 дворов крестьянских, вотчины Троицы Сергиева монастыря дер. Жеребятева 5 дворов, дворцового села Пахрина в дер. Красине 13 дворов, вотчины боярина П. И. Матюшкина сельцо Немчиново с двором вотчинника и 5 дворами крестьян, сельцо Витовтово – Осипа Квашнина, в этом сельце двор помещиков и поместье стряпчего Льва Коковинского сельцо Лукино с двором помещиковым и 3 дворами крестьян.
В 1710 г. в селе Колычеве церковь Воскресения Христова каменная, но когда построена – неизвестно. При церкви состояли священники: Ларион Васильев 1710-22 гг. и Василий Родионов 1733 г.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Воскресенская церковь создана в 1697 г. на средства прихожан. Сложена из белого камня. Верх храма от уровня карниза алтаря перестроен в конце XVIII в. в том же материале, кроме свода, сложенного из кирпича. При этом памятник приобрел весьма оригинальную декорацию, представляющую позднюю интерпретацию мотивов московского барокко. Трапезная перестроена и расширена в 1833 г., получив ампирную обработку. Колокольня псевдорусского стиля сооружена вместо древней по проекту В.Ф. Сикорского в 1871-1873 г.г. Позднейшие части здания кирпичные с наружной белокаменной облицовкой.
Художественный центр осевой композиции, бесстолпный двусветный четверик храма с пониженным округлым алтарем увенчан компактным пятиглавием, поставленным на сомкнутом своде. Центральный барабан световой, малые — глухие. От первого строительного периода сохранились интересный по форме килевидный северный портал с небольшим киотом и скромный межъярусный пояс с поребриком. Нарядное убранство, стилизующее приемы конца XVII в., сосредоточено в верхней части здания, достигая наибольшего развития в завершении стен. Оконные наличники с фигурным очельем сменяются здесь развитыми карнизами и широким фризом с резными раковинами в тимпанах декоративных кокошников. Двухпридельная трапезная обработана крайне сдержанно. Крытый переход связывает ее с трехъярусной колокольней под небольшим каркасным деревянным шатром. Архитектура колокольни эклектична и перегружена гипертрофированными деталями.
Высокое целостное пространство храма по своему характеру противоположно интерьеру относительно низкой обширной трапезной с пристенными пилонами и системой коробовых сводов. В стенах храма голосники. Пол из метлахской плитки. В окнах второго света, в том числе восьмигранного западного, — кубчатые решетки и подставы от наружных ставней. Внутренняя отделка стен, росписи и иконостасы 1868 и 1900 г.г. утрачены.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 110.; Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Колычева. — М., 1903.; Холмогоровы, 8, с. 41.; ЦИАМ, ф. 54, on. 128, д. 699. 1871 г.; Архив ИИМК, ф. P-III, № 3950. Метрика, 1887 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?