Кирпичная церковь построена в конце XVIIв., внешние архитектурные формы были изменены в XVIIIв. в стиле раннего барокко. Бесстолпный двусветный четверик с трапезной и северным приделом поставлен на высокий подклет. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, близким к куполу. В ходе реставрации 1970-х гг. был разобран прямоугольный алтарь XVIIIв. и восстановлены три древние апсиды, от которых сохранялись основания в подклете. Внутри четверика храма при исследованиях были обнаружены остатки кирпичной алтарной перегородки, этот прием устройства алтаря внутри основного объема уникален для конца XVIIв. Храм завершается ярусами кокошников и небольшим пятиглавием. Декор фасадов, срубленный в XVIIIв., восстановлен при реставрации по «хвостам» кладки. От шатровой колокольни, современной храму, сохранился первый ярус.
На Посадской улице в доме, обозначенном на карте под №18, среди уютных двориков, утопающих в зелени, возвышается храм Николы Посадского, иначе называемой церковь Воскресения Словущего — один из старейших и красивейших храмов Посада, да и города Коломны. Первое упоминание о деревянной церкви во имя Николы «Мокрого» содержится в писцовых книгах 1577-1578 гг. Тот храм, который мы видим сегодня, в стиле «московского узорочья» был возведён на средства прихожан в 1716 году. Вместе с храмом была возведена и шатровая колокольня. Но от изящной шатровой колокольни осталось лишь основание с заложенным арочным проходом, внутристенной лестницей и муравлёным изразцовым декором. А ведь в старину эта звонница звалась «Сорокозвоном». Четыре ряда слухов — изящных арок, опоясывающих свечу звонницы — придавали ей вид ажурности и невесомости. В 1763 году при колокольне была построена каменная богадельня.
Особый вклад внесли местные купцы Иван Алексеев и Иван Бичевин. Хлеботорговцы Бичевины ещё до возведения каменной церкви делали большие пожертвования на содержание прихода, в частности, в 1661 году Иван Бичевин пожертвовал храму старинный напрестольный крест, который хранился там до начала ХХ века. В 1792 году храм пережил пожар, от которого церковное здание сильно пострадало. Но прихожане, немного отойдя от случившегося происшествия, начали собирать средства на восстановление «Коломенской жемчужины». Но по каким-то необъяснимым причинам, после проведения ремонтно-реставрационных работ, церковь изменилась до неузнаваемости: горку нарядных кокошников кровли накрыл железный шатёр, упростились фасады и апсиды, резные наличники варварски срубили. Были утрачены крыльца и галерея западной паперти. Ажурные кресты заменили крестами простой формы. Новые времена — новые архитектурные формы.
В 1830-х годах старанием церковного старосты С. Д. Широкова на имеющиеся в храме образа было изготовлено 20 новых серебряных риз, в церкви настелили белокаменный пол, выложили печь, внутри церковь украсилась настенными росписями. В 1867 году, в процессе переделок, Никольский придел был соединён с главным алтарём, восстановлен придел в трапезе во имя Иоанна Богослова.
В советское время церковь переделали под жильё. Иконы, церковная утварь, иконостасы были утрачены ещё в середине 20-х годов ХХ века, а позже, росписи были замазаны масляными красками «дабы не отпугивали новых постояльцев». В 1960 году храму Николы на Посаде присвоили статус памятника федерального значения, подлежащий охране государством. На стену была повешена табличка, говорящая об этом. Только, вот к реставрационным работам приступили лишь в 1970 году. В ходе реставрационных работ 1970-1985 годов были восстановлены фасадный декор, апсиды, кокошники, кровля, установлены ажурные кресты на лемеховых главках.
Храм восстанавливался по проекту известного реставратора В. В. Кавельмахера специалистами Коломенской реставрационной мастерской. Церковь Николы на Посаде была отреставрирована за счёт государства и, в 1992 году, решением администрации города здание было передано православной старообрядческой общине. Были заменены ажурные кресты на главках на вытянутые, простой формы. Храм ныне является действующим, в нём проводятся службы, но старообрядцы категорически против посещения церкви «посторонними».
