Император Павел слыл большим реформатором. Все царские нововведения были направлены на благо страны (в его понимании), даже те, которые сегодня кажутся нам странными. Так, государь своим указом реформировал русский балет – танцоров приказал отправить в армию, а мужские партии отдавать женщинам. В его правление взошла впервые звезда балерины Евгении Ивановны Колосовой.
Она родилась в семье артиста Ивана Неелова в 1780 году. Уже в 14 лет впервые вышла на сцену Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге. В девятнадцать ее официально приняли в состав Императорской труппы. Девочка окончила специальное учебное заведение, куда обычно отправляли на учебу детей придворных артистов. Определили юную худенькую балерину на мужские роли. Сам император Павел заметил талант и от всей души благоволил к артистке, ставшей вскоре примой труппы.
Евгения вышла замуж за музыканта театра Михаила Колосова. Она сочетала великолепную внешность и артистические дарования, которым, по мнению Шарля Дидло «не было пределов». Этот выдающийся франко-русский балетмейстер давал ей ведущие роли в главных постановках. Коллеги тепло отзывались о Евгении Ивановне не только как о великой артистке, но и доброй женщине, готовой помочь юным талантам.
Балерина Евгения Колосова одной из первых исполнила на сцене русские танцы. Блистала в трагической пантомиме и в драматических ролях – русский театр тогда еще не разделился на строгие специализации, артисты были и танцорами, и актерами, и певцами. Колосова первая сменила на сцене пышные платья на легкий балетный хитон.
30 лет танцевала Евгения Колосова в составе Императорской труппы, потом занималась педагогической деятельностью, пока не умерла в 1869 году. Ее дочь Александра прославилась как русская драматическая актриса середины XIX века, супруга известного актера-трагика Василия Каратыгина.
В те годы быть актрисой означало иметь богатого «покровителя». В числе любовников Евгении Колосовой указывают генерала Ивана Римского-Корсакова, а также князя Николая Юсупова. С последним, возможно, у них был общий сын.
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130836/improved-photoi-62eb104e20efe.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130856/kniaz-nikolai-borisovich-iusupov-62eb10c43f406.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130914/improved-photo-1-62eb106c0e665.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130934/bolshoi-kamennyi-teatr-v-sankt-peterburge-v-1790-godu-62eb1095c2fd1.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130956/vid-bolshogo-kamennogo-teatra-posle-perestroiki-po-proektu-toma-de-tomona-s-graviury-neizv-khudozhnika-1810-62eb10a25ac30.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130748/improved-photo-62eb10337d69f.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18131020/zritelnyi-zal-peterburgskogo-bolshogo-teatra-v-1820-e-gg-62eb10bcaf5ce.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130806/balerina-evgeniia-kolosova-62eb104449e09.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18131037/vid-bolshogo-kamennogo-teatra-v-sankt-peterburge-pered-snosom-v-1886-g-62eb10ab3637c.jpg)
![](https://fra1.digitaloceanspaces.com/blog.ruskontur/wp-content/uploads/2023/03/18130821/doch-baleriny-evgenii-kolosovoi-a-m-karatygina-na-portrete-zh-d-kura-1842-62eb10b236bed.jpg)