Колпино. Собор Троицы Живоначальной (старый).

В 1722-1723 году на месте собора была построена деревянная «полотняная» церковь, освящённая 6-го мая 1723 года во имя святителя Николая. К сожалению, описания храма до нас не дошло. В 1735 году взамен ее строится деревянная же церковь, освященная 26 сентября во имя Святой Троицы с приделом свт. Николая. В эту церковь в том же году был перенесен из Ям-Ижорской часовни чудотворный образ святителя Николая — главная святыня Колпина. Рядом с церковью образовалось сельское кладбище, в 1809 году перенесенное за село. Здесь же, посреди села, рядом с деревянной церковью, 3 августа 1758 года была заложена каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами — Святителя Николая и Тихвинской Божией Матери. Никакого архивного материала за время до 1809 года не сохранилось. Новая церковь строилась в характерном для своего времени стиле «растреллиевско-елизаветинского» барокко, предположительно по проекту С.И. Чевакинского, а заканчивалась в 1767-1773 годах другим лицом, что сказалось в некоторых деталях отделки.
В 1773 году были освящены главный алтарь храма и его боковые приделы. Наименование приделов было выбрано не случайно: Тихвинская икона Божией Матери — покровительница всего Северо-запада России, а святитель Николай Чудотворец является небесным покровителем Колпина. Колпинская Троицкая церковь являлась крупным церковным сооружением, состоящим из храма и отдельно стоящей в 30-ти метрах западнее его надвратной колокольни. Размещалась она на пригорке в центре села. Высокая каменная колокольня, высотой 53 метра, выходила своим фасадом на Соборную (Урицкого) улицу и представляла в средней своей части проезд-ворота. Собственно колокольня возвышалась над воротами и состояла из трех уменьшающихся ярусов, которые завершались высоким колоколообразным ребристым куполом, несущим шпиль, общая высота которого с куполом составляла 23,5 метра. Колокола помещались на первом и третьем ярусах. Второй ярус, вернее только пояс, был отмечен циферблатами часов, механизм которых располагался внутри этого помещения. К колокольне с северной и южной сторон примыкали жилые помещения для церковного причта. Колокольня Троицкой церкви являлась главной доминантой Колпина и была видна за много верст от него.
Пятиглавая церковь, с одним доминирующим центральным куполом и четырьмя меньшими, расположенными по диагоналям, имела в плане форму креста, восточная оконечность которого была закруглена и представляла собой алтарную апсиду, а западная ее оконечность имела такую же глубину, как и восточная, но будучи прямоугольной, производила впечатление несколько выдвинутой. Общая высота церкви составляла всего 31 метр, однако для Колпина, состоявшего в большинстве из деревянных домов, эта высота была достаточно внушительной. Стены и своды храма были выложены из кирпича, и внутри и снаружи были оштукатурены известью. Во всех четырех углах здания находились пониженные односветные части, увенчанные луковичными маковками. Каждый из концов крестообразных выступов здания церкви был перекрыт двускатной крышей, которая с торца образовывала фронтон. На каждом купольном перекрытии был установлен круглый барабан с ложными окнами, который венчала четырехметровая восьмигранная луковичная маковка с крестом. С запада на восток церковь имела ширину 33,6 метра, а с севера на юг — 29,5 метра. Главный западный фасад церкви имел выступающую гранитную паперть с прямоугольной площадкой и лестницей на три стороны в пять ступеней. Внутреннее убранство Троицкой церкви поражало своей красотой и великолепием, и прежде всего обилием богато украшенных икон в дорогих ризах.
Наибольшего своего расцвета и великолепия церковное убранство достигло к 1914 году, благодаря щедрости прихожан и благотворителей. Внутренние своды храма опирались на четыре массивных четырехгранных каменных столпа, служивших одновременно опорой и для центрального купола. Колонны эти со всех сторон были украшены иконами в огромных киотах. Однако наибольшим великолепием и красотой поражал всех огромный центральный трёхъярусный иконостас нежно-голубого цвета с шестнадцатью позолоченными колоннами и фигурами десяти ангелов, также позолоченными. Полностью позолоченные резные Царские врата иконостаса украшали иконы Благовещения Пресвятой Девы Марии, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов, в серебряных ризах. Над Царскими вратами находилось укрепленное деревянное резное сияние с посеребренным изображением Святого Духа в виде голубя, окруженного шестью резными позолоченными херувимами. Иконостас украшали иконы великолепной работы, украшенные серебром, позолотой, горным хрусталем разного цвета. Во втором ярусе был помещен огромный живописный образ «Спас на престоле», высотой 2,5 метра; над ним помещалась резная позолоченная корона и под ней вензель с литерой «Е» императрицы Екатерины II. Третий ярус состоял из двух витых позолоченных икон, между которыми находился высокий (2,7 метра), закругляющийся сверху образ Божией Матери на престоле, венчаемый ангелами. Иконостасы обоих приделов были совершенно одинаковы и имели три яруса. В художественном отношении придельные иконостасы представляли большую ценность.
В церкви хранились Кресты с мощами Святых Угодников — поистине бесценные святыни, в том числе Крест с 55-ю частицами Святых Мощей. На улицу из храма вело три выхода — центральный и по одному с северной и южной стороны. В 1900-1901 годах были построены каменные часовни в углах церковной ограды. Проект часовен был разработан кем-либо из заводских инженеров при консультации Вас. А. Косякова. В каждой из них находились роскошные резные иконостасы из темного дуба. Часовни как нельзя лучше вписались в комплекс Троицкой церкви, завершив, тем самым, его постепенное развитие. В 1918 году Троицкий храм был возведён в ранг собора. В 1922 году собор, принадлежавший обновленцам, подвергся изъятию ценностей. В начале 1930-х годов собор был поставлен на охрану как памятник архитектуры, имеющий художественно-историческую ценность. Закрытый в 1937 году собор подвергся разграблению, иконостас храма был уничтожен. Через год здание было перестроено в кинотеатр, который располагался в нем до самой войны. В начале войны, в августе 1941 года, спецгруппой НКВД была подорвана верхняя часть колокольни собора, которая могла служить ориентиром для врага. В результате прямых попаданий снарядов во время войны здание собора сильно пострадало, были разрушены все его купола и своды. Полуразрушенный остов колокольни был окончательно снесен в 1943 году. Сохранившиеся на 80-100% стены собора были разобраны в 1957- 1958 годах, несмотря на почти десятилетнюю борьбу ГИОП за сохранение и восстановление здания.
Память о Троицком соборе осталась до сих пор, свидетельством чего стала установка в городском саду на месте храма деревянного креста и памятной доски, освящённых 29 августа 1996 года; а также воссоздание в Колпине Свято-Троицкого прихода, которым построена деревянная церковь во имя свт. Николая.
В 2007 году собор был уже вчерне возведён. Начались отделочные работы. В 2009 году был установлен постоянный иконостас. Торжественное освящение собора совершил 19 декабря 2009 года епископ Петергофский Маркелл (Ветров). Рядом с собором построен двухэтажный церковный дом (нижний этаж каменный, верхний- деревянный).
http://piters.in/nohram/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?