Колокольня принадлежит к раннему классицизму и, не считая проезда внизу, отмеченного снаружи четырёхколонным римско-дорическим портиком с фронтоном, имела четырёхъярусную строго центрическую композицию, четырёхугольное основание с четырьмя большими полуциркульными проёмами; ярус звона над ним, с высокими арочными проёмами, фланкированными спаренными тосканскими колоннами, с раскрепованным над ними антаблементом; по-барочному выгнутую кровлю с люкарнами и лёгкий венчающий фонарь со шпилем. Располагаясь на оси проезда, начинающегося от портика Присутственных мест, проходящего сквозь каре Красных рядов, продолжающегося затем в крутой лестнице пролома Пряничных рядов и далее, между аркад рядов Рыбных, колокольня создавала ряд эффектных перспектив; лёгкий, идиллический силуэт её, замыкавший перспективу двора Красных рядов с убегающими вдаль тосканскими колоннадами Мелочных рядов, при рассматривании с противоположной стороны преображался, приобретая свойства истинной величавости. Двигаясь от Волги между аркадами Рыбных рядов, зритель видел её высоко вознесённой над южным фасадом Пряничных рядов; по мере приближения к рядам колокольня постепенно исчезла из поля зрения; затем наступал кульминационный момент восприятия, попав в тёмное пространство пролома Пряничных рядов, зритель поднимался по широкой лестнице, на последних ступенях которой в течение нескольких мгновений мрак сменялся светом, и прямо перед ним представал величественный портик с возносящейся в небо колокольней. Силе впечатления способствовал сильный ракурс, обусловленный низким уровнем горизонта. Поднявшись на верхнюю ступень лестницы, зритель видел сквозь арку проезда глубокий двор Красных рядов, колоннады Мелочных рядов и, совсем вдали, сквозь арку проезда дальнего плана, портик Присутственных мест. Не менее значительной была роль колокольни в ансамбле центральной площади. Здесь она перекликалась с вертикалью каланчи, и смотрящему на колокольню с запада или севера казалось, что она занимала среднее место между аркадами рядов – Красных и Пряничных, стягивая их в единый ансамбль. В 30-е годы XX века, подобно соборному ансамблю, венчавшему холм Костромского кремля, и многим другим, большим и малым церквам, вместе с гражданскими постройками, собственно, и составляющими художественно-исторический центр города, колокольня церкви Спаса в рядах была сломана, сама церковь обезглавлена и обращена в склад. Ансамбль центра Костромы и силуэт города со стороны Волги были безмерно обеднены. Исследование и обмер остатков колокольни на чердаке рядов, сопоставление их с фотографиями 1908 года, изображающими её в разных ракурсах и с разных расстояний, позволило составить предлагаемый проект её реставрации. При более детальном обследовании чердака Красных рядов, проведённом уже после выполнения проекта, была найдена перильная решётка, стоявшая в основании венчающего фонаря, её размеры совпали с проектными. Настоящим проектом предусматривается восстановление только колокольни церкви Спаса в рядах, вопрос о восстановлении здания церкви отложен до проведения исследования её в натуре. Основная масса кладки должна быть сделана в силикатном кирпиче, в красном кирпиче выполняются тёсаные карнизы и пояски; модульоны карнизов, из соображений большей долговечности, должны быть белокаменными. Здание армируется железными связями, из железа выполняются каркас кровли и венчающего шпиля. Стены колокольни снаружи и изнутри оштукатуриваются, карнизы, архивольты и пояски вытягиваются по шаблонам. Внутри колокольни должны быть восстановлены открытые лестницы. Готовое здание покрывается известковой побелкой, кровля и шпиль колокольни окрашиваются медянкой, крест, яблоко и конус под ним золотятся.
Высота сооружения от земли до верха креста 42 м, высота восстанавливаемой части 33 м, ширина стороны основания колокольни 8,8 м.