Необычность и уникальность церкви создаётся за счёт необычного исполнения кровли — она выполнена из небольших арочек (кокошников), которые располагаются друг над другом. Высокий двусветный четверик возвышается на обширном подклете, порталы и окна церкви убраны искусной резьбой из кирпича. Свод храма одет шестью рядами кокошников общим числом более 105 единиц. Такие кокошники на Руси назывались «огневидными», их сравнивали с языками пламени зажжёных свечей, застывших в камне. Поэтому подобные храмы на Руси именовались «огненными». Неслучайно писатели называли церковь Николы на Посаде «коломенской жар-птицей». Вершина храма венчается «пучковым» пятиглавием: центральный барабан световой, а остальные четыре — «глухие». У Никольского придела одна главка. Позолота центральной главы сочеталась со сверкающим покрытием остальных четырёх, покрытых дощечками-лемехами, выполненными не из дерева, а из поливных изразцов. К западной паперти и порталам вели размашистые лестницы, украшенные нарядными шатрами.
Особенно красивы были ажурные «процветшие» кресты, увенчанные коронами, с которыми связана интересная народная легенда. Через недолгое время после постройки церкви в ней происходило венчание. Когда на молодых возложили венцы, вдруг поднялась сильная буря, ветер сорвал с брачующихся короны и водрузил их на церковные кресты. Люди стали искать причину, по которой Господь отказался принять венчание, и оказалось, что юноша и девушка были брат и сестра. Девушку в малолетстве похитили, и, когда дети выросли, они встретились и полюбили друг друга. Но Господь не позволил свершиться беззаконию, и вместо молодых обвенчал кресты.
Из книги: Ломако Е. Л., Воробьёв М. Г. «Знакомьтесь: Коломенский посад». — Коломна: Лига, 2018
Одним из самых выразительных храмов Коломенского посада является храм Николы на Посаде (церковь Воскресения Словущего). Церковь венчает шестиярусная прамида из 105 кокошников. Это коломенская «пламенеющая готика». Церковь уникальна, столько «огоньков» над храмом в других местах вы не встретите. Церковь построена богатыми прихожанами в 1716 году. Да-да, в Москве в это время уже и нарышкинское барокко устарело, в моду вошли новые изводы барокко, а в провинции продолжали строить в стилистике прошедшего столетия. Это типичный купеческий храм: в обширном подклете хранили товары, книги, казну — кто что берёг. Наверху просторная летняя неотапливаемая церковь в честь Воскресения Словущего, а сбоку маленький зимний тёплый придел во имя Святителя Николая.
Загадочное квадратное строение посередине церковного двора — остатки первого яруса отдельно стоящей колокольни. Шатровую колокольню 1716 года постройки уничтожили в советское время. Советский Союз во многом был противоречивым, несуразным и угловатым — с церковью боролись, а вот памятники церковной архитектуры восстанавливали. В 70-е годы ХХ века провели серьёзную реконструкцию храма Николы на Посаде, восстановили ярусы кокошников под пятиглавием. Стоит сказать, что в конце ХVIII века кокошники срубили и перекрыли церковь простой четырёхскатной крышей. Через 200 лет это уникальное навершие вернулось на Посад благодаря советским реставраторам.
Никольскую церковь в 1992 году передали Русской православной старообрядческой церкви. Старообрядческая община сделала ремонт в здании и заодно заменила ажурные кованые кресты на главах на простые восьмиконечные. Остаётся ждать очередную серьёзную реставрацию, может быть, тогда и колокольню восстановят, и кресты вернут. Если присмотреться, то храм Николы на Посаде стоит наискосок участка, подсказывая, что старинная улица, ведущая к реке, когда-то шла по-другому. Если провести линию на карте современной городской застройки, то получится, что старинная булыжная мостовая, которая вела к переправе через реку Москву, проходила возле храма и колокольни.
На дочери священника Никольской посадской церкви был женат писатель Борис Пильняк. Молодые жили в доме священника на церковном участке с 1917 по 1924 год (Арбатская ул., 7). Под церковный колокольный звон писатель работал, собирая в свои произведения соседей и местные предания. Теперь мы знаем, что тесть «запирал церковь, как художественный театр, в час богослужения».
Описание Коломны можно найти в романах Пильняка «Голый год», «Волга впадает в Каспийское море», «Машины и волки», «Соляной амбар».
Из книги: Михаил Жебрак «Пешком по Подмосковью». — Москва. ООО «Издательство Аст», 2020