Колпино. Церковь Спаса Преображения.

Небольшой храм Спаса-Преображения в погосте Колпино, находящемся на западном берегу острова Колпино в Псковском оз. (Печорский р-н Псковской обл.) принадлежит к слабо исследованным памятникам. Впервые, он упоминается в 1463 г., когда немцы «зажгли» («сожгли») церковь и стоящие поблизости рыбачьи поселки (исады). Храм в это время был, видимо, деревянный. Храм «Преображения Спасова на Колпине» упоминается в писцовой книге 1585-1587 гг. Колпино было центром Колпинской губы Завелицкой засады Псковского уезда.
В настоящее время храм представляет собой довольно крупный четверик (8,4 х 8,4 м), завершенный четырехскатной кровлей и крупным деревянным барабаном с шлемовидной главкой. Четверик сложен из плитняка на известковом растворе кремового цвета. С востока к четверику примыкает пониженная полукруглая абсида, с запада — невысокий притвор, по ширине равный четверику. Перед притвором поставлена невысокая двухъярусная колокольня. Из архивных источников (сведения заимствованы из паспорта, составленного Б. С. и Е. И. Скобельцыными) известно, что в 1847 г. был сломан старый каменный свод четверика и заменен плоским перекрытием. Тогда же вместо каменного барабана был водружен ныне существующий деревянный. В 1857 г. старый притвор был заменен ныне стоящим. В 1871 г. построена колокольня. Стены притвора и колокольни сложены из плиты, но с использованием кирпича. Судя по смятой форме абсиды и использований в ней кирпича, эта часть храма также сооружена в середине XIX в.
Декорация фасадов четверика характерна для псковской архитектурной школы XV-XVI вв. На восточном фасаде сохранились только крайние лопатки, что связано с перестройкой апсиды. На других — фасадах стены расчленены довольно широкими лопатками на три прясла. На северном и южном фасадах сохранились двухуступчатые лопастные арки в боковых пряслах и основания лопастных арок — в средник. На западном фасаде в среднем прясле ясно видны очертания трехлопастной кривой. Крайние прясла на боковых фасадах равны по ширине, что характерно для бесстолпных храмов. На северо-западном и юго-западном углах имеются закрестья, разделяющее лопатки смежных фасадов, с востока закрестья не сохранились. Можно предположить, что дверь на северном, фасаде и низко расположенное окно на южном фасаде соответствуют боковым дверям первоначального храма, то же можно сказать об окне второго света на северном фасаде. Положение дверей и окна на боковых фасадах, видимо, древнее, но формы их изменены.
В интерьере храма арка, ведущая в абсиду, явно поздняя, растесанная, но стена над ней не перекладывалась и сохранила два голосника. Арка в трапезную также расширена в середине XIX в. На северной стене сохранилась штраба от пяты коробового свода, ориентированного по оси запад-восток. В середине видна штраба полукруглого люнета поперечной распалубки. Такая форма свидетельствует о том, что храм был бесстолпным и относился по своему перекрытию к одному из двух типов: «с несущей распалубкой» или «со ступенчатой распалубкой». Судя по ширине распалубки и размерам храма наиболее вероятна типология с прорезающей коробовый свод несущей распалубкой. Храмы с подобными сводами часто встречаются в псковской архитектуре XV-XVI вв.
Бесстолпные храмы нехарактерны для псковских погостов. Известен только еще один храм: церковь в Пустом Вокресении 1495 г., отличающаяся от колпинского памятника по характеру сводов и декору фасадов.
