Крестовоздвиженский собор возведён по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1852 – 1855 годах. Величественный алый собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря, но и всего Коломенского кремля. На внутреннюю отделку собора пожертвовал 30 тыс. рублей знаменитый меценат Московской губернии Яков Яковлевич Ермаков, дочь которого Феодосия (в постриге Феофания) находилась в монастыре. 30 июля 1858 года освящены придельные алтари собора в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Иоанна Златоуста, а 13 сентября 1858 года, накануне престольного праздника, викарием Московским Высокопреосвященным Евгением освящён центральный Крестовоздвиженский алтарь собора.
В советское время собор был осквернён, в нём устроили овощехранилище. Только летом 2005 года здесь начались реставрационные работы. В преддверии Дня Славянской письменности и культуры, столицей которого в 2007 году стала Коломна, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И, хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.http://www.ubdm.ru/index.php/church/krestovozdijenskii-sobor
Крестовоздвиженский Собор с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святителя Иоанна Златоуста входит в состав Успенского Брусенского женского монастыря. Он был возведен к 300-летнему юбилею монастыря по инициативе игуменьи Олимпиады (настоятельницей монастыря с 1848 по 1873 г.) в 1855 г. и освящен в 1858 г. Проект разрабатывал архитектор А.С. Кутепов, но в 1850 г. Присутствие департамента проектов и смет признало проект «неудовлетворительным по неблаговидности фасадов». В том же году принят был проект В.Е. Моргана, который, оставив план без изменений, основательно переработал фасады. Этот проект и был реализован с некоторыми отклонениями.
С точки зрения архитектуры, здание храма построено в сочетании приемов классицизма с псевдо-русским стилем. Он представлял собой пятиглавую шатровую конструкцию, четыре купола в которой были глухими, центральный пятый – световым. Фасад в духе XVII века разделен с помощью парных полуколонн на прясла. Основной мотив убранства – это наличники, которые имитировали формы московского барокко. Архитектура здания была подчеркнуто декоративной, проявлявшейся цветовом контрасте краснокирпичных стен с белокаменными многочисленными деталями. В западном притворе стояли хоры.
В 1920-е годы после закрытия монастыря с Крестовоздвиженского собора были сняты барабаны и купола. В советское время считалось, что «поздние постройки, в том числе Воздвиженский собор… значительного художественного интереса не представляют». В здании были размещены склады. Восстановление храма состоялось в начале XXI века с возвращением Брусненской обители статуса монастыря.
http://www.коломна.su/old-kolomna/krestovozdvigenskiy-hram/