Дата храма в Колпино оставалась бы в широких пределах XV-XVI вв., если бы на колоколах, висящих на существующей колокольне, не было надписи, раскрывающей имена заказчиков и дающей дату отливки. Надпись никогда полностью не публиковалась и потому мы приводим ее целиком, раскрыв титла (буквы в скобках) и заменив устаревшие буквы кириллицы: первый колокол — «СЛИТЫ БЫ СИЯ КОЛОКОЛЫ НА ПАМЯТ С(БЯ)Т(О)ГО АИ(ОСТО)ЛА ЛУКЫ ЛЕТА 7066Г0 М(ЕСЯ)ЦА ОКТЯБРЯ В.18 ДНЫ К ХРАМУ ПРЕОБРАЖЕНЫ) Г(ОСПО)ДА Б(О)ГА СП(А)СА НАШЕГО И(ИСУ)СЪ Х(РИ)С(Т)А В КОЛПИ-НОЕ ПРИ ДЕРЖАВЕ ЩА)РСТВИЯ БЛ( А) ГОЧ( ЕС) ТИВАГО Ц(А)РЯ И Г(ОСУ)Д(А)РЯ ВЕЛИКАГО КН(Я)ЗЯ ИВАНА ВАСИЛЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ И ПРИ АРХИЕП(ИСКО)ПЕ ВЕЛИКАГО НОВАГРАДА И ПСКОВА ПИМИНЕ И ПРИ С(ВЯ)Щ(Е)ННИКЕ ЕРМОЛЫ ВАСИЛЕВЕ С(Ы)НЕ И ПРИ ДЕТЕХ БОЯРСКИХ КОЛПИНСКОЙ ГУБЕ ИВАНЕ БОРИСОВЕ С(Ы)НЕ»; второй колокол — «ПО¬ВЕЛЕНИЕМ СТАРОСТЫ ЦЕРКОВНАГО ОМЕЯНА ГРИГОРЬЕВА С(Ы)НА И ПЕТРА ОНИСИМОВА С(Ы)НА И ПРИ СТАРОСТЕ ВОЛОСНОМ ОНТОНЕ А ДЕЛАЛИ МАСТЕРЫ ПСКОВИЧИ МНОГОГРЕШНЫ РАБЪ КУЗМА ВАСИЕВЪ С(Ы)НЬ ДА ЛОГИН СЕМЕНОВЪ С(Ы)НЪ КОЛОКОЛНИКИ ЗЗА ВЕЛИКИХ ВОРОТ СЛАВА СВЕРШИТЕЛЮ И ВСЕХИТРЕЦУ ЕДИНОМУ Б(О)ГУ АМИНЬ».
Следовательно, колокола для колпинской церкви были отлиты 18 октября 7066 (1557) г. Заказчиками были: боярские дети Колпинской губы (назван один Иван Борисов), церковный староста Омельян Григорьев, Петр Онисимов, а также волостной староста Онтон. Упоминается и священник Ермола Васильев. Иван Борисов пока не идентифицирован ни с одним из помещиков, церковный староста Омельян Григорьев и Петр Онисимов тоже неизвестны, но в 1585-1587 гг. в писцовой книге в исаде на Колпинском погосте упоминаются Якушко Омельянов и Дорох Онисимов, возможно, связанные с лицами, названными в надписи 1557 г. Почти точно можно отождествить волостного старосту Онтона с Онтоном Силиным Выповским, владевшим в 1585-1587 гг. землями в самом Колпине и деревне Шартово (Шертове) на острове Колпино. Колокола отлиты накануне Ливонской войны, начавшейся в январе 1558 г. Представляется, что ко времени около 1557 г. можно отнести и постройку самого храма
Возведение каменного храма на западной границе Псковской земли очень необычно. Подобное строительство в пограничной с Ливонией и, как видно из известия 1463 г., небезопасной местности, стало возможным только из-за усиления Русского государства в связи с переходом к более агрессивной и уверенной политике в отношении немецких государств Прибалтики. Ясные и гармоничные формы четверика храма говорят о продолжающейся в 1550-е гг. традиции строительства отдельностоящих бесстолпных храмов. Церковь в Колпино важна для уяснения типологии каменного строительства в погостах, где в XVI столетии возводятся в основном средние по размерам четырехстолпные храмы. Интересно участие помещиков церковном строительстве. Кроме того, мы получаем новые сведения об архитектуре 1550-х гг. — времени наименее известном в истории псковского зодчества XVI в. Как известно, в 1555 г. большая группа псковских мастеров и каменщиков была вызвана в Казань. Церковь в Колпино сооружена оставшимися мастерами, вероятнее всего, той артелью, которая работала в 1540-1560-е гг. в. Псково-Печорском монастыре. Этот монастырь, по данным 1585-1587 гг., имел в Колпино свой рыбачий поселок-посад.
Несколько слов следует добавить о мастерах-литейщиках колпинских колоколов. Кузьма Васильев и Логин Семенов вместе слили не только колокола 1557 г. В 1558 г. они слили колокол для Псково-Печорского монастыря, в 1559 г. — еще один колокол, бывший в Белозерске, в 1567 г. — колокол для Троицкого собора в Пскове. После 1567 г. Логин Семенов работал один: в 1570 г. два колокола слиты для Юрьева Ливонского («Ерьево»), в 1572 г. отлиты два колокола для церквей Воздвиженья и Петра и Павла на Государевом дворе в Пскове и еще один колокольчик, бывший в Троицком соборе. В 1574 г. отливается еще один колокол, а в 1578 г. — колокол для церкви Успения с Пароменья. Таким образом «подпись» псковских литейщиков «из-за Великих ворот» Пскова дает начальную дату как совместного творчества Кузьмы Васильева и Логина Семенова, так и начала работы Логина Семенова.
Седов. Вл. В. Церковь Преображения в Колпино. https://arheologi.livejournal.com/94498.